«Значит, и мы еще поживем!»
Местные жители сами построили себе дорогу, которая вдохнула жизнь в вологодские деревушки
Новая статья расходов появилась в семейном бюджете жителей трех отдаленных деревень Шекснинского района Вологодской области – здесь собирают деньги на продолжение строительства… общественной дороги. В условиях, когда Вологодчина занимает одно из последних мест на Северо-Западе по насыщенности дорожной сети, а низкая наполняемость регионального бюджета не позволяет оперативно решить одну из главных проблем области, население вынуждено само заботиться о развитии дорожной инфраструктуры. Впрочем, основные расходы по строительству таких внутрирайонных «самостройных» трасс все же несут на себе спонсоры из числа крупных предприятий.
Из окон деревянных изб в Золотухе, Филяково и Турцево место, где расположен сельсовет (оно зовется местными «большой землей» или просто «цивилизацией»), видно как на ладони. Вот только находится оно по ту сторону полноводной Шексны. Несколько раз в сутки с «того» на «этот» берег курсирует по расписанию моторный катер на пять человек. Причал – в деревне Левинской. Туда же ходит и рейсовый автобус из Шексны. Но отсюда до этих трех деревень еще топать и топать!
Еще два года назад добраться из Левинской в Филяково можно было разве что по лесной тропе да по заболоченной просеке, гордо именовавшейся «лесной дорогой третьей категории». Летом обладатели уазиков и «Нив» еще как-то ухитрялись проскочить в деревни по наезженной у кромки леса тракторной колее, а вот весной и осенью – стоп, суши колеса…
– Продукты в «отрезанные» деревни приходилось возить на тракторе, – вспоминает глава сельского поселения Вера Смирнова. – Никакая другая техника, особенно в период распутицы, туда не проходила. А ведь в тех деревнях 36 постоянных жителей! Летом же за счет дачников их число увеличивается до двухсот.
Хуже всего было, если кому-то из жителей требовалась неотложная медицинская помощь. Машины «скорой помощи» могли проехать опять же только до Левинской. Туда пациентов либо несли на носилках, либо везли по воде на лодке. Порой на такую «операцию спасения» уходило по три-четыре часа.
– Несколько раз я писала письма в Вологду и даже в Москву, просила выделить деньги на строительство дороги, – продолжает вспоминать Вера Смирнова. – Но каждый раз получала стандартные ответы, что средства в текущем бюджете на это не предусмотрены. Потом стала «доставать» местных и областных депутатов. В итоге вышла на руководство местного линейно-производственного управления магистральных газопроводов. Газовики и раньше помогали нам решать текущие вопросы по благоустройству – если нужно где-то пожарный пруд выкопать или забор обвалившийся поправить, шли на поклон именно к ним. Но тут целая дорога, да еще и с мостами. Затраты-то – огромные! Но как-то все получилось удачно.
Газовики на два месяца дали технику. Глава района Вячеслав Полунин договорился о выделении «льготного» песка из близлежащего карьера. Не остались в стороне и жители. С каждого домовладения собрали примерно по 1 тысяче рублей. На гравий и обеды для дорожников. И работа закипела.
По сути, пришлось строить абсолютно новую грунтовую дорогу. При ее сооружении только на подсыпку полотна в заболоченных местах было использовано более 2 тысяч тонн песка. Удалось реконструировать и мост через речушку Пажбу. Старый, деревянный, приходилось латать каждые пять лет. А вот нынешний, основа которого сделана из металлических труб, способен простоять без ремонта лет сто. Не меньше.
В общем, сейчас уже построено пять из семи километров грунтовой дороги. Конечно, это не автобан и больше чем до 40 километров в час на этой трассе не разгонишься. Но уже как минимум к двум из трех отдаленных деревень можно спокойно проехать на легковой машине. Три раза в неделю стала приезжать сюда и автолавка. Открыт теперь доступ в деревни и машинам всех оперативных служб – скорой помощи, полиции, МЧС.
– Теперь-то не жизнь, а красота! – поделилась радостью с корреспондентом «НВ» 70-летняя Валентина Федоровна Яблокова из деревни Золотуха. – Я тут уже больше 40 лет живу, и такой радости, как от дороги, пожалуй, у нас еще не было. Вам, городским, этого просто не понять. А для нас эта дорога – всё! Теперь ко мне дочка каждые выходные приезжает. На своей машине и прямо до самого дома! Ну и перспективы у деревни появились. В первый же месяц, как дорогу провели, у нас тут два пустующих дома купили. Сейчас вот на третий бумаги оформляют. Значит, не погибнет наша Золотуха. А значит, и мы еще поживем!
компетентно
Андрей Ворошнин, директор Вологодского центра региональной проблематики:
– Когда-то в Вологодской области дислоцировался целый корпус военно-дорожных строителей. Именно их силами в 1980-е годы было проложено множество межрайонных и сельских дорог. Но корпус давно расформирован, и теперь основные дорожные объекты строятся в регионе по федеральным целевым программам. Именно так возводилась объездная автотрасса вокруг Вологды, новые участки магистралей у Кадникова и Красавина…
Собственных денег на масштабное строительство новых дорог у области очень мало. Хотя я бы не сказал, что в этом плане совсем уж ничего не делается. В этом году только в Кичменгско-Городецком районе заасфальтировали больше 10 километров дорог, чуть ранее областной бюджет профинансировал строительство магистралей к нескольким отдаленным лесным поселкам. Вот и сейчас в области принята новая региональная программа по строительству межпоселковых дорог. Но, естественно, на ее реализацию уйдут даже не годы, а десятилетия. С другой стороны, все познается в сравнении. И по крайней мере сейчас все 26 районных центров Вологодчины соединены с областной столицей нормальными асфальтированными дорогами. Тогда как еще в начале 1980-х годов попасть «по асфальту» можно было лишь в 14 городов и районов.
Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологодской области