Город

Дело сделано, и дел невпроворот

31 августа

 

Что удалось изменить в городе к лучшему Валентине Матвиенко и что предстоит сделать новому губернатору, которого должны утвердить сегодня

Сегодня в Мариинском дворце состоится заседание городского парламента, на котором петербургские депутаты одобрят (сомнений в этом нет ни у кого) кандидатуру Георгия Полтавченко – и тот станет полноценным губернатором Петербурга. Накануне Дмитрий Медведев выбрал его из «списка трех», предложенного «Единой Россией» (в списке также значились вице-губернатор Михаил Осеевский и председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов). О своем решении президент заявил в Сочи, где он встретился с Георгием Полтавченко лично. Таким образом, в Петербурге начинается новая эпоха. Ну а эпоха Валентины Матвиенко подошла к концу. Самое время подводить итоги и ставить задачи на будущее.

И наугурация Валентины Матвиенко состоялась 15 октября 2003 года. С тех пор прошло почти восемь лет. За этот срок город сильно изменился: какие-то проблемы были решены решительно и изящно, какие-то – с трудом и не до конца, какие-то – только усугубились.

К слову, заметим: вопреки, казалось бы, непреложному закону восприятия и памяти, который гласит, что «запоминается хорошее», когда речь идет о властях, то это правило почему-то не работает – люди помнят только плохое… Но ведь и хорошего хватало.

Конечно, многие вопросы решались (или не решались) на федеральном уровне. Очевидно также, что и уровень жизни петербуржцев зависит не только от того, что делают (или не делают) в Смольном, но в первую очередь от федеральной социально-экономической политики (налоги, законы, дотации, аппетиты монополистов…). И наши заоблачные петербургские цены тоже устанавливают вовсе не в Смольном… Или обратный пример – КАД: вот уж без чего дорожную обстановку в городе было бы даже страшно себе представить! Но сам город, какой бы суперменеджер его ни возглавлял, такую стройку ни за что не потянул бы – деньги шли из федерального бюджета. В то же время есть множество проблем, которые никакая власть решить не в состоянии – ни городская, ни федеральная, ни межгалактическая. Можно, скажем, весь город утыкать урнами, но если его жители привыкли плевать и бросать окурки на землю, то для того, чтобы вокруг было все-таки чисто, придется половину горожан в дворники подрядить.

Так что разделить вину и заслуги федерального центра, городской власти и самих горожан порой (и даже как правило) весьма затруднительно (особенно если стараться быть объективным). Но мы, по большому счету, ничего разделять и не собираемся. Просто сейчас, когда город находится на этапе, который можно назвать переходным, остановимся и постараемся увидеть все – и то, что сделано, и то, что еще предстоит сделать.

Мы выделили десять городских проблем, которые удалось решить за минувшие восемь лет, и десять проблем, которые предстоит решить новому губернатору.

Матвиенко установила бюджетный рекорд

Когда Валентина Матвиенко, едва заняв должность, пообещала за два года удвоить городской бюджет, многие ей не поверили – мол, с кого она собирается вдвое больше выжимать налогов? Но вскоре все выяснилось – с новым губернатором в город пришли и новые налогоплательщики: «Газпром нефть», «Совкомфлот», «Трансаэро» и многие другие. Отчасти это произошло, конечно, благодаря федеральным связям губернатора. Но не только. Матвиенко действительно сумела предложить федеральным компаниям условия лучше, чем в Москве: более низкие арендные ставки, меньший объем официальных и неофициальных поборов, защиту от мелкой и средней бюрократии. А если бы не провалился проект «Охта-центра» (что нанесло тяжелейший удар по привлекательности Петербурга как делового центра), то список компаний федерального уровня, платящих налоги на берегах Невы, мог бы быть в несколько раз длиннее. Но и без того бюджет Петербурга за годы правления Матвиенко вырос в пять раз. И этот рекорд вряд ли кому удастся превзойти.

Настоящим мастером проявила себя губернатор и в привлечении федеральных инвестиций. За деньги российского бюджета построены КАД, дамба, проведен ремонт взлетно-посадочных полос в Пулково, центр даст деньги на строительство Орловского тоннеля… Деньги у Москвы просят все губернаторы – вот только дают лишь тем, кто может их с толком освоить.

При этом часть инвестиционных проектов, начатых при Валентине Матвиенко, дадут отдачу позднее – это и проект «Воздушные ворота» (развитие аэропортового комплекса), и намыв на Васильевском, где построен пока только морской пассажирский порт, и Западный скоростной диаметр…

Ну а то, что приход крупных российских компаний был связан не только с административным ресурсом губернатора, доказал ажиотаж в отношении Петербурга иностранных инвесторов. «Дженерал Моторз», «Тойота», «Ниссан» и другие пришли в город по своей воле, привлеченные налоговыми льготами, продуманной логистикой, тем, что им предоставляли подготовленные площадки.

А вслед за автомобильным кластером стали развиваться электронный, фармацевтический. В разы вырос гостиничный бизнес – в городе представлены все мировые гостиничные сети, появились сотни мини-отелей и хостелов. Настоящий бум произошел и в торговой сфере – по количеству торговых площадей на душу населения Петербург перегнал большинство европейских столиц.

Валентина Матвиенко:

– Мы влюбляли в Петербург зарубежных и российских крупных инвесторов. Они строили заводы, создавали рабочие места, пополняли городскую казну. Мы более чем в пять раз увеличили бюджет города. В этом году только на образование расходы сопоставимы со всей городской казной 2003 года. Мы были настойчивы и упорны в отстаивании интересов Петербурга в федеральном центре. Мы во всех министерствах и ведомствах вытаптывали, выхаживали, выбивали ресурсы для Петербурга.

• В 2003 году расходы городского бюджета составляли менее 76 миллиардов, в 2010-м – более 358 миллиардов.

• Средняя номинальная заработная плата, начисленная за ноябрь 2003 года, – 7388 рублей, за март 2011-го – 28 984 рубля.

• Объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга в 2003 году – 0,7 миллиарда долларов, в 2010-м – 5,2 миллиарда.

Возвращаемся к замыслу Петра

В XXI век Петербург вступил как «столичный город с областной судьбой». В 1990-е годы бедность выпирала изо всех подворотен. В то время как Первопрестольная наливалась богатством, северная столица жила воспоминаниями о пышности императорского двора, когда все флаги были в гости к нам. Теперь же высокие иностранные гости приезжали в Петербург очень нечасто, и программа их визита обычно составлялась жестко, по трафарету: малейший шаг в сторону мог повредить имиджу города в глазах зарубежных персон. Пожалуй, немногое, на что мог тогда претендовать город по-столичному, – так это хоккейный чемпионат мира, который был проведен в 2000 году.

Сегодня «областная судьба» Петербурга – всего лишь расхожий литературный оборот, а о петербургском провинциализме рассуждают разве что не любящие «этих питерских» москвичи. Северная столица по праву превратилась во вторую столицу России. Только нынешним летом на берегах Невы прошли Международный экономический форум, ряд политических саммитов, конкурсные прослушивания Международного конкурса имени П.И. Чайковского, Международный военно-морской салон… Москва передала Петербургу и часть своих официальных столичных функций: вот уже четвертый год здесь работает Конституционный суд России, то и дело ставится вопрос о переезде некоторых других федеральных структур. Но главное даже не это – главное, что теперь Петербург стал столичным городом в глазах населения России и многих иностранцев. Петербург вновь стал Петербургом, и теперь уже не только по имени.

Валентина Матвиенко:

– Петербургу возвращен тот статус, о котором мечтал Петр I (вероятно, это оговорка: Петр I не «мечтал», а создал Петербург столицей империи. – Прим. ред.). Мы стали де-факто и де-юре второй столицей России, центром международных форумов высокого уровня, дипломатической столицей. Появилась другая энергетика, другой ритм города.

• В мае 2008 года состоялся переезд в Петербург Конституционного суда РФ.

• В городе зарегистрировано более десяти компаний федерального уровня.

• В 2006 году в Петербурге прошел саммит «Большой восьмерки».

• В городе ежегодно проходит Международный экономический форум.

• За последние восемь лет в Петербурге побывало более 160 иностранных делегаций во главе с высшими должностными лицами.

• Ежегодно в Петербурге проходит более 40 театральных фестивалей.

Город стал опрятней и нарядней

Первую за годы реформ «большую уборку» Петербург затеял к своему 300-летию. С помощью выделенных из федерального бюджета средств (40 миллиардов рублей – тогда это считалось большими деньгами) в городе наскоро красили фасады и накатывали асфальт на основных магистралях и площадях. Досталось даже тем достопримечательным местам, что в стороне от парадных проспектов. Так, например, была реконструирована Сенная площадь с ее неистребимой аурой «достоевщины».

И петербуржцы, несмотря на все неудобства аврального ремонта, радовались: спасибо юбилею! Ведь в предыдущие годы все только разваливалось. Правда, когда праздник миновал, общая обшарпанность, отвалившаяся тут и там лепнина, дикие колдобины на дорогах и во дворах – все это стало еще сильней бросаться в глаза.

Сегодня же город выглядит по-настоящему обновленным. Благодаря реализации губернаторской программы «Фасады Петербурга» магистрали исторического центра по ухоженности явственно напоминают мегаполисы благополучной Северной Европы. Многие дворики и даже некоторые дворы-колодцы замостили, разбили в них цветники и осветили по технологиям нынешнего века. А еще в городе стало гораздо больше цветов: на площадях, где прежде были только вытоптанные газоны, вдоль проспектов, в скверах… Даже вандалы, которые набрасываются на все новое, постепенно привыкли к фонарям и цветам и оставили их в покое. А ведь помнится, как когда-то Валентине Матвиенко, которая ратовала за «цветочный Петербург», приходилось убеждать своих оппонентов, уверенных, что все цветы растащат, в необходимости реализации этой программы.

Само собой, любой из нас без труда с ходу назовет несколько адресов в центре города, где или балкон находится в аварийном состоянии, или прямо над входом в дом до кирпичной кладки осыпалась штукатурка, или вот уже который год стоят синие заборы, за которыми никто не работает. Но тем не менее вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в целом город теперь более ухоженный и опрятный. Во всяком случае, иностранцы и москвичи, которые бывают в Петербурге регулярно, непременно отмечают этот факт. А со стороны, как известно, виднее.

Валентина Матвиенко:

– Бюджетные расходы на озеленение и цветочное оформление северной столицы увеличиваются каждый год.

• В 2011 году в Петербурге высадили 12 миллионов цветов, 250 тысяч кустов и 20 тысяч деревьев.

 

Петербург – больше не «бандитский»

«Бандитский Петербург», он же «Киллербург», он же «Криминальная столица России» – какие только уничижительные клички не присвоили городу Святого Петра к исходу 1990-х! Все это было грубым преувеличением, но не полным враньем. У нас был «ночной губернатор», которого знала не только милиция, но и весь город. Были криминальные авторитеты, заседавшие в советах директоров крупных компаний, владевшие легальным бизнесом…

Но в 2000-х годах уровень преступности – прежде всего организованной – начал снижаться. Перестрелки на улицах, отстрел бизнесменов и политиков, поголовное крышевание мелкого бизнеса, в первую очередь ларечников, наконец, уличная преступность – весь этот беспредел со скрипом и великой неохотой уходил в прошлое. «Качки» с бритыми затылками перестали посещать офисы с предложениями об «охране». А когда в 2005–2006 годах, благодаря изменениям в законодательстве, на сцену вышли так называемые рейдеры, прокуратура отреагировала оперативно: в городе была создана межведомственная антирейдерская комиссия, и новый вид преступности удалось задушить в зародыше.

И даже в среде людей, не очень-то хорошо знающих, чем мораль отличается от нравственности, стало вдруг стыдно иметь знакомых в криминальном мире. А в курилках теперь все реже рассказывают о вчерашних пугающих сводках «чрезвычайных происшествий». Вспомните, когда пару лет назад какие-то подонки украли у одного крупного бизнесмена ребенка, это всколыхнуло весь город – всюду только об этом и говорили. В 1990-е же годы этот случай вряд ли привел бы к общественному возмущению и не шагнул бы дальше криминальных сводок.

• С 2005 по 2010 год года специализированное подразделение УБЭП ГУВД Петербурга спасло от рейдерских захватов более 30 предприятий с общим активом более 1 миллиарда рублей.

• По данным городской прокуратуры, в 2010 году в Петербурге зарегистрировано 64 370 преступлений. Это на 13 тысяч меньше, чем в 2009-м.


Валентина Матвиенко:

– Город жил мирной спокойной жизнью, был зачищен от организованных банд и перестал быть криминальной столицей.

вкратце

+ В Петербурге подобралась исключительно сильная команда управленцев – не случайно путь из Смольного в столицу за последние годы проделали никак не менее десяти заметных петербургских чиновников.

+ Сколько бы ни ругались автомобилисты на пробки, а все горожане – на стоимость дорожных работ, качество дорог в Петербурге заметно улучшилось.

+ В городе практически решена проблема очередей в детские сады.

+ Конечно, туристический потенциал Петербурга далеко не реализован, но за последние годы наш город поднялся на седьмое место в европейском рейтинге туристического интереса.

+ Налицо успехи в области как высокой, так и массовой культуры: в городе в кои-то веки открыто сразу два новых театра, а общегородские праздники стали хотя и менее выдержанными и экономными, но зато более красочными.

+ Запущена программа реновации хрущевских кварталов – хотя еще два года назад казалось, что компромисса в этом вопросе никогда не достигнуть.

 

 

Градозащитники ждут продолжения диалога с властью

С самого конца 1950-х годов, когда только появилось панельное домостроение, Ленинград начал обрастать спальными районами. Поначалу народ этому возрадовался: все больше жителей получали хоть и маленькие, но свои, отдельные квартиры. А потом возроптал: город вдруг разделился на два – в середине Петербург, а вокруг Ленинград. И все больше горожан захотели жить именно в Петербурге.

Но кто же знал, что самое страшное начнется с наступлением XXI века!.. Именно тогда молодой российский бизнес принялся захватывать любые незастроенные участки в центре города – скверы, парки, сады и даже дворы, которые ему казались чересчур просторными. Железобетонно-стеклянные новоделы росли один за другим, отнимая у города и горожан безымянные скверики, сад «Олимпия», куски Таврического сада…

А потом строительные компании принялись за старые дома. Одни вдруг объявляли аварийными и, выкинув жильцов куда-нибудь в Колпино или Шушары, сносили, чтобы на их месте возвести что-нибудь повыше. Другие надстраивали мансардами. Осваивали все без разбору – маленькие улочки в районе Коломны, Пески, Московский проспект… В обход законов, норм и правил – напролом. Даже Невский проспект превратился в строительную площадку. Петербург на глазах терял зеленые насаждения, зоны отдыха и сам свой облик.

Проблема агрессивного вторжения в среду исторического центра, являющуюся объектом культурного наследия, быстро вышла за границы не только Петербурга, но и России. Ведь центр российской северной столицы признан ЮНЕСКО достоянием мировой культуры.

Впрочем, необходимо оговориться, что эта проблема политизирована. Что касается новостроек, то здесь очень трудно найти баланс между интересами города в целом и жителями конкретного квартала. 10, 20, 30 миллионов долларов, которые строительная компания готова заплатить за участок в хорошем районе, – это возможность построить два-три новых детсада, круглосуточно убирать зимой тот же снег. Но, с другой стороны, уплотнительная застройка постепенно превращает Петербург в каменные джунгли, лишая его зелени и открытых пространств…

Так или иначе, губернатор Валентина Матвиенко начала диалог с градозащитниками. И новому руководителю города, несомненно, придется думать над тем, как этот диалог продолжать и, главное, как сделать его более продуктивным.

• С 2003 года в Петербурге разрушено более 100 исторических зданий.

• В декабре 2009 года Смольный предложил исключить из перечня скверов и парков Петербурга около 1500 объектов. Законопроект был отозван и внесен новый, предполагающий исключение 161 объекта. В результате длительных дискуссий список был сокращен до 104 объектов. По данным центра экспертиз «Эком», площадь озелененных территорий сократится на 2466 га.


Валентина Матвиенко:

– Мною подписано распоряжение, в соответствии с которым строительство во внутриквартальных территориях может осуществляться только в соответствии с Генеральным планом города... Таким образом, это будут единичные, исключительные случаи строительства таких объектов, как детские сады или школы…

– Жалею, что поздно начала диалог с градозащитниками. Это надо было делать раньше. Раньше выйти из окопов, сесть за стол переговоров. Но я рада, что этот процесс пошел.

Вытащить предпринимателей из-под бульдозера

Согласно официальным отчетам, доля малого бизнеса в Петербурге весьма существенна: выше, например, чем в Москве. Однако, как отмечают специалисты, большая часть петербургского малого бизнеса – это фирмы, созданные в рамках крупных компаний для «налоговой оптимизации». Так что на деле возрождать малый бизнес новому губернатору придется почти что с нуля.

Прежнее руководство Смольного было буквально влюблено в бизнес крупный и давало ему все возможные преференции: торговать должны торговые сети с иностранным капиталом, возить пассажиров – крупные транспортные компании, строить – компании и холдинги с многомиллиардными оборотами. А тот малый бизнес, что выжил, существует, по словам даже успешных предпринимателей, в атмосфере постоянного стресса. Местный чиновник может в любую минуту разорвать с малой фирмой договор аренды, обрезать ей коммуникации, наслать проверяющих, которые найдут нарушения санитарных, пожарных, миграционных и иных правил. В Петербурге после показательного сноса (конечно же – на законных основаниях) нескольких торговых зон появился даже специальный термин: «бульдозерное право».

Самым трудным будет (если, конечно, у нас все-таки решат по-настоящему развивать малый бизнес) избавить людей от страха, дать им чувство защищенности. И, конечно же, малый бизнес должен не только шавермой торговать и квартиры ремонтировать, но и работать по заказам крупных предприятий (как это происходит во всех развитых странах) – хотя петербургские директоры к этому еще не готовы.

• За 8 лет в городе закрылось около 40 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, что привело к ликвидации 200 тысяч рабочих мест. С ноября 2004 года было уничтожено 1600 остановочных торговых павильонов, 2000 торговых точек в зоне ответственности метрополитена. В 2000 году в городе было 880 мини-рынков, к весне 2011-го осталось 176.

Валентина Матвиенко:

– Малый бизнес – это фундамент социальной стабильности.

Бороться не со снегом, а с разрухой

Едва став временно исполняющим обязанности губернатора, Георгий Полтавченко сразу обозначил первоочередную задачу: подготовка к «зимней кампании». Так уж получилось, что организация нормальной уборки Петербурга в зимний период стала политической проблемой. Ведь проигранная вчистую борьба со снегом в минувшую и предшествующую ей зимы перечеркнули (отчасти, впрочем, незаслуженно) в глазах горожан многие заслуги городской власти.

И проблема даже не в плохой очистке тротуаров и крыш от снега самой по себе – все это лишь симптом общей деградации системы ЖКХ. Выяснилось, что у жилищников нет ни рабочих-высотников, ни инструмента, ни, самое главное, умения и желания организовать работу. Что жилой фонд по липовым документам берут на обслуживание какие-то криминальные компании, которые элементарно обворовывают горожан. Что десятки лет никто не проверял и не ремонтировал чердаки. Что в штатах жилконтор числятся «мертвые души», зарплату которых получают начальники. Что сотни миллионов рублей, выделенных на ремонт пробитых кровель, пропадают без толку (по словам профессиональных кровельщиков, до 90 процентов выполненных работ – грубая халтура).

И закупкой еще нескольких партий снегоуборочной техники весь этот ворох проблем не разгрести. Нужно выводить из мрака на свет всю систему ЖКХ.

Валентина Матвиенко:

– Сбивать сосульки ломом – это каменный век. Надо найти другой способ. Лазером, горячим паром срезать... Надо собрать научно-технический совет и посовещаться. Если ученые разведут руками и скажут – только ломом, тогда да.

– Надеюсь этим летом на крышах города увидеть вместе с кровельщиками депутатов Законодательного собрания.

– Буду делать выводы по руководителям всех уровней. Не могут убрать снег до 1 февраля, будут заниматься другой работой, вязать носки по вечерам.

– Я прошу пожилых петербуржцев, родителей с детьми без крайней необходимости не выходить на улицу сразу после обильных снегопадов и резких перепадов температур.

• За две последние зимы от сосулек в Петербурге погибли восемь человек.

• По данным Смольного, весной 2010 года в городе было зафиксировано почти 32 тысячи случаев протечки кровли. Количество пострадавших домов – 7,5 тысячи.

 

Стратегию приняли, осталось ее реализовать

Тяжелое наследство достается новому губернатору в дорожно-транспортной сфере. Правда, в Москве ситуация еще хуже, но это мало утешает. Развал некогда образцовой ленинградской системы общественного транспорта (она держалась не столько на метро, сколько на трамваях, на которых можно было без пересадок пересечь весь город) привел к массовой автомобилизации горожан. Беда не в том, что почти каждая семья обзавелась автомобилем (этому радоваться надо), а в том, что даже по пробкам на своей машине по городу ездить удобнее, чем перескакивать с маршрутки в метро, с метро на троллейбус…
Впрочем, администрация Валентины Матвиенко на излете своей эпохи приняла транспортную стратегию, которая предусматривает возрождение общественного транспорта, но воплощать эту стратегию придется уже новому губернатору. Ему же придется решать многие болезненные вопросы. Например, как убрать с обочин припаркованный транспорт (стоянок катастрофически не хватает). Вводить ли ограничения на въезд в центр… Любые решение в этой сфере будут непопулярными, но принимать их придется.

Валентина Матвиенко:

– Пусть хотя бы один день в месяц все сотрудники Смольного, включая губернатора, будут ездить на общественном транспорте. Но во вторник этого делать не будем, иначе вы опоздаете на правительство. Но все равно готовьтесь, коллеги: в метро и в автобусе душно!

• К 2015 году Смольный ожидает рост парка легковых автомобилей на 24 процента, грузовых машин – на 39 процентов, автобусов – на 18 процентов.

• С 2003 года площадь дорог, находящихся в нормативном состоянии, увеличилась с 38 до 64 процентов.

• В мае 2011 года на совещании в Москве помощник президента РФ Аркадий Дворкович сделал замечание Валентине Матвиенко из-за плохого состояния петербургских дорог.

 

вкратце

– Пришедшие в город иностранные предприятия у всех на слуху, а вот традиционная петербургская промышленность остается на обочине: переезжает в область, становится площадкой для офисов и складов или просто уходит в историю.

– Петербургу предстоит наладить должное взаимодействие с областью – пока же трудно назвать хотя бы один серьезный совместный проект двух регионов, которые, по сути, являются единым целым.

– Город со всех сторон окружен водой, но летом петербуржцам отдыхать фактически негде – пляжи приходят в негодность.

– Несмотря на все старания Смольного, работа наземного общественного транспорта все еще далека от европейских стандартов.

– Программа расселения коммуналок, по большому счету, потерпела крах – и проблема нуждается в новых методах решения.

– В городе хозяйничают вандалы: одни уродуют памятники в центре, другие – скамейки во дворах, третьи – марают стены, четвертые – и не думают убирать за своими четвероногими питомцами. Найти управу на них – одна из задач нового губернатора и его команды.

 

 

 

 

Материалы подготовили Сергей Ачильдиев, Владимир Новиков, Игорь Тимофеев, Анастасия Ложко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно