Северо-Запад

Как выселить из несуществующего дома существующих жильцов

04 августа

Многодетная семья, которая проживает в поселке Семашко Выборгского района Ленобласти, может остаться без крыши над головой

По нелепому стечению обстоятельств пара пенсионеров, которая разменяла седьмой десяток, их пятеро детей и два внука оказались выселены из своего дома на улицу. Старый, но добротный дом, в котором семья проживала 20 лет как в служебном жилье, вдруг неожиданно понадобился госпредприятию. Но так как выселить семью в никуда не позволил закон, ведомство не придумало ничего лучше, чем разделить дом семьи на четыре квартиры и поэтапно «отвоевывать» его, выселяя семью из 9 человек в так называемую квартиру площадью 17 квадратных метров. Судебные тяжбы длятся вот уже больше 10 лет, вопреки логике люди на старости лет остались без крыши над головой. В перипетиях этой сложной и парадоксальной ситуации разбирались корреспонденты «НВ».

Галина и Геннадий Чичигины получили дом № 9 в поселке Семашко как служебное жилье еще в 1991 году. До этого они 10 лет проработали на полуострове Диксон: Геннадий механиком, Галина – специалистом в отделе кадров. Но петербургскому филиалу ФГУП «Гидрографическое предприятие» понадобились сотрудники. Так семья Чичигиных с пятью маленькими детьми оставила свою обжитую трехкомнатную квартиру на полуострове и переехала в частный дом без удобств.

– Конечно, было жутко переселяться из квартиры со всеми удобствами в дом без воды, канализации и отопления, – мысленно вернулась в то время Галина Викторовна, – но другого жилья у предприятия не было, и нас заверили, что эта избушка на курьих ножках – временный вариант, и пообещали нормальную жилплощадь.

Но как-то так получилось, что представители предприятия о своем обещании забыли. А через несколько лет после переезда сначала ушла на пенсию Галина, а затем и Геннадий. Так семья и осталась жить в одном из тринадцати богом забытых домов госпредпрития.

Туалет на улице, дом отапливается печкой, а воду надо носить из родника. Вся инфраструктура – магазины, поликлиника и школа – в Зеленогорске, до которого 50 минут езды на рейсовом автобусе. Все эти неудобства, говорит Галина Чичигина, компенсировали огромное Гладышевское озеро, на берегу которого стоит дом, живописное место и чистейший воздух. Конечно, семья завела свой огород, домашних птиц, так и затянула сельская жизнь некогда городских жителей. Чтобы во­зить ребят в школу, Галина устроилась на работу в учебное заведение завхозом. Со временем дети выросли, устроились на работу в город, но жилья своего так и не приобрели, поэтому и сейчас ежедневно возвращаются домой в поселок Семашко.

– Все эти годы я исправно платила квартплату, переводя деньги на счет предприятия, – рассказала Галина Чичигина, – квитанций мне никто не присылал, поэтому льготы на коммунальные услуги мы с мужем не получали.

И вот через несколько лет после ухода сотрудников на пенсию в 2000 году предприятие вдруг вспомнило о доме и подало в суд, желая выселить семью. После первого заседания суда выяснилось, что никаких документов на дом нет ни у семьи, ни у ФГУП «Гидрографическое предприятие». Как стало известно позднее, по данным Управления федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, эта земля находится в категории запаса, а дом не зарегистрирован в установленном законом порядке. Единственный документ, который есть у семьи, – это направление на проживание в дом № 9 поселка Семашко как в служебное жилье. Также этот адрес указан в паспортах членов семьи. Но как такое могло получиться, если этого дома нет ни в одном документе и даже на карте, – большой вопрос.

И все же в 2006 году суд вынес беспрецедентное решение: поделил дом на четыре части – квартиры с соответствующими номерами 1, 2, 3 и 4. И всех девятерых жильцов выселили из не существующих в доме квартир № 3 и № 4 в некую квартиру № 1. А три года спустя, в 2009 году, семью таким же образом выселили из квартиры № 2.

Елена Богданова, адвокат, которая представляет интересы Чичигиных в суде, неоднократно обращалась в Бюро технической инвентаризации (БТИ) «Рощино» с просьбой предоставить документы на дом. Каково же было удивление юриста, когда на дом предоставили три (!) разных технических паспорта. В одних был указан дом как он есть, а в других – поделенный на квартиры.

– Приходили судебные приставы и пытались опечатать квартиру № 2, – посетовала Галина Чичигина, – но, увидев, что это сделать невозможно, ушли.

В 2011 году предприятие вновь обратилось в суд с исковым заявлением о полном выселении многодетной семьи, без предоставления иного жилья, аргументируя свою точку зрения наличием у старших детей семьи Чичигиных земельных участков, находящихся в аренде. Семья же уверяет, что ничего на участках не построила, потому что не позволяют средства.

– Вот уже более 10 лет нам приходится защищаться, жить в постоянном страхе, под угрозой остаться без крыши над головой, – поделился Геннадий Чичигин. – Это действительно страшно и обидно, ведь мы честно трудились во благо государства, и теперь государство в лице федерального государственного унитарного предприятия хочет лишить нас единственного жилья.

Зачем ФГУП «Гидрографическое предприятие» вдруг понадобился дом семьи Чичигиных – никто не знает. Давать какие-либо комментарии на этот счет корреспонденту «НВ» на предприятии отказались. Вокруг их дома есть более десяти полуразрушенных построек, до которых никому нет дела. Возможно, именно этот дом встал поперек горла предприятию, которое хочет продать свои земли вблизи Гладышевского озера. Ведь на этом лакомом куске земли уже возводится элитный коттеджный поселок «Три берега». А дом Чичигиных – единственный не пустующий, который нельзя просто так снести.

Окунувшись в эту историю, лишний раз убеждаешься, насколько бесправен человек, какие странные метаморфозы могут произойти с документами по прихоти чиновничьих ведомств и насколько парадоксальным может быть решение суда, которое очень сложно адаптировать к жизни: выселить семью из дома в квартиру в этом же доме.


комментарий

Елена Богданова, адвокат, представляющий в суде интересы семьи Чичигиных:
– Никто не знает, где в домике квартиры. Площади каких-либо квартир не определены ни соответствующими правоустанавливающими документами, техническими паспортами, ни ранее вынесенными судебными решениями. Из представленного уже в 2011 году пояснения от ФГУП «Гидрографическое предприятие» оказалось, что они по своему усмотрению разделили дом на четыре части и присвоили им номера. «Квартира № 1», из которой областной суд не позволил выселить многодетную семью, состоящую из девяти человек, имеет, по их мнению, площадь 17,4 квадратных метра. До сентября 2010 года дом, по поводу которого идет спор, вообще отсутствовал в реестре федерального имущества. Он не зарегистрирован в установленном порядке. А последний, четвертый иск был направлен на выселение без предоставления по глупейшим основаниям, будто семья своими действиями разрушает дом и их собаки кусают сотрудников предприятия. Это свидетельствует  о цели – выселить любыми способами, так как правовых оснований в принципе нет. Единственный способ отвоевать дом – это подать иск на приватизацию жилья, что мы и сделали. Если дом будет приватизирован, а служебное жилье можно приватизировать, то семью выселить попросту не смогут.

 

Софья Прокошева
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь