Без бумажки ты букашка?
Общество раскололось в оценке предложения Минздравсоцразвития отменить трудовые книжки
В последнее время Минздравсоцразвития словно решило побороться с двумя другими министерствами – финансов, а также образования и науки – за звания «громкоговорителя» и «разрушителя советских пережитков». На днях общество, едва оправившееся после майского заявления замглавы ведомства Юрия Воронина о целесообразности отмены обязательной накопительной части пенсий, потрясло заявление другого заместителя главы Минздравсоцразвития – Александра Сафонова – об отмене в 2012 году трудовых книжек.
Мотивировка министерства, озвученная Сафоновым, такова: трудовой стаж для начисления пенсий рассчитывает Пенсионный фонд, который ведет персонифицированный учет граждан. Он смотрит не в трудовую книжку, как было в советские годы, а на отчисляемые страховые взносы. Главным документом регулирования трудовых отношений по новому Трудовому кодексу является трудовой договор. В связи с вышеизложенным трудовая книжка – лишь «отрыжка» советского строя, ненужный «инструмент контроля над жизнью конкретного человека и давления на него», и вообще, мол, ни в одной стране мира трудовых книжек не существует. Развивая тему, сторонники отмены трудовой книжки ссылаются на то, что ее можно купить в любом переходе. Работодатели давно выдвигают не единые, а свои собственные требования к соискателю, а потому могут подобрать для себя подходящие кадры на основании других документов и по итогам работы соискателя во время испытательного срока. Трудовые книжки, по словам Александра Сафонова, «лишь формально подтверждают опыт и стаж работника». Убедиться, что соискатель действительно имеет нужный опыт, работодатель сможет легко – достаточно попросить соискателя предоставить трудовые договоры с предыдущих мест работы. Подтверждением квалификации, по словам чиновника, являются дипломы об образовании и сертификаты, рекомендация с предыдущего места работы и резюме, которое пишет соискатель.
– Мы же все люди сознательные, надеюсь, – рассуждал в одном из интервью Александр Сафонов. – И не просто сознательные, а адекватные. Никто не будет указывать недостоверных сведений. Никто не захочет, например, устраиваться электриком, если он никогда в жизни розетки не видел. Током стукнет – и проблем не оберешься.
У сотрудников кадровых агентств на этот счет есть своя пословица: нигде человек так не близок к совершенству, как в собственноручно написанном резюме. И о случаях, когда в испытывающую нехватку кадров поликлинику устраивались врачами люди без медицинского образования, мы уже слышали. Ведь купить диплом в переходе так же просто, как и трудовую книжку. Рекомендация предыдущего начальника – вещь не менее субъективная. Может случиться, что не глянулся ты ему, – вот тебе и «халатное отношение к своим обязанностям». И наоборот: околачивал груши, но преданно в рот заглядывал – «инициативный и креативный сотрудник».
Противники отмены трудовых книжек выдвигают и другие аргументы. Трудовая – это «бланк строгой отчетности», защищенный водяными знаками и находящийся в строгом реестре у работодателя, а трудовой договор – лишь внутренний документ работодателя, который хоть и имеет реестровый номер, но при желании можно зарезервировать номера и сфальсифицировать. О каком «упрощении документооборота» можно говорить, если придется хранить дома, но только уже под свою ответственность, кипу трудовых договоров, которые не всегда резонно «светить» из-за наличия в них персональных данных и сведений о зарплате? А если у работодателя возникнут сомнения в их подлинности, бежать за справкой в Пенсионный фонд, как рекомендует Александр Сафонов? Персонифицированный учет, чего греха таить, еще не налажен, ведь появился он только в начале нынешнего века. И что делать тем, кто начал трудиться? А сколько случаев, когда работодатель по каким-то причинам не предоставлял необходимую отчетность? Да и компьютерная техника в любой момент может дать сбой, данные могут быть потеряны или взломаны хакерами. Подобные инциденты в ПФР, как уверяет председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, уже случались. Да и историй, когда оператор, вносящий данные гражданина в электронную базу, зазевался и пропустил одну букву или цифру, предостаточно.
– Кто-нибудь из вас может гарантировать, что в ваше «дело» в Пенсионном фонде пишут только правду и ничего, кроме правды? – шумят сейчас интернет-блогеры.
У любого среди знакомых и родственников найдутся те, кто при оформлении пенсии бегал по инстанциям или даже судам, поскольку в советские годы в «расчетах чиновников» куда-то «пропадали» несколько месяцев стажа. И в таких случаях именно трудовая книжка играла роль доказательства, да и просто помогала самому вспомнить, где ты работал в конкретные месяцы и куда бежать за справкой.
Часть работодателей выдвигает свои аргументы в защиту «атавизма»: трудовая, которая хранится на предприятии, является хоть какой-то гарантией, что работник, решивший уволиться, отработает положенные две недели или не сбежит с предприятия, когда ему вздумается. А как застрахуешься от недобросовестного соискателя, если он, даже будучи уволенным по статье, может попросту не представить «компрометирующий» трудовой договор, а сказать, что длительный период не работал? Многие настаивают на том, что трудовая книжка, в которую уже давно после изменений в законодательство не вносятся «порочащие сведения», является защитой и их прав. На ее основе исчисляются пособия по соцстрахованию, больничные и северные надбавки.
– Большинство нарушений трудового законодательства связано с индивидуальными предпринимателями, которые не ведут трудовых книжек, – говорит руководитель департамента Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов. – То есть, видимо, здесь определенная связь существует.
Тем не менее на днях со ссылкой на Минздравсоцразвития появилась информация, что ведомство уже готовит соответствующий законопроект, который намерено осенью внести в Госдуму. Значит, вся проблема теперь – в создании адекватной замены. И 10 лет, которые Мин-здравсоцразвития отводит на переходный период, – это минимум! Будут ли альтернативой какие-то электронные носители, которые работник сможет иметь у себя на руках и использовать как доказательство правоты в случае нарушения своих прав, или же каждый гражданин должен получить доступ к своему персональному файлу в ПФР, чтобы отслеживать правильность вносимых данных, – вот над чем надо думать. В конце концов, будет у тебя компактная трудовая книжка или кипа бумаг – не столь важно. Важно, чтобы без бумажек, к чему стремится государство, объявив курс на электронный документооборот, ты не остался букашкой.
Вопрос же о скрытых мотивах отмены трудовых книжек как-то не обсуждается. Хотя все мотивы радикальных и не очень решений в нашей стране сводятся к формуле «ищите деньги». Чтобы в этом убедиться, достаточно суммировать все высказывания последних месяцев: реплики о введении 60-часовой рабочей недели, слова высоких чинов о неизбежном повышении пенсионного возраста, о необходимости отмены обязательной накопительной части пенсий, перевода ее в разряд добровольной. За рассуждениями о нужности трудовой книжки многие забывают, что бюджет ПФР неприлично дефицитен, а демографическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. И как при таких условиях решить задачу распределения малых денег на растущее число пенсионеров? Либо сократить куски пирога, что чревато социальным взрывом, либо урезать «число пайщиков» всеми возможными методами, которые во избежание волнений нужно попросту узаконить.
прямая речь
Андрей Исаев, председатель Комитета Госдумы по труду и социальным вопросам, член фракции «Единая Россия»:
– Мы понимаем, что трудовая книжка существовала как инструмент контроля за человеком. Если решение об их отмене будет принято, оно будет внедряться постепенно, чтобы не ущемлять чьи-то права. Мы предлагаем не отменять трудовые, а сделать их необязательными. Они останутся, и в том числе будут носить доказательный характер в случае судебных разбирательств. За работником сохранится право дальнейшего ведения трудовой книжки. Он будет вправе требовать от работодателя внесения в нее записей, касающихся периода работы, а также благодарностей и поощрений.
Валерий Рашкин, депутат Госдумы, член фракции КПРФ:
– Можно сколько угодно кивать в сторону Запада, но у них свои традиции, у нас – свои. Там трудовое законодательство четко отлажено. У нас же многие нечистые на руку работодатели наверняка поспешат воспользоваться сложившейся ситуацией. Хитро составят трудовые договоры, сами останутся в шоколаде, а работники – без прав. И ничего потом не докажешь, поскольку наше трудовое законодательство защищает не работника, а работодателя.
Алла Миронова, консультант консалтинговой группы «Ступени»:
– Не стоит забывать, что записи в трудовой книжке – один из важнейших инструментов оценки персонала, позволяющий взглянуть на профессиональный, карьерный, отраслевой опыт, увидеть, насколько стабилен и надежен кандидат. Пояснения соискателя по поводу той или иной записи позволяют оценить цели кандидата, случайность принятых решений и даже ценностные ориентации. С точки зрения менеджеров по подбору персонала, отмена трудовых книжек, несомненно, будет невосполнимой потерей. Что может быть предложено в качестве адекватной замены? Резюме? Да, оно может отражать опыт кандидата даже полнее и подробнее скупых записей в трудовой, но только в том случае, когда есть возможность сравнить заявленный опыт с фактическим. Что помешает «повысить» себя в должности, приписать несколько лет работы или не указать неудачный опыт? Рекомендации? Замечательно! И мы, несомненно, очень доверяем такой информации. Но ведь часто рекомендацию получают автоматически или по договоренности, а бывает, что и не получают совсем. Кто в этом случае подтвердит, что кандидат зарекомендовал себя «как ценный специалист, умеющий добиваться результатов в своей деятельности»? Видимо, не случайно в поступающих к нам заявках на подбор персонала работодатели все чаще указывают в требованиях к кандидату «опыт, соответствующий записям в трудовой книжке».
Михаил Прохоров, бизнесмен, председатель партии «Правое дело»:
– Давно пора отменить этот рудимент советского времени. В реале на трудовые никто не смотрит. Дипломы, договоры, рекомендации – вот все, что нужно нормальному человеку для поступления на работу. Размер пенсий определится отчислениями в Пенсионный фонд. Отменить трудовые? Да, разумно. По большому счету, что от этого изменится? Ничего. Просто министерство делает вид, что работает. Так они и реформу Трудового кодекса сведут к отмене трудовых книжек.
Анна Кострова