Культура

Константин Лопушанский: «Зритель отвыкает от нашего кино»

01 сентября

 

Известный режиссер написал сценарий о духовном наследнике Че Гевары, который борется со злом в современной России

Для мастера, известного своими эсхатологическими картинами «Письма мертвого человека», «Посетитель музея», «Гадкие лебеди», создание произведения искусства – всегда откровение. Даже если это история о кубинском команданте.

– Константин Сергеевич, сейчас все больше появляется разнообразных ниш, где свои фильмы показывают непрофессиональные режиссеры (пример – молодежный киногород «Метрополис» в рамках II Санкт-Петербургского международного кинофорума).  И при этом увеличивается количество киношкол. Это закономерно?

– Такие мероприятия, как «Метрополис», показывают,  что есть талантливые любители. И это замечательно. Однако в смысле образования любительский подход продуктивен лишь на первом этапе, когда человек стремится понять, нужно ему вообще этим заниматься или нет. Поняв это, он обязательно должен пройти все-таки профессиональное обучение.  Не важно где – во ВГИКе, в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения или на Высших кинокурсах. 

– Или в Высшей школе кинематографического мастерства, которую вы создали на базе питерского Института культурных программ и которая откроет свои двери уже этой осенью?

– Нет. Это будет своего рода творческая аспирантура для молодых режиссеров, начинающих работать в киноиндустрии и желающих повысить свой профессиональный уровень в соответствии с мировыми критериями современного кинематографа. Среди главных направлений обучения – изучение современной международной практики кинопроцесса, его норм и стандартов, юридических тонкостей; занятия с педагогом-продюсером. В итоге наши выпускники смогут смело представлять свои отточенные проекты на любом европейском конкуре и разговаривать на одном языке с любым продюсером или представителем кинофонда.

– Александр Сокуров недавно заметил, что очень важно не только научить молодых людей профессии кинематографиста, но и заложить в них способность сопротивляться, бороться за свои идеи…

– И это верно.  Если художник обладает энергией, убеждением, он обязательно пробьет барьер. Могу привести пример из собственной практики. После фильма «Соло», который получил массу премий в 1980 году, я четыре года не мог вообще запуститься с новой картиной. Жил в абсолютной нищете. Наконец, запустился. И с чем? С фильмом об атомной катастрофе. Фильмом, где нет ни хороших русских, ни плохих американцев, где откровенно религиозный финал. Можете себе это представить в 1984 году, при существующей тогда цензуре? И все же это каким-то чудом произошло. Правда, я прибег к помощи академика Евгения Велихова, который возглавлял тогда Комитет советских ученых против ядерной войны. Велихов написал в Госкино гневное письмо – мол, вы такие тупые, молодой человек все правильно предлагает, почему запрещаете?! Помогло мне и то, что в главной роли снимался у меня Ролан Быков, очень мощный человек, с которым властям трудно было бороться. Однако, несмотря на то что удалось запуститься, фильм угрожали закрыть практически каждый день. В таких условиях я и снимал целый год. Когда все-таки окончательно решили закрыть картину, за меня заступились Семен Аранович, Алексей Герман, а с этими людьми вообще бороться редактуре было  невозможно в силу их авторитета. А там уже к власти пришел Горбачев, началась перестройка. И фильм оказался востребованным. «Письма мертвого человека» получили широкий резонанс во всем мире.  

В результате я с полнометражным своим дебютом, вместо того чтобы быть закрытым, оказался в Каннах. Помню, должен идти по красной дорожке, а переводчик меня спрашивает: «А бабочка, Константин, у вас есть?» «Бабочка? Какая бабочка?» Меня хватают за руку, и в шесть вечера мы бегом отправляемся на набережную Круазетт покупать бабочку. Стоила она как кусок золота – все деньги, что у меня были с собой, потратил на нее.

К чему я это все рассказываю – важно, чтобы было очень мощное желание добиться своего. Это главное для режиссера, всегда, при любых обстоятельствах. А те, кто считал, что время, дескать,  такое, надо уступить – так до сих пор и уступают. Тарковский хорошо сказал: искусство мстит. Стоит один раз предать его, оно отомстит обязательно.

– Заместитель генерального директора ТНТ Александр Дулерайн нарисовал портрет нашего режиссера, как он видится в общественном сознании, – «не очень удачливый, не очень хорошо одетый человек». Из-за непрестижности профессии в нее не идут умные, амбициозные люди.

– Профессия уважаемая, другое дело, что она действительно не прибыльна. Для этого нужен прокат. Невозможно выпускать вкуснейшие конфеты и не иметь ни одного магазина для их продажи. В России кинотеатры ориентированы на голливудскую продукцию. Американцы счастливы – их продукция расписана по кинотеатрам на год вперед. Как нам втиснуться в этот бизнес, логика которого очень проста в своем цинизме: за деньги можно все. Они стоят между нами и зрителем, как люди, владеющие этой системой, на которой они зарабатывают деньги. Доходит дело даже до того, что кинотеатры говорят: «Платите нам, чтобы мы вас показывали». Нормально? И чем дальше эта ситуация развивается, тем нам становится хуже – зритель попросту отвыкает от нашего кино.

– Понятно, в России авторское кино не окупается. А ведь при грамотном позиционировании, реальном доступе на широкий экран такое кино вполне способно собрать более миллиона долларов. На Западе арт-хаус идет в некотором количестве специализированных залов, где оно, конечно, не моментально, как коммерческое кино, но верно окупается.

– В том-то и дело. Год назад в небольшом кинотеатре в центре Брюсселя проходила ретроспектива моих фильмов. Организаторы ее оплатили мне как режиссеру дорогу, заказали во Франции копии фильмов – им важно было, чтобы зрители могли общаться вживую с автором фильма. Меня приятно удивило, что кинотеатр готов тратить деньги на  организацию ретроспективы с иностранным режиссером.

– Кшиштоф Занусси, который будет вести мастер-класс в вашей школе, как раз сетовал на то, что сегодня многие режиссеры не способны передать метафизику или, как он говорит, «тайну мира».

– Безусловно, к этому надо иметь чутье, талант, чтобы видеть более глубокие внутренние связи. Но сейчас время такое, когда интеллектуальный уровень, вернее сказать, уровень метафизического мышления в обществе довольно низок. Но не думаю, что все так трагично. Я знаю достаточно много мыслящих молодых людей.

– Слышала, вы приступаете к съемкам нового фильма…

– Идея этого фильма – он называется «Роль» – возникла еще в 80-х годах. Но только сейчас наконец появилась возможность ее реализовать. Госкино из 250 сценариев отобрало пять, которым будет оказана финансовая поддержка. В их числе оказался и наш проект.  Продюсер фильма Андрей Сигле.  Но пока я больше ничего не могу рассказать о проекте.

– Я так понимаю, это не история про Че Гевару, которую вы прежде хотели снять.

– Нет. Я написал сценарий, о котором вы говорите, не для себя. Я хотел его отдать другому режиссеру. Может быть, даже кому-то из своих учеников. Сейчас сценарий находится у одного московского продюсера, судьба его пока мне не ясна.

– Почему вас заинтересовала фигура пламенного команданте?

– Он легендарная личность. Своего рода Робин Гуд прошлого века. И при всех его наивно  марксистских взглядах он является культовой фигурой в буржуазной Европе. Почему? Потому, что у многих людей находит отклик обостренное чувство справедливости, которое ему было свойственно, его благородство, его жертвенность. Не забывайте, что в той же Боливии, где Че сдали властям местные крестьяне,  ему поклоняются сейчас как святому, к месту его гибели совершают паломничество.

Но на самом деле история, которую я написал, вовсе не про самого революционера. Я представил ситуацию, в которой духовный наследник Че Гевары, его воспитанник, назовем это так, появился бы в современной России и столкнулся со злом нашего времени. Злом современным. Тут меня привлекал не только сам герой – современный Дон Кихот, новый Робин Гуд, но и то, чему он противостоит.

– Вы считаете, что легитимность такого персонажа актуальна?

– Почему бы и нет? «Брат» Балабанова тоже своего рода Робин Гуд.  Все-таки это герой высоких идеалов, хотя бы в общечеловеческом смысле. Это всегда привлекательно.

– Но вам не кажется, что сегодня важнее дать героя в протестантском понимании созидателя, а не романтика – вечного разрушителя?

–  Кино – это многообразное поле. Как говорит китайская мудрость: «Пусть растут все цветы». Пусть один автор формирует героя, который созидает.   Кто-то – про лирического героя будет рассказывать, а мне интереснее романтик. Даже такой, как Че Гевара.

– Вам всегда были близки герои, существующие вопреки?

– Возможно. Об этом хорошо написал в предисловии к моей книге (сборник сценариев «Русская симфония». – Прим. ред.) Дмитрий Быков. Написал о том, что мой сквозной персонаж, по его мнению, – отважный одиночка, стоик, который противостоит злу. Он понимает, что проигрывает в борьбе, но остается верен своему идеалу до конца. Не знаю, так ли это на самом деле, но мне понравилась эта мысль Быкова.

 

Беседовала Екатерина Юрьева. Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2