Страна и мир

Десять лет, которые...

10 сентября

 

Завтра – 10-я годовщина атаки террористов на США. Какие прогнозы звучали сразу после 11 сентября и что изменилось в мире за эти годы

«Армагеддон в прямом эфире», «крушение американской мечты», «наступление эры хаоса и террора» – 11 сентября 2001 года в США произошло событие, положившее начало XXI веку. В тот день миллионы людей по всему миру замерли у телеэкранов, чтобы увидеть шокирующие кадры из Нью-Йорка: пассажирские самолеты пронзают небоскребы Всемирного торгового центра. Для всего человечества трагедия 11 сентября стала сильнейшим эмоциональным потрясением и поворотным моментом, когда событийный поток распался на «до» и «после». Но как эти теракты воспринимаются сегодня, спустя десять лет? И как изменился мир за стремительно пролетевшие годы?

В первое десятилетие XXI века человечество входило в состоянии радостной эйфории и под бурный аккомпанемент празднования Миллениума. Западный мир тогда пребывал на пике богатства и могущества,  а либеральная демократия становилась чем-то вроде мировой религии. Ее пророк Фрэнсис Фукуяма проповедовал по ТВ «конец истории» – окончательный триумф западной модели, научного прогресса и рыночной свободы. Казалось, эйфория от сознания собственного превосходства навсегда овладела Америкой.

– На столь благостном фоне теракты 11 сентября явились для американцев громом среди ясного неба, вызвав смесь страха, ненависти и патриотического угара, – пишет известный итальянский журналист Джульетта Кьеза.

Впрочем, в сентябре 2001 года весь мир искренне сопереживал американцам. Люди со слезами на глазах несли свечи к посольствам США, российский президент Владимир Путин одним из первых предложил Джорджу Бушу помощь в борьбе с международным терроризмом, а французская газета Le Monde вышла с заголовком «Мы все – американцы».

 Когда же прошел первый шок и слегка высохли слезы, США с истинно ковбойской решимостью взялись за кольт в стремлении отстоять привычный миропорядок. Так началась манихейская борьба «свободолюбивого добра» с вечно удивленным лицом Джорджа Буша против «террористического зла» со страшной гримасой Усамы бен Ладена. США вскоре отправились в «крестовый поход» против Афганистана и Ирака, запустили новую волну расширения НАТО на Восток и объявили о старте программы противоракетной обороны.

 – Но широкое наступление развернулось и на экономическом фронте, – замечает писатель и экономист Николай Стариков. – Федеральная резервная система включила на полную катушку печатный станок, биржевые спекулянты принялись раздувать финансовые пузыри, а банки – ловить за руки незадачливых клиентов и буквально всучивать им дешевые кредиты. Что только не сделаешь ради возвращения в счастливые девяностые!

 Можно до хрипоты спорить, какие силы стоят за атаками на Пентагон и небоскребы в Нью-Йорке. Многочисленные нестыковки и «белые пятна» официальной версии стали питательной почвой, на которой в 2000-е годы расцвели многочисленные теории заговора. Оставим эти дискуссии конспирологам – куда интереснее то, что «символическое послание», зашифрованное в событиях 11 сентября, оказалось пророческим...

– Скажем, нападение террористов на Пентагон – этот столп американского военного могущества – был призван показать уязвимость и ограниченность военной мощи США, – считает политолог Александр Нагорный. – И что мы увидели в 2000-е годы? Несмотря на баснословные траты на оборону и размахивание «жандармской дубинкой», Америка на поверку оказалась не такой уж всемогущей: прочно увязнув в Афганистане и Ираке, она в этом году согласилась лишь на роль оруженосца в европейском «крестовом походе» против Ливии.

 К тому же из-за ковбойских выкрутасов Джорджа Буша Соединенные Штаты быстро растеряли тот огромный «моральный капитал», который они заработали на волне всеобщего сочувствия в первые дни после трагедии 11 сентября. Всплеск антиамериканизма во всем мире, разрыв «атлантических уз» с Европой, новая холодная война с Россией, взаимная неприязнь в отношениях с Китаем – таковы результаты политики неоконсерваторов в 2000-е годы, которые не смог полностью загладить даже Барак Обама со своей лучезарной улыбкой.

 Атака на башни-близнецы Всемирного торгового центра – обитель богатых и успешных клерков из транснациональных корпораций – возвестила близящийся закат финансового могущества США и крах глобализации по-американски. Как утверждает президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин, «на протяжении 2000-х годов Вашингтон, запустив печатную машинку ФРС и надув под шумок локальных конфликтов нефтяные пузыри, изо всех сил пытался спасти свою экономику. Но все попытки оказались тщетны – в 2008 году рухнул ипотечный рынок, после чего США и весь мир стали стремительно погружаться в омут новой «великой депрессии».

 – Гигантская безработица, превращение в «ржавый пояс» индустриальных городов, вывоз промышленности в Юго-Восточную Азию, падение доходов среднего класса и запредельный государственный долг – все это показало даже отъявленным оптимистам, что пальма экономического лидерства Америки вот-вот выпадет из ее ослабевших рук, – утверждает эксперт.

 В этом же году – как раз к десятилетию событий 11 сентября – США внезапно оказались на пороге дефолта, когда обсуждение будущих похорон «мирового гегемона» стало главной темой для политиков и экспертов. Круг замкнулся. Пирамида долларовой экономики в любой момент может обрушиться под тяжестью долгов подобно башням-близнецам Всемирного торгового центра. Осталось только дождаться тарана какого-нибудь «спекулятивного самолета».

 Спору нет, после трагедии 11 сентября мир изменился до неузнаваемости, причем только сейчас мы начинаем пожинать плоды хаоса, посеянного в 2001 году. Что это за плоды? На смену предсказуемому однополярному миру во главе с США приходят «многополярные джунгли», где ведется бескомпромиссная борьба за существование между крупными и мелкими хищниками.

 – Череда «жасминовых революций» на Ближнем Востоке, кризис еврозоны и поправение Европы, превращение Китая в требующую постоянных ресурсных инъекций империю, расползание по миру ядерного оружия – таковы симптомы новой «хаотичной эпохи», – говорит политолог, редактор журнала «Россия в глобальной политике» Александр Лукьянов. – Причем борьба в «техногенных джунглях XXI века» приобретает черты нереспектабельного противоборства двух прогрессистских идеологий, как это было в счастливые времена холодной войны, а форму «конфликта цивилизаций», когда религиозный фанатизм и националистические предрассудки вновь выходят на передний край.

 Сегодня трагические события в Нью-Йорке и Вашингтоне, которые отбрасывали гигантскую тень на все «нулевые годы», перестали вызывать у большинства людей сильные чувства. Причина тому – отнюдь не в разгроме «Аль-Каиды» и недавнем устранении «террориста номер один» Усамы бен Ладена. Просто события 11 сентября к началу второго десятилетия XXI века исчерпали свой «апокалипсический потенциал», а страх перед будущим, тотальная неопределенность и острое ощущение кризиса вошли в плоть и кровь нашей переломной эпохи.

 – Пока непонятно, каким будет мир после окончательного заката Америки, – пишет политолог Александр Елисеев. – Нас может ждать рождение устойчивой многополярности, сползание в хаос «нового Средневековья» или появление «глобального государства», этой старинной мечты наднациональных элит. Но ясно одно – благополучие, оптимизм и вера в светлое будущее, присущие второй половине ХХ века, остались лежать под руинами Всемирного торгового центра.

 Вряд ли на столь тревожном фоне России стоит так уж злорадствовать по поводу намечающегося краха Америки, равно как и пытаться вместе с ней ухватиться за обломки тонущего «Титаника». Однако ситуация всеобщего хаоса, несмотря на очевидные тяготы и угрозы, хороша тем, что дает шанс проявить свои творческие способности и стать создателем нового мирового порядка. В конце концов, Россия, первой погрузившаяся в кризис еще двадцать лет назад, имеет уникальную возможность выйти из него в первых рядах.

 

Барак Обама: «Мы едины с нашими партнерами»

 

Михаил Тюркин. Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
80.89
0.027 (0.03%)
Курс Евро
90.11
2.032 (-2.25%)
Погода
Сегодня,
20 май
вторник
+10
Ясно
21 май
среда
+12
Облачно
22 май
четверг
+12
Слабый дождь