В Выборге ждут современного «Бориса Годунова»
Открылся XIX кинофестиваль «Окно в Европу».
В отличие, скажем, от пафосного «Кинотавра» или роскошного Петербургского кинофорума выборгский фестиваль – домашний, уютный, без претензий. Как дома можно принять давних друзей и знакомцев в старом халате и стоптанных тапочках, так и Выборг особо не «причесывается» к фестивалю. Потрепанный отель «Дружба», дружелюбно расселяющий участников фестиваля, попрежнему славится пыльной мебелью и ободранными стенами, отсутствием кондиционеров в половине номеров и раздолбанными дверями, не пускающими постояльцев внутрь. Но эти бытовые неудобства не мешают ежегодно распахивать «Окно в Европу» и показывать новое российское кино в течение целой недели.
Первый конкурсный показ достался дебютанту Дмитрию Черкасову, снявшему популярный сериал «Воротилы». Свой путь в большом кинематографе он пытался начать вместе с Николаем Фоменко в громком проекте «Красная вода», но финансовые трудности приостановили работу. Дебютом стала романтическая драма в духе полусказочных историй Александра Грина, где есть море, прибрежные кабаки, роковые красавицы и таинственные незнакомцы. «Долина роз» – так называется фильм и таверна, где встречаются все герои. Одного из них сыграл Виталий Хаев, который, как оказалось, вообще впервые в жизни приехал на кинофестиваль, несмотря на то что число его ролей в кино приближается к полусотне. Работой в «Долине роз» артист доволен:
– У нас на съемках была просто сказочная атмосфера, – рассказал Виталий корреспонденту «НВ», – а кроме того, чаще всего я играю бандитов, для меня редкая удача сыграть хорошего человека. Такой сложился стереотип – если ты лысый, то зовут на роли бандитов. Хотя те, кто меня знает, говорят, что я добрый. После того как мне стукнуло 45, я вдруг с ужасом осознал, что наснимался много, а двум сыновьям мне в кино и показатьто нечего. Поэтому «Долина роз» для меня как отдушина – красивое, человечное кино.
Среди других фильмов конкурса – экранизация книги Павла Астахова «Рейдер». Автор как мог старался польстить самому себе. Артиста, которому выпало сыграть успешного адвоката, выбрали соответствующего – Егора Бероева. С нетерпением в Выборге ждут современную версию пушкинского «Бориса Годунова» с Максимом Сухановым, Андреем Мерзликиным. В этом фильме сыграл свою последнюю роль Михаил Козаков.
Комедию «Калачи» о казаке, который мечтает служить в армии, снял ученик Владимира Хотиненко Нурбек Эген. Олег Погодин привезет «Дом», где братскую любовь и вражду сыграли два больших артиста – Петр Зайченко и Богдан Ступка. 67летнего Зайченко, которого все помнят по замечательной роли сквалыгитаксиста в фильме Павла Лунгина «Таксиблюз», заново открыл молодой режиссер Слава Росс. В его фильме «Сибирь. Монамур» Петр Петрович сыграл выдающуюся роль сибирского дедастаровера, спасающего внука, который мог без него погибнуть. Образ, который вырывается из бытового правдоподобия и вырастает до символа. Эта роль потребовала от артиста не только немалых душевных сил, но и тяжелых физических испытаний. Продолжительные съемки в ледяной воде не прошли даром, они осложнили старые хвори. Петр Зайченко перенес операцию и в Выборг приехал, прихрамывая и опираясь на палку.
Конкурсные показы для Петра Зайченко еще впереди. Пока же в соревнование вступает дебютант Андрей Зайцев. Его фильм «Бездельники» интересен тем, что сценарий написан по ранним песням Виктора Цоя. С их помощью режиссер попытался перенести на экран историю целого поколения.
Ольга ГАЛИЦКАЯ, киновед, специально для «НВ», Выборг