Максим Леонидов: «Я играю Леонидова»
Основатель бит-квартета «Секрет» давно вышел за рамки музыканта
Кто-то по инерции продолжает воспринимать его лишь как экс-гитариста бит-квартета «Секрет», но у Леонидова уже давно своя группа «ХиппоБэнд», свои хиты, он играет в драматических спектаклях, снимается в кино, а недавно написал книгу «Я оглянулся посмотреть…».
– Максим, вы с недавних пор еще и актер мюзикла – в Московском театре Et Cetera Александра Калягина сыграли одну из главных ролей в мюзикле «Продюсеры», который собрал большую коллекцию призов, наград и премий…
– Глядя на то, с каким энтузиазмом публика и критика принимают «Продюсеров», я подумал, что мог бы поработать в этом жанре не только как актер, но и как композитор. А тут как раз мой друг, актер Александр Шаврин, рассказал про свою идею написать либретто мюзикла по Валентину Катаеву. Он раскопал пьесу «Растратчики», которую Катаев написал в 1927 году по заказу Московского художественного театра. Это абсолютно нэповская пьеса, и сам Станиславский ее тогда поставил. Через сезон-другой спектакль сняли, потому с нэпом было покончено. «Растратчики» – комедия, но не пустая. Это на самом деле история одного запоя, бессмысленного и беспощадного, когда пожилой бухгалтер и молоденький кассир одного из московских предприятий присваивают себе 12 тысяч зарплаты предприятия и чудовищно кутят – в Москве, в Ленинграде, потом в провинции. Иногда им весело, иногда очень грустно. В какой-то момент молоденький кассир понимает, что обратной дороги нет, и пытается повеситься. В общем, их ждет тюрьма, но в отличие от пьесы Катаева мы все-таки их спасаем от тюрьмы.
– Музыку написали в каком ключе?
– Мелодия и оркестровки в духе Дунаевского, Покрасса, хотя, понятно, до великих мне далеко.
– Постановка мюзикла – дорогое удовольствие. Вы нашли спонсоров?
– На наше счастье, уже в октябре в Москве, в бывшем ДК имени Горбунова, открывается Театр мюзикла. За это трудное, но увлекательное дело взялись такие серьезные люди, как Михаил Ефимович Швыдкой, ставший художественным руководителем, и генеральный продюсер Давид Яковлевич Смелянский. Они включили в репертуар наш мюзикл. Но начнут они с мюзикла самого Швыдкого «Времена не выбирают». Он основан на произведениях советских и американских композиторов 30-х годов и уже был показан в Нью-Йорке, в Центре искусств Михаила Барышникова. Затем будет поставлен бродвейский мюзикл «Рэнд», после чего начнутся репетиции наших «Растратчиков». Я сначала сам не хотел играть, но Шаврин сказал: «Макс, роль старого бухгалтера просто шикарная, неужели не жалко отдавать кому-то другому?» Роль действительно замечательная, и я решил, что надо мне попробовать. Но, разумеется, у спектакля будет и второй состав – это обычная практика для мюзиклов. Играть семь-десять спектаклей подряд мне тяжело.
– А в «Продюсерах» у вас тоже есть дублер?
– Не дублер, а очень интересный, достойный актер – Юрий Мазихин. Мы с ним вместе получили премию «Музыкальное сердце театра» за лучшую мужскую роль. Играть в «Продюсерах» мне до сих пор в радость – получается три-четыре спектакля за месяц-полтора.
– Ваша игра в «Продюсерах» удостоилась лавины лестных отзывов зрителей, критиков, коллег. Интересно, есть хоть кто-то, кому бы не понравилась ваша роль?
– Андрон Кончаловский вместе с семьей демонстративно после первого акта покинули зал.
– Чем же он это объяснил?
– Тем, что не ожидал, что будет про гомосексуализм и фашистов. Но это ханжество, на мой взгляд. Во-первых, он знал, на что шел, во-вторых, не надо было идти с тремя детьми, если ты так переживаешь по этому поводу.
– Что же в Петербург вы не привезете свой спектакль?
– К сожалению, это невозможно. Армада декораций. Была мысль сделать «лайт»-вариант, наш продюсер Давид Смелянский пробовал и так и сяк, но не получается.
– После этой роли вас не засыпали предложениями? Многим стало видно, какой вы актер!
– Мне звонили и продолжают звонить время от времени из всевозможных телесериалов, но я очень разборчив в этом смысле. У нас расцвели пышным цветом комедии, у нас не нужны хорошие артисты в кино. Нужен типаж, а уж про сериалы я вообще не говорю! Тем не менее не перевелись еще хорошие роли: вот меня в «Высоцкого» пригласили.
– Это нашумевший кинопроект «Высоцкий. Спасибо, что живой»! Сценарий написал сын Владимира Высоцкого Никита, а режиссером стал Петр Буслов… Закручена лихо интрига: до последнего момента от зрителей скрывают, кто же сыграет Владимира Семеновича. Уж не вы ли, Максим, часом?
– Вы будете смеяться, но я играю персонаж, которого зовут Павел Леонидов. Это Никита дал ему такое имя. Он импресарио Высоцкого, человек, который выстраивал концертную деятельность, все, что шло помимо работы в театре. Как тогда говорили, всю «халтуру».
– Он ведь в итоге сел?
– Вы что-то путаете. Валерий Янклович жив-здоров, прекрасно себя чувствует, он и явился прообразом для сценариста. Но я о нем почти ничего не знаю и очень не хотел бы, чтобы он думал, что я его играю. Я играю абсолютно свои представления на эту тему.
– Федор Бондарчук сказал, что на будущий год планируются два отечественных блокбастера, один из них – «Высоцкий».
– А второй, наверное, какой-то его фильм?! «Высоцкий» – это, безусловно, будет фильм года. Премьера пока назначена на 1 декабря. Сейчас мы занимаемся озвучанием.
– Как вы относитесь к этому ходу, когда всем ясно, кто играет Высоцкого (конечно же, Сергей Безруков), но создатели фильма не признаются…
– Но вы ошибаетесь, если думаете, что всем ясно, кто – Высоцкий.
– Вы в курсе того, что Дмитрий Певцов, которого кое-кто прочил на роль Высоцкого, уже обрушился с критикой на этот проект, назвав его «актом некрофилии»?
– О, да, я бы посоветовал нашим зрителям внимательно прислушаться к мнению человека, который фильм не видел! «Сам я роман Пастернака не читал, но его роман осуждаю!» – из этой серии.
– Вы легко согласились сыграть в «Высоцком»?
– С огромными сомнениями. Потому что я не представлял себе, как можно «сделать» Высоцкого в кино, кто будет его играть. И согласился только тогда, когда мне показали 30-секундный кусочек. Но тут-то я и присел. И сказал: «Ничего себе. В такой авантюре я, конечно, хочу поучаствовать, мне любопытно». Это симпатичная авантюра. Не знаю, как с точки зрения произведения искусства, поживем – увидим. Но с точки зрения кинопродукта это будет хороший продукт.
– Максим, вы ведь недавно книжку ностальгическую написали «Я оглянулся посмотреть…» – о своем детстве, юности, о золотом периоде бит-квартета «Секрет». Несмотря на объем в почти четыреста страниц, книжка получилась по-хорошему легкая, ироничная, читается запоем. Просто поразительно, сколько имен, фамилий, дат и фактов сохранила ваша память!
– Когда года два назад я взялся за книжку, то понял, что не обойдусь без помощи моих друзей. Я специально собирал своих одноклассников, сокурсников, армейских друзей, ставил диктофон, и мы начинали вспоминать. Так, потихоньку мы вспомнили то, что память одного человека, конечно, не могла бы сохранить. Кроме того, на нашем актерском курсе была такая полезная вещь, как летопись, и я собрал все архивы курсовые, все цитаты наших педагогов Додина и Кацмана. И привожу это не по памяти, а из документов.
У меня не было задачи сводить с кем-то счеты, не дай бог. В этой книжке на самом деле – любовь и благодарность всем тем, кто встретился мне на жизненном пути, и больше ничего там нет. Когда я отдал рукопись в одно крупное издательство, то вскоре мне позвонил редактор: «Максим, книга у вас очень уж целомудренная! Давайте уберем все, что касается вашего детства, эту всю фигню сократим до трех страниц, это читателю не интересно, а добавим побольше каких-то пикантных историй из гастрольной жизни бит-квартета «Секрет». Я попытался объяснить, что писал другую книжку – не про скандальные истории, а про историю взросления, превращения мальчика в мужчину, историю осуществления мечты – вот про что. И не нужно мою книжку сравнивать с опусами всех этих скандально-гламурных персонажей: им просто рассказывать не о чем, а мне, слава тебе Господи, есть про что и про кого. Так мы с редактором и не поняли друг друга… Но когда я отдал рукопись в петербургское издательство «Амфора», никаких вопросов не возникло.
– Кому пришла идея оформить обложку вашей книги в стилистике битловской пластинки?
– Это идея издателей, я ее принял сразу, она в эстетике книжки. Многие спрашивают, почему я заканчиваю тем, что ушел из «Секрета», то есть 1990 годом. Потому, что это одна цельная история. То, что было дальше со мной, эмиграция, возвращение – все тоже интересно, но это совсем другая история.
– Ее вы тоже опишете?
– Сейчас немножко приду в себя после первой книги, мне нужно отдохнуть, и, может быть, я снова «оглянусь» и что-то еще напишу.
Беседовал Михаил Антонов