Культура

Его называют первым русским импрессионистом

18 августа

В Русском музее открылась выставка к 150-летию со дня рождения Константина Коровина

Константин Коровин – в числе самых известных русских художников. Девушка в воздушном розовом платье с книжкой в руках, присевшая на подоконник открытого окна, – пожалуй, в числе самых известных девушек в русском портрете, даже если мы не всегда можем вспомнить, что это «Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович» кисти Коровина. Ну и, конечно, огни вечернего Парижа – самые известные его пейзажи. Вместе с тем наследие Коровина велико и разнообразно. Выставка к 150-летию со дня рождения художника представляет около 250 его работ. По словам директора Государственного Русского музея Владимира Гусева, такие полные выставки редко удается собрать – задействованы не только фонды ГРМ, но и собрания еще 14 (!) музеев страны: Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Твери, Вологды, и частные коллекции. Коровина здесь в максимальной полноте показывали в предыдущий юбилей – в 1986 году.

– Это нам только кажется, что мы знаем Коровина, но даже специалисты не представляют, насколько это сложный и разнообразный художник, – считает Владимир Гусев.

– Мы эту выставку делали во славу Коровина – к 150-летию, и хотели представить все виды искусства, к которым он прикасался, потому что это всегда очень ярко и талантливо, – продолжает тему автор выставки Владимир Круглов. – И хотя Коровина называют первым русским импрессионистом, он не был чистым импрессионистом, для его творчества характерно более сложное развитие.

Коровин известен нам как пейзажист, портретист, театральный художник. Он оформил все главные сказки русской сцены: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Конек-горбунок», «Спящая красавица»… На выставке в ГРМ представлены эскизы костюмов и декораций, созданных Коровиным, а также костюмы к «Снегурочке» из пяти театральных и музыкальных музеев страны.

Коровин-пейзажист – это парижские кафе, набережные Гурзуфа, Ялты и Севастополя, уютные уголки Подмосковья, это всегда солнце, яркие краски, покой и полнота жизни. Так же и в портретах – солнечные блики, улыбки, жизнелюбие.

Но в Русском музее открывают еще одну грань таланта Коровина: монументальная живопись тоже была ему подвластна. Неизвестный Коровин – это панно, украшавшие отдел окраин России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Их мало кто с тех пор видел, 23 отреставрированных панно из 31, сделанных к той выставке, за последние 110 лет широкой публике показывают впервые. Это действительно «другой Коровин»: тайга и тундра, Байкал и Архангельск, изображение суровой природы Русского Севера решается лаконизмом стиля модерн и вполне «суровой» цветовой гаммой. Панно были отмечены двумя золотыми медалями выставки и после того осели в запасниках Русского музея. Интересно было бы посмотреть на эти панно в интерьере парижской выставки – идея познакомить европейцев с бытом, рабочими промыслами, природой и животным миром Русского Севера принадлежала Савве Мамонтову, который художественное воплощение замысла возложил на Коровина. Коровин спроектировал оригинальный легкий павильон с высокой крышей – «северное жилище», обшил его простыми досками, а украшали это богатства северной природы: рыба, меха…

С 1923 года Коровин жил во Франции. Там написал удивительные мемуары, внеся и со своей стороны доказательство теоремы о том, что талант всегда многогранен. Они, к счастью, изданы у нас, да и картины, написанные Коровиным в эмиграции, тоже попадали в Россию разными путями: их покупали, дарили. И все-таки то, что мы видим сегодня в Русском музее, это еще не весь Коровин, говорят искусствоведы. Его картины постоянно всплывают на аукционах. И через 25 лет – на следующей юбилейной выставке – скорее всего, прозвучат те же слова: нам только кажется, что мы хорошо знаем творчество Константина Коровина.

 

Дарья Осинская
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2