Культура

Богдан Ступка: «Мое отношение к России никогда не менялось»

25 августа

 

Кумир не одного поколения зрителей отмечает 70-летие

Он – народный артист СССР, народный артист Украины и художественный руководитель Национального академического драматического театра имени Ивана Франко, лауреат российской национальной кинопремии «Золотой орел»… В недалеком прошлом – министр культуры Украины. И просто замечательный, добродушный, открытый человек, общаться с которым – одно удовольствие.

– Богдан Сильвестрович, как будете отмечать юбилей?

– Сейчас в театре межсезонье, поэтому мы решили отметить юбилей 7 октября. Пока не знаю, как это будет выглядеть в деталях, как все получится, но мы уже думаем об этом, репетируем. Ну а в субботу мы просто соберемся семьей, в домашней обстановке.

– В начале года вы перенесли сложнейшую операцию, которая проводилась в Германии. За вас переживали не только украинские, но и российские поклонники, про эту ситуацию много писала пресса… А как вы чувствуете себя сегодня?

– Благодарю Господа и врачей. Меня спасли. Пока я на сцену еще не выхожу, как говорится, жду лучших времен для моего здоровья. В кино уже могу сниматься в небольших ролях, сидячих и даже немножко ходячих, таких скромненьких ролях.

– Многим петербуржцам запомнились яркие гастроли вашего театра на сцене БДТ в прошлом году, когда вы привезли сразу пять спектаклей… Не намечается ли что-то подобное в ближайшее время?

– Нам очень понравилось играть в Петербурге, зритель принимал замечательно даже самые сложные постановки. Такие масштабные гастроли требуют больших финансовых инвестиций, и в творческом плане их нужно тщательно готовить. Так что, надеюсь, года через три-четыре мы сможем появиться вновь с такими же масштабными гастролями, а что касается единичных спектаклей, рассчитанных на коммерческий успех, то почему бы нет?

– Что можно изменить для улучшения взаимоотношений Украины и России?

– Не знаю. Я не политик. Я знаю только одно: мое отношение к России и россиянам никогда не менялось… Я про себя могу сказать. Остальное спросите у президентов, премьер-министров. Они же там для чего-то сидят, и по многу лет… Я думаю, между людьми нашими по-прежнему нормальные отношения – дружба, уважение, братская любовь. По крайней мере у меня так. И у актеров нашего театра тоже.

– Не жалеете, что в конце 90-х вы сели в кресло министра культуры?

– Это были мои семнадцать мгновений весны. Семнадцать месяцев просидел я в кресле министра. Поднаторел в финансах, многое узнал про чиновников: входы-выходы. Убедился, что министром быть легче, чем художественным руководителем театра. Потому что там, в министерстве, службы, отделы, а тут, если сам не проверишь, ничего толкового не получится.

– А что случилось через 17 месяцев? Трудно поверить в то, что вас, любимого всем народом актера, выгнали.

– Да, выгнали. Пришел новый премьер, он набрал свою команду.

– Вы ушли с облегчением?

– Не могу так сказать. Еще ничего толком не сделал. А хотел и мог бы! Но из возвращения в актерскую профессию не делал трагедии. Когда-то мне Роберт Стуруа (известный театральный режиссер. – Прим. авт.) написал письмо (он ставил у нас «Царя Эдипа») – он писал, что самые великие демократы, когда становятся властелинами, превращаются в тиранов. И только редкостные люди, что побывали на олимпе, могут возвратиться к нормальной человеческой жизни. Я вспомнил это письмо, когда покинул кресло министра. Но когда опять сменился премьер-министр и мне вновь предлагали порулить культурой, я сказал: «Спасибо! Никогда!»

– А насчет президентства у вас никогда не мелькало мысли?

– Мысли не мелькало, но меня приглашали. Я сказал: «Нет, я же артист!» – «А как же Рональд Рейган – он тоже был артистом!» На это я возразил, что Рейган был артистом средней руки, а я всегда старался быть хорошим артистом (улыбается).

– Известно, что вы отказывались и от роли Тараса Бульбы в фильме Владимира Бортко, считая, что у вас не та фактура, не тот вес… А от каких ролей вы еще отказывались?

– Это часто бывало. Не рвался играть Брежнева в картине Тиграна Кеосаяна «Заяц над пропастью». Я тоже думал: ну какой я Брежнев, какой у меня брежневский говор? Кстати, в этой фантасмагорической картине он назван Бежневым. Режиссер меня увлек необычной идеей, что мы будем играть то, что мой герой думал. А что он думал, никто не знает. Поэтому имеем право показать его хорошим, нормальным человеком, а не карикатурным героем анекдотов. Ведь какой бы карикатурный человек ни был, у него же своя душа, своя жизнь. Да и Брежнев красивый был. Бровеносец в потемках! Какие брови у него были шикарные. Нет, не случайно, когда генсек наш был в Великобритании, на него положила глаз английская королева. И почему он не мог подумать, что мог бы жениться на английской королеве? Раз она положила на него такой глаз… Он гарный был, гарный генсек. Очень мне дорога эта картина...

– И все же в последние годы вы много снимаетесь.

– После кризиса паузы в съемках стали длинней. А до этого я «летал» на автопилоте – от съемок к съемкам. Интересно мне все это было. Прилетел, отыграл спектакль, запустил пьесу, режиссера нашел и так дальше. Полетел опять, звоню: как там дела. И вдруг сижу в кабинете с утра до вечера – и никто не зовет. Решил, что все – я уже сбитый летчик. Вдруг с «Мосфильма» позвонил замечательный режиссер Худяков, который снимает фильм «Однажды в Ростове» про события в Новочеркасске в начале 60-х…

– На недавнем фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге спецпризом жюри была отмечена картина Олега Погодина «Дом», где вы сыграли вместе со своим другом и партнером Сергеем Гармашом…

– Я там сыграл такого зажиточного крестьянина, в чьем доме собираются дети и внуки. Такая ситуация мне самому очень нравится.

– Не только ваш сын Остап Ступка пошел по вашим стопам, но и внук Дима тоже выбрал эту профессию!

– Дима учился в театральном на курсе, где я был мастером, уже студентом стал играть в Театре имени Ивана Франко, а сейчас стал актером нашей труппы. Главных ролей пока не играет, но растет, готовит роль Ромео.

Уже начал сниматься в кино. В российской ленте «Мы из будущего – 2» мой Димка сыграл одну из главных ролей. Все лето снимался в Ленинградской области, под Токсово, играл вместе с Игорем Петренко, хорошо мне знакомым. Мы вместе играли в «Водителе для Веры», а в «Тарасе Бульбе» он играл Андрия. Так что мир тесен.

– Женщины в вашей семье столь же талантливы?

– А вы знаете, моя жена могла бы стать балериной Кировского театра! Она окончила Бакинское хореографическое училище. Когда Юрий Григорович приехал в Баку, то приметил эту стройную, как статуэтка, девочку и предлагал переехать в город на Неве учиться хореографии. Но ее отец погиб во время войны, семья жила бедно. Мама ее на заводе работала: «Доченька, что ты будешь делать в Ленинграде, тяжело будет тебе, я не смогу помочь!» Вот она и не поехала. Она потом шикарно танцевала, но как только стала матерью, то с легким сердцем ушла со сцены. Она самая лучшая мать и бабушка. У нас трое внуков плюс мы с сыном – пять человек, над которыми она дышит, с утра до вечера про них думает. Так что мне повезло.

– Вы уже написали толстую книгу мемуаров?

– Пишу потихоньку, хотя и с большими паузами. На украинском и на русском языках выходили несколько книг обо мне. Одна такая толстая – «Мастер». Там такая обложка – с ума сойти!

– За актерских полвека вы, наверное, переиграли все что можно…

– Знаете, нынче хочу комедию сыграть (улыбается). Но одна за другой идут трагические роли – и Лира играл, и Ричарда III, и Миколу Задорожного в «Украденном счастье».

– Богдан Сильвестрович, спектакли Театра имени Франко, которым вы руководите, играются на украинском языке, тем не менее ваша труппа с успехом гастролирует и в России, и по всему свету…

– Да, и в этом нет никакой проблемы для зрителя. Наш театр гастролирует и в Нью-Йорке, и в Сибири, на аншлагах проходит и во Львове, и в Донбассе. Пятый раз подряд приезжаем в Севастополь, и та же история – билеты раскуплены за две недели до гастролей, а после их окончания зрители требуют: «Приезжайте быстрей!» Искусство легко делает то, что с трудом удается политикам. Вот какая это сила – культура, добрая воля. Я много езжу по Европе, в России смотрю лучшие театры. Но и нам есть что показать, тем более исполнилось 90 лет… Не мне – нашему театру!

 

Беседовал Михаил Антонов. Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Облачно
24 ноября
воскресенье
+1
Облачно
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь