«У них нервы на пределе»
Сегодня петербургские туристы, застрявшие в аэропортах болгарских городов Варна и Бургас, должны вернуться домой
Если спор между болгарским авиаперевозчиком и болгарской же компанией, через которую россияне покупали путевки, не разрешится, отечественные туроператоры вывезут петербуржцев на собственных чартерах. Об этом корреспонденту «НВ» сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Корнеев.
Напомним, более 500 российских граждан, отдыхавших в Болгарии по путевкам, приобретенным у компании «Алма тур», в конце прошлой недели не смогли вернуться домой. Авиакомпания «Булгариан Эйр» отказалась предоставлять самолеты для их перевозки в Россию из-за крупной задолженности перед ней туроператора. По некоторым данным, сумма долга уже перевалила за 3,5 миллиона долларов. Теперь наши туристы вынуждены в гостиницах и аэропортах ждать, чем разрешится ситуация.
– Есть надежда, что все застрявшие в Болгарии петербуржцы уже сегодня прибудут в город, – рассказал Сергей Корнеев. – Для нас это совершенно беспрецедентная ситуация. Такого не случалось с 2007 года, когда в России вступили в силу новые правила перевозки пассажиров. По нашим законам самолет с туристами не имеет права вылететь в другую страну, если туристическая компания не внесла специальный депозит, сумма которого должна покрывать расходы на обратный рейс.
По словам вице-президента РСТ, у российской стороны есть четкая позиция: туристы не должны становиться заложниками хозяйственного спора двух болгарских фирм. Тем более, как заверили представителей РСТ в петербургском отделении «Алма тур», все деньги за трансфер из Варны и Бургаса в Петербург транспортникам компания перечислила вовремя.
– На всякий случай мы прорабатываем другую стратегию: если болгары не вывезут наших туристов, это сделают сообща петербургские компании, – продолжает Сергей Корнеев. – В российских чартерах есть свободные места, их и отдадим тем, кто застрял в болгарских городах. К счастью, питанием и спальными местами наши граждане обеспечены, но тянуть дальше уже нельзя. Между прочим, в таком положении оказались не только россияне. Вместе с ними не могут вылететь домой около 170 граждан Финляндии.
Ситуация усугубляется тем, что у некоторых застрявших туристов обнаружились признаки болезни. Несколько человек уже обратились к врачам за помощью – у них высокая температура и кашель. У одной из петербургских туристок закончились противодиабетические препараты. По последней информации, лекарства женщине бесплатно предоставит «Алма тур». Люди очень хотят домой, и даже перспектива на немного увеличить себе отпуск уже никого не привлекает.
– Мы вылетали из аэропорта Бургаса в воскресенье утром, – рассказали корреспонденту «НВ» петербуржцы Игорь и Светлана, отдыхавшие на болгарском побережье во время медового месяца. – Картина, конечно, не из приятных – наши туристы сидят на чемоданах, кто-то спит прямо на полу, дети плачут. Разговаривали с ребятами, которые третий день ждали вылета, – у них нервы на пределе. Мы сами думали брать путевку, но потом решили просто купить билеты и жить недалеко от Бургаса в доме друзей. Выходит, правильно поступили. Те, у кого остались деньги, купили билеты на ближайшие рейсы и улетели домой. У остальных, как мы поняли, средств на это нет, поэтому им в любом случае придется ждать. Люди говорили: «Нам уже и отпуск не в радость».
Скандал может серьезно ударить по Болгарии как по одному из главных туристических направлений. В Петербурге отказов от путешествия в эту страну пока практически не наблюдается (во всяком случае, среди клиентов крупных фирм), но эксперты уверены, что интерес к стране серьезно упадет.
– Болгария всегда пользовалась спросом из-за ее надежности, – считает Сергей Корнеев. – Причем туры часто покупались именно у болгарской стороны. Как оказалось, и здесь случаются проколы. Думаю, вскоре стоит ждать перераспределения туристического потока. Россияне станут выбирать регионы, где подобных проблем не случалось. Дома пострадавшие туристы вправе требовать серьезной компенсации. Во-первых, турфирма обязана полностью вернуть им деньги за обратный авиабилет. Компании придется возместить и иные затраты, например, расходы на такси от гостиницы до аэропорта.
Никита Рубцов. Фото ИТАР-ТАСС