Нашла «Газель» на «Икарус»
Мурманские чиновники объявили войну маршрутным такси, хотя городской автобусный парк с объемами перевозок пассажиров откровенно не справляется
Чудные дела творятся в Мурманске с маршрутными такси – то на «Газелях» красуются одновременно два разных номера маршрута, то их бесконечно останавливают сотрудники ГИБДД, то водители проводят забастовку и пугают горожан транспортным коллапсом. Почему предприниматели и чиновники не могут найти общий язык и кому в городе мешает дополнительный общественный транспорт?
В центре скандала оказались два самых востребованных маршрута – № 10 и № 54, которые связывают концы вытянутого по побережью города. Впрочем, противостояние «маршруточники – городская администрация» начало обостряться несколько недель назад. Именно тогда на дорогах появились «десятки» – «семидесятки», а «пятьдесят четвертый» маршрут стал одновременно «сорок пятым». В свою очередь, чиновники заявили, что у владельца этих двух маршрутов нет договора с городской администрацией, и легальным перевозчиком он не является.
Почему претензии появились только сейчас – ведь эти «Газели» возят мурманчан много лет, – непонятно. Как бы то ни было, но два самых популярных у жителей Первомайского и Ленинского округов маршрута «Газелей» перешли на полулегальное положение. Конечно, из одного конца города в другой можно доехать и на другом транспорте, но времени придется потратить значительно больше. А учитывая изменения в законодательстве, автоматически уменьшающие количество обычных таксистов, быстрая поездка в центр становится проблематичной.
По словам владельца маршрутов № 10 и № 54 Константина Маслова, в последнее время значительно увеличилось количество проверочных рейдов и возросли штрафные санкции.
– Мы уже не раз интересовались, как именно заключить договор на перевозку пассажиров, но никто в администрации нам конкретно ничего не ответил, – заявляет он. – Каждый раз проверяющие требуют у водителей этот документ, хотя по закону они не обязаны его с собой возить. А инспектора ГИБДД и вовсе задерживают машины на два-три часа и при этом откровенно признаются, что работать нам не дадут в любом случае.
В итоге и родилась идея провести акцию протеста. Маршруточники решили в День знаний доказать, что без их «Газелей» горожанам придется трудно. Тем более, по данным перевозчиков, каждый день «газельки» этих двух маршрутов перевозят до 16 тысяч пассажиров. До десяти утра 1 сентября «десятки» и «пятьдесят четверки» стояли на конечных остановках – улицах Героев Рыбачьего и Фролова – и никуда не ехали. Водители, по преимуществу уроженцы южных республик, жаловались журналистам на огромные штрафы, которые на них налагают сотрудники ГИБДД. Для разгрузки маршрутов, которые стояли, пришлось в экстренном порядке направлять несколько резервных автобусов муниципальной «Автоколонны 1118». Тем не менее утром многим жителям двух концов города пришлось поторопиться, чтобы попасть на работу.
У администрации и сотрудников ГИБДД своя точка зрения на сложившуюся ситуацию. Чиновники уверены, что от нелегального перевозчика одни проблемы. Если в городе исчезнут эти два маршрута, то горожане много не потеряют. И вообще есть официальный перевозчик – автоколонна.
– Если они хотят работать, пусть работают на законных основаниях, – говорит мурманский сити-менеджер Андрей Сысоев. – Кто им не дает принимать участие в соответствующем конкурсе?
– Мы этого конкурса несколько лет ждем, а его как не было, так и нет! – парирует Константин Маслов.
Оказывается, последний конкурс был аж пять лет назад. Тогда же в городской администрации утвердили транспортную схему и согласовали маршруты. При этом в городе остались «Газели»-нелегалы, которые, по мнению чиновников, не дают автоколонне набирать доходы. Если же убытки не покрываются, то автоколонна требует у администрации компенсацию.
Но дело в том, что конкурировать с маршрутками автобусы просто не в силах. Состояние многих, мягко говоря, плачевное. Из южного конца Первомайского округа ходят «пятерка» и «десятка». Значительная часть парка пятого маршрута больше напоминает консервные банки, а «десятки» в основном состоят из «Икарусов», в которых зимой легко можно замерзнуть.
Инспектора ГИБДД оперируют статистикой: в этом году было выявлено более 1000 нарушений водителями «Газелей» правил дорожного движения, а шесть из них задержали пьяными. Но справедливости ради стоит отметить, что правила нарушали не только на маршрутках.
Мнения горожан тоже разделились. Одни двумя руками за сохранение этих рейсов.
– Пока «десяток» не было, утром в автобусе было ехать невозможно, народу набивалось как селедок, – говорит жительница Ленинского округа Зоя Смирнова. – А «пятьдесят четвертый» очень удобный и быстро доставляет всех в центр.
Другие мурманчане откровенно против маршруток и называют их «гробами на колесиках».
– Завидев пост ДПС, водители начинают явно нарушать правила, совершенно не думая о пассажирах, – говорит житель Первомайского округа Антон Сечин. – И водителей никто не проверяет на трезвость, и техническое состояние «Газелей» периодически хромает.
За кем останется последнее слово в конфликте, пока неясно – обе стороны взяли тайм-аут. А тем временем нелегальные (зачастую вынужденные ими быть) маршрутки продолжают ездить по мурманским дорогам.
Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области