«На озере живого места нет!»
Один из основных водоемов Вологодчины может повторить судьбу Аральского моря
Кубенское озеро сильно обмелело, и это несет угрозу не только рыболовству и оживленному здесь судоходству, но и жизнеобеспечению 300-тысячной Вологды. Канал, соединяющий областной центр с водоемом, переведен в разряд резервных источников водоснабжения – он сильно заилился и пока не может выполнять свое предназначение.
По своей гидрографии озеро напоминает Байкал в миниатюре. Его также питают около сотни небольших рек и речушек, самая крупная из них – Кубена, а вот вытекает только одна река – Сухона, и ее исток находится совсем недалеко от устья Кубены. Причем из-за особенностей рельефа дважды в год Сухона в своем верховье начинает течь вспять. Сложный характер озера был хорошо известен нашим предкам, поэтому первые гидротехнические сооружения, призванные регулировать уровень воды в Сухоне, появились еще в середине XIII века! А возведенные много лет назад при строительстве Северо-Двинской водной системы многочисленные плотины и шлюзы помогли окончательно обуздать непростой нрав озера. Но в постперестроечные годы контроль за постепенно ветшающими сооружениями ослаб, что тут же спровоцировало начало нового обмеления.
Интересно, что отказ от выделения средств на гидротехнические работы чиновники тех лет пытались оправдать благими намерениями. Мол, вслед за снижением уровня воды должно снизиться и количество утонувших. Ведь Кубенское озеро всегда занимало верхние строчки печальной общеобластной статистики по трагедиям на воде. Но их надежды не оправдались, более того – стало хуже. Притом что средняя глубина озера снизилась до отметки в 1,2 метра (за исключением небольшого участка глубоководного фарватера на остальной территории летом можно по 2–3 километра спокойно идти по грудь в воде), утонувших меньше не стало. Частые здесь шквалистые ветры стали поднимать тяжелые волны (с большими примесями донного песка и обратными низовыми течениями), способные утащить в пучину даже самых опытных пловцов. Да к тому же пошло заиливание всей юго-западной части водоема и начались регулярные зимние заморы рыбы. В обмелевшем озере судакам, щукам и лещам стало элементарно не хватать кислорода.
Несколько последних лет нынешние региональные власти пытаются исправить ситуацию. Правда, после кризиса, существенно «подкосившего» экспортно ориентированную экономику Вологодчины, многомиллионные траты на приведение гидротехнических объектов в порядок в одиночку ей пока не потянуть. Поэтому основные работы ведутся на паях с федеральным бюджетом. Так, несколько недель назад после масштабной реконструкции вновь заработал шлюз «Знаменитый», построенный в 1834 году. А основные надежды на пополнение водных запасов озера специалисты связывают с начавшимся строительством плотины на Сухоне. И хотя она поднимет уровень воды всего на метр, общие объемы влаги в озере должны утроиться с нынешних 60 до 180 миллионов кубических метров.
Но решить проблему истощения рыбных запасов в озере одним лишь поднятием уровня воды не удастся. В 1980-е годы тут ежегодно удавалось поймать до 400 тонн рыбы, в конце 1990-х – только 200, а сейчас уже и 100 тонн кажутся колоссальным результатом.
– Рыбные запасы Кубенского озера сильно истощены, налицо и ухудшение качества рыбы, – утверждает вологодский губернатор Вячеслав Позгалев. – В 2004 году была занесена в Красную книгу нельма. А ведь это была гордость Кубены! Сейчас же ценных пород рыб почти не встретишь. Главный бич озера – браконьерство. Мне показали карту сетей – на озере живого места нет! Тысячи сетей, тысячи. Идет совершенно глупое и бездумное истощение рыбных запасов: сети расставлены во всех протоках, многие брошены, в них уже тухлая рыба...
В маленьких деревнях и поселках на берегу озера таких браконьеров знают почти поименно. В основном это предприниматели-промысловики. Зачастую с лицензиями. Только вот ни сроков лова, ни оговоренных лицензиями квот на вылов той или иной рыбы они не соблюдают. Этому в определенной степени способствует и нынешнее законодательство. К примеру, чтобы провести плановый рейд, инспекторы местного Рыбнадзора должны заранее известить о нем тех же… предпринимателей-промысловиков. Понятно, что крупная двуногая «рыба» в условные сети контролирующих органов не попадает. Разве только «мелочь» – мужики с бреднями из окрестных деревень. Вот и получается, что за без малого полсотни рейдов, проведенных Рыбнадзором за первое полугодие, у нарушителей изъяли лишь 150 килограммов рыбы.
Решать проблему браконьерства в Кубенском озере вологодские власти намерены комплексно, в том числе с подключением науки. В одном из ведомственных НИИ предполагается заказать детальное исследование озера, которое поможет не только выяснить точные причины уменьшения рыбных запасов, но и разработать механизмы их устранения. Решено также укрепить материальную базу рыбоохраны, подключив к борьбе с браконьерством другие силовые ведомства. Есть и нетрадиционный способ – призвать директоров деревенских магазинов вообще отказаться от торговли рыболовными сетями (так уже сделано в Череповце). Кроме того, в акватории озера предполагается создать несколько мини-заповедников, где рыба могла бы отдыхать от преследования рыбаков. Впрочем, насколько эффективными окажутся эти меры – покажет время.
справка «нв»
Кубенское озеро – внутренний водоем Вологодской области. Через Северо-Двинскую водную систему и реку Шексну соединено с бассейном Волги. Максимальная длина озера 54 километра, ширина – 15 километров, однако эти показатели во многом условны, так как часть берегов заболочена и не имеет точных границ. Считается, что в период весеннего половодья мелководный водоем увеличивает свои границы практически вдвое. По его берегам археологами открыты сотни стоянок древнего человека. На острове Каменном находится один из древнейших культовых памятников Северо-Запада – комплекс Спасо-Каменного монастыря (при Советской власти разрушен, сейчас восстанавливается). В деревне Сяма родился король русского репортажа Владимир Гиляровский. Северо-Двинский канал (до революции – канал герцога Вюртембергского), соединяющий бассейны Волги и Северной Двины, построен был 180 лет назад, фрагментами эксплуатируется до сих пор.
Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологде