Фототема

По дороге с облаками

16 сентября

Корреспондент «НВ» побывал на Каракорумской трассе, соединяющей Китай с Пакистаном


Каракуль («Черное озеро») – один из самых высокогорных в мире пресных водоемов (3600 метров на урезе воды). Каракорумское шоссе проходит прямо по его берегам, и путешественники останавливаются, чтобы полюбоваться отражением в воде пика Музтаг-ата (7546 метров) и еще двух «семитысячников» на северо-востоке

Мы отправились в путь из Кашгара субботним утром. В Пакистан не собирались, но были настроены доехать до красивейшего озера Каракуль (не путать с одноименным в Таджикистане!), расположенного как раз на середине пути до границы.

Даже над предгорной равниной уже царят «семитысячники». Дорога поднимается все выше по долине реки Гездарья, порой превращаясь в грунтовку, порой исчезая под размывами: с гор текут непредсказуемые потоки, несущие вниз песок и камни. На обратном пути, кстати, встали в пробку – трассу размыло совсем, и движение не возобновилось, пока не пригнали бульдозер с ближайшей стройки (выше по течению обустраивают водохранилище).

И вот позади четыре часа пути, военный блокпост и четыре километра чудовищной грунтовой дороги вдоль водохранилища (старая трасса ушла под воду, а новую просто не успели построить) – и мы на берегу Каракуля. Озеро невелико – километров двенадцать по периметру. В воде отражаются гигантские вершины: Конгуртаг и Конгуртюбе на северо-востоке, Музтаг-ата – «отец ледяных гор» – на юге. Горный воздух кажется каким-то «несытным» – как-никак мы на высоте в 3600 метров, – и подъем на холм с полной выкладкой поначалу немного утомляет.

Ненадолго забываю обо всем и наслаждаюсь видом. Пусть рядом оживленная «турбаза», где предприимчивые киргизы осаждают туристов предложениями прокатиться на верблюде или лошади, а поодаль – трасса со снующими туда-сюда грузовиками. Сейчас есть только это озеро, в котором утонули горные пики, и вечное небо над ним.

(Окончание фотосериала –  в ближайшем номере «НВ»)



Неподалеку от озера Каракуль находится уникальное место, где сходятся Китай, Пакистан, Афганистан и Таджикистан. Соответственно, Каракорумская трасса приобретает все большее экономическое  и стратегическое значение



1300-километровая трасса, связывающая Кашгар с Исламабадом и называемая порой «девятым чудом света», считается очень опасной. За 20 лет строительства ее высокогорной части погибли около тысячи рабочих. Обвалы нередко случаются и сейчас – иногда огромные глыбы просто невозможно быстро убрать с проезжей части, и тогда их хотя бы помечают, чтобы избегать аварий



Дорогу часто перекрывают оползни, вызванные дождями и таянием снегов. Впрочем, тот, с которым столкнулись мы, оказался сущим пустяком по сравнению с тем, который 4 января 2010 года запрудил реку Хунза на пакистанском участке шоссе. Поднявшаяся вода затопила 20 километров трассы, и движение было прервано на несколько месяцев



Поскольку из озера берут питьевую воду для окрестных деревушек и турбазы, купаться в нем запрещено. Впрочем, вряд ли кому-то придет в голову такая мысль: вода в Каракуле очень холодная



Участь местных жителей поначалу видится довольно плачевной (вместо традиционного скотоводства им приходится заниматься торговлей и обслуживанием туристов), но проводник объяснил мне, что на самом деле они не так бедны, как хотят казаться. И действительно, около юрт можно увидеть и солнечные батареи, и даже спутниковые антенны

Фото и текст Ильи Снопченко, озеро Каракуль – Кашгар
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.87
0.156 (-0.16%)
Курс Евро
104.74
0.124 (-0.12%)
Погода
Сегодня,
05 октября
суббота
+10
Облачно
06 октября
воскресенье
+12
Облачно
07 октября
понедельник
+12
Облачно