Аквабусы в пучине безысходности
Капитаны и матросы водных маршруток в этом году еще ни разу не увидели обещанной зарплаты и грозят перестать выходить на линии
Проект организации в Петербурге нового вида общественного транспорта, водных маршруток, «сдувается», так и не успев развиться. Вчера капитаны маломерных судов, использующихся перевозчиками в качестве аквабусов, собирались выйти на митинг протеста. Вот уже несколько месяцев, с самого начала навигации, им не выплачивают зарплату. Правда, участие в протестном мероприятии решились принять всего несколько человек. Как объяснили капитаны, их товарищи просто испугались репрессивных мер со стороны руководства транспортных компаний.
А как замечательно все начиналось! В прошлом году появление аквабусов подавалось чуть ли не как долгожданное решение городской транспортной проблемы. Предполагалось, что со временем водные маршрутки позволят серьезно разгрузить забитый автомобилями центр города и даже составить конкуренцию автобусам и троллейбусам. Строя радужные планы на будущее, чиновники рассказывали аж о 14 маршрутах, которые свяжут по воде окраины и центр. На деле же наполеоновские планы оказалось реализовать куда сложнее, чем на бумаге. К новой идее большинство бизнесменов отнеслись довольно настороженно, предпочтя сначала со стороны наблюдать за развитием ситуации. В первый год работы водных линий аквабусы курсировали всего по четырем маршрутам, обслуживаемым тремя компаниями. В этом сезоне к ним добавился еще один, то есть перевозчики не слишком охотно верят в светлое будущее аквабуса и возможность на них заработать.
А теперь, как выясняется, по имиджу водных маршруток нанесен сокрушительный удар. По словам капитанов и матросов, в этом году они еще не видели обещанной заработной платы.
– В начале сезона нам обещали платить по 45 тысяч рублей в месяц, – сообщил корреспонденту «НВ» один из капитанов. – Ребят-матросов нанимали на зарплату в 20 тысяч. Но ни копейки из этих денег нам не заплатили. Люди, естественно, недовольны. Многие работают только от безысходности, опасаясь, что если сейчас уволятся, то задолженность им никто не вернет.
Пассажиров, как уверяют речники, с каждым днем становится все меньше. Хотя, казалось бы, куда уж меньше – в среднем за рейс услугами аквабуса пользуются 3–4 человека. И это при том, что самая маленькая водная маршрутка рассчитана на 12 пассажиров. Падение интереса к перевозкам по воде вполне объяснимо – катера постоянно срывают заявленный график движения, а ждать их на пронизывающем невском ветру не желают ни петербуржцы, ни туристы. Перевозчики в несоблюдении расписания винят безденежье. Катера выходят из строя, а ремонтировать их не на что. Получается замкнутый круг: чем меньше пассажиров, тем меньше средств, а чем меньше средств, тем меньше пассажиров.
– Всего на линии должны выходить 18 катеров, но 5 из них стоят на приколе из-за того, что не получают в должной мере технического обслуживания, – говорит руководитель одной из компаний-перевозчиков Денис Синочкин. – А починить их невозможно из-за огромного количества долгов города перед фирмой.
Потратив немалые деньги на инфраструктуру (понтонные причалы, информационные стойки, рекламу и создание бренда «аквабус»), город обязался компенсировать перевозчикам часть затрат. По словам чиновников, отказываться от этого никто не собирается, просто сейчас произошла небольшая задержка в финансировании из-за неразберихи в документах.
– В июле аквабусы передали нам из ведения комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП), – сообщил корреспонденту «НВ» официальный представитель комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев. – У города есть определенные обязательства перед предпринимателями, и мы их обязательно выполним. Деньги на компенсацию убытков перевозчиков заложены в бюджете, просто пока нет четкого механизма, по которому комитет по транспорту мог бы начать их перечислять. Сейчас этот вопрос решается на уровне руководства комитета. Главное – сделать так, чтобы все было по закону. Еще раз повторяю: все деньги обязательно будут выплачены!
А пока чиновники решают, каким образом перевести средства на счета компаний, чтобы те смогли расплатиться с речниками, капитаны и матросы уже присматривают себе новые места работы. По словам собеседника «НВ», подавляющее большинство водителей водных маршруток в следующем году ни за что не выйдут на линию снова, опасаясь повторения ситуации.
– Аквабус изначально многие называли «социальным» проектом, – считает эксперт рынка городских перевозок Сергей Судаков. – Это очень затратный вид общественного транспорта, и без поддержки государства он выжить не может. Понятно ведь, что цену билета в 300–350 рублей вместо нынешних 52 петербуржцы не потянут. Я думаю, перспективы у водных маршруток в нашем городе практически нет. Чтобы аквабус реально развивался и составлял конкуренцию наземному транспорту, город должен сам ими заниматься, а не привлекать сторонние частные компании. Это то же самое, как если бы предпринимателям предложили на свои деньги купить несколько трамваев и возить на них пассажиров.
Владимир Афанасьев. Фото Александра Гальперина