Общество

Стенка на стенку

02 августа

При помощи известных художников-граффитистов корреспондент «НВ» научился отличать настоящие произведения уличного искусства от уродливого хулиганства

Как обычно, перед работой выхожу с чашкой чая на лоджию, окидываю взглядом привычную панораму – вывески магазинов и кафе, аптек и парикмахерских, дальше – фотосалон, универсам… стоп! Гигантские граффити появились на стене дома напротив – восемь ярких и, кажется, бессмысленных букв высотой больше человеческого роста.

– Такие надписи назвать граффити можно с большой натяжкой, – рассказывает Дмитрий «Хэнк» Золотов, известный в Петербурге граффитист. – Большого ума, чтобы написать несколько букв и раскрасить их, не требуется. Вот вписать разноцветную картину в окружающий пейзаж – это искусство.


«В исторической части – никогда!»

Мы с Хэнком пробираемся по узкой тропке мимо глухой стены гаражного кооператива под путепроводом, перекинутым с Российского на Индустриальный проспект. Идем к железнодорожному мосту на Заневском проспекте. Здесь художник собирается показать мне следы долгой и упорной борьбы граффитистов с коммунальными службами. Но об этом позже. Пока же мастер опытным глазом подмечает все неровности и неточности в украшающих гаражи картинах своих товарищей.

– Молодые, но перспективные, – рассказывает о них Дмитрий. – Кое-кто из них вполне может вырасти в настоящего профессионала. Вот, например, погляди – рисунок, изображающий дружелюбное привидение Каспера. Помнишь мультик такой? Нарисовано неплохо, но вот пропорции страдают. Да и фон не очень подобран – белая фигура на ярко-зеленом. По мне, так глаз режет. Хотя, может, просто баллона с другой краской не было…

У Хэнка принцип: рисовать только на глухих страшных стенах, которые картины могут сделать ярче, украсить. Можно на гаражах, стоящих на отшибе, под мостами… В исторической части Петербурга – никогда.

– Наша поляна – депрессивные районы, трансформаторные будки… А вообще сообщество у нас закрытое, люди особо светиться не хотят, – говорит художник. – В Европе, например, граффити признаны видом современного искусства, а у нас за них можно штраф получить.

На вопрос о том, приходилось ли ему платить штрафы, Хэнк ухмыляется:

– Бывало… Но чаще удавалось все в шутку повернуть. Однажды милиционеры предложили старый «запорожец» разрисовать – обещали отпустить. Мы с другом за 7 минут уложились.

…Тем временем гаражная стена заканчивается у железнодорожных путей. По ним как раз неспешно двигается темно-зеленая электричка.

– А вагоны когда-нибудь разрисовывал? – спрашиваю Хэнка, пока мы стоим в ожидании свободного пути.

– Да ты с катушек, что ли, съехал? – в общении мой собеседник, несмотря на свой уже довольно почтенный возраст (Дмитрию почти 40 лет), часто использует молодежный жаргон. – Это же вандализм чистой воды! Мне таких проблем не нужно. И ребятам, которые ко мне за советом обращаются, всегда говорю: не лезьте в депо. Хотя было бы интересно представить вагоны в виде домов на колесах. Но я понимаю: у РЖД свои правила. Если с таким предложением ко мне обратятся – обязательно помогу. А так – увольте.


Тэги – это не граффити

Как вы сами можете заметить, большинство петербургских граффити – это вовсе не картины, а так называемые тэги, рисунки, выполненные оригинальным шрифтом. Они-то и стали в последнее время настоящим бичом Петербурга. Начинающие граффитисты изрисовывают такими тэгами все подряд. В том числе и памятники архитектуры. Вспомнить хотя бы надписи, появившиеся на стенах дворца Белосельских-Белозерских в прошлом году. А недавно вандалы средь бела дня исписали тэгами постаменты знаменитых клодтовских коней.

– 90 процентов того, что люди называют «граффити», этим вовсе не является, – говорит один из инициаторов создания в России школы граффити Саша Turn. – А вот настоящие граффити, считаю, могут органично вписаться в город: новая эпоха, новое видение… Некоторые дома сами просят такой одежды.

К сожалению, большинство настенных «художников» о том, чтобы органично вписать граффити в городскую среду, не задумываются. Пройти хотя бы полторы-две сотни метров самыми популярными туристическими маршрутами и не встретить испоганенные ими дома – почти невозможно. Мы наугад выбрали несколько улиц и поразились – вандалы превратили их в настоящее место боевых действий против исторического наследия.

Так, нечетная сторона набережной канала Грибоедова от Банковского моста до Гороховой улицы сплошь исписана непонятными надписями. Многочисленные туристы фотографируются рядом со знаменитыми грифонами на фоне размалеванных стен, пытаясь встать таким образом, чтобы художества хулиганов от искусства не попали в объектив. Но тщетно! Как ни выбирай ракурс, убогие рисунки все равно попадают в кадр.

А Малый проспект Петроградской стороны скоро вообще станет больше походить на какой-нибудь Гарлем из дешевых американских фильмов про мафию. Осталось только положить на тротуары рваные тюфяки, на которых ночуют бродяги, и установить ржавые бочки, в которых бездомные по ночам разводят огонь. Потому что обветшалые фасады зданий и так уже давно пестрят чем попало. Такая же картина в Мучном переулке, на набережной Фонтанки, на Садовой улице. Даже на гранитных плитах Марсова поля, под которыми захоронены несколько сотен человек, и то регулярно появляются надписи!

– Это действительно большая проблема, – говорит Владимир Тимофеев, директор петербургского Музея городской скульптуры, работникам которого постоянно приходится приводить в порядок памятники, обезображенные вандалами. – Такими темпами лет через двадцать Петербург превратится из шедевра мировой архитектуры в заштатный город.

Что делать, чтобы на стенах домов и памятниках не появлялись тэги?

– У меня, к сожалению, ответа на этот вопрос нет, – вздыхает Хэнк. – Сейчас появилось очень много людей, которые не понимают, что такое граффити. Им кажется, что намалевать на стене надпись – это верх профессионализма. Но настоящие художники прекрасно понимают, что это совсем не так. Поверь, никто из мастеров никогда не позволит себе поганить наш прекрасный город. И учеников своих мы так учим.


Борьба идет, но не с теми

– Ну вот мы и пришли. Здесь я начинал, – Дмитрий смущенно улыбается, поглаживая рукой выщербленную поверхность длинной стены под железнодорожным мостом через Заневский проспект.

Часть картин замазана грязно-серой краской. По словам Хэнка, уже лет пятнадцать здесь идет заочная битва между художниками и рабочими. Первые расписывают стену, вторые закрашивают ее однотонной краской. Пока – ничья.

– Я не понимаю, – сетует Дмитрий, – зачем постоянно закрашивать граффити? Они здесь очень уместны, делают пейзаж более ярким, веселым. И обрати внимание – никаких провокаций, запрещенных символов, лозунгов. Я считаю, что нужно официально дать возможность рисовать в таких местах.

В Петербурге действительно есть и примеры, когда граффити становятся настоящим украшением дворов и улиц. На Курской улице, например, появилась картина, в которой без труда угадывается история любви и верности из «Алых парусов» Александра Грина, на Промышленной – сказочный замок, которым любуются малыши из двух расположенных рядом детских садов, а на проспекте Испытателей – абстрактный разноцветный рисунок.

Но, к сожалению, таких примеров слишком мало – по сравнению с количеством бездарных тэгов, авторы которых чувствуют себя совершенно безнаказанно. Максимум, что светит хулиганам даже в том случае, если их поймают за руку у стен Эрмитажа, – штраф в несколько тысяч.

– На деле в суде доказать акт вандализма очень трудно, – рассказывает адвокат Дмитрий Даниленко. – Я не помню, чтобы кого-нибудь привлекли хотя бы к общественным работам или заставили смыть надписи и уплатить серьезный штраф.

А вот в Словакии, например, нашли прекрасный способ отбить у хулиганов охоту гадить где попало: фото застигнутых на месте преступления вывешивают на площадях и в крупных магазинах, а их самих заставляют или смывать художества, или выкрашивать стены заново. При этом в 2009 году в Братиславе для граффитистов отвели специальное место, где им позволено рисовать хоть до посинения. С тех пор количество несанкционированных рисунков в городе значительно уменьшилось.

В Петербурге уличным художникам еще только предстоит сделать прививку цивилизации. Первым шагом к изменению ситуации должен стать стартующий 15 августа фестиваль граффити «Графффест». В течение трех дней лучшие мастера настенной живописи будут показывать, как правильно рисовать, а главное – рассказывать, в каких местах это можно делать, а в каких – нельзя. Несколько работ уже сейчас можно увидеть на городских улицах. Рисунки появились на специальных щитах на Загородном проспекте, Бронницкой улице, набережной Обводного канала, в Дворцовом и Адмиралтейском проездах. И художники довольны, и стены целы.

 

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь