Культура

Мария Семенова: «До конца света выпущу последнего «Волкодава»

19 сентября

Известная писательница предпочитает работать в соавторстве

Автор «Волкодава», детективных романов, основатель «славянского фэнтези», она продолжает удивлять новыми книгами и проектами. Недавно в салоне «Буквоед» прошла презентация романа «Мизер вчерную» из цикла «Ошибка 2012» – написан он совместно с Феликсом Разумовским.

– Мария, вы не только автор книжного бестселлера, но еще и сценарист фильма про Волкодава, собравшего в российском прокате одну из рекордных цифр – 21 миллион долларов… Правда, после выхода картины началось что-то непонятное: одни СМИ приводили ваши слова, что картина ужасная, другие – что вполне достойная. Что сейчас вы думаете о фильме режиссера Николая Лебедева «Волкодав», а также о его новой картине «Волкодав. Право на поединок», которая должна выйти на следующий год?

– Про кинопродолжение ничего толком не знаю, со мной пока никто не говорил. К рекордным сборам фильма господина Лебедева я не причастна никаким боком. Понимаете, в этом фильме поменяй пару-тройку имен, географических названий – лично я бы вообще не догадалась, что фильм снят по моей книге. Зачем моя книжка понадобилась Лебедеву, для меня так и осталось тайной, покрытой мраком. Причина этой вопиющей ситуации в том, что я заключала договор с издательством в середине 1990-х, когда слово «экранизация» воспринималось как полет на Луну, и я отдала все права издательству. Потом у него права выкупила крупная кинокомпания, и все, хозяин – барин. У них была политика моего недопущения на съемки. Они кастрировали мою книгу по всем пунктам: и славянскую тематику, и боевые искусства, и этнографию, то есть все то, чем она отличалась от горы макулатуры, сделав такой боевичок… Поэтому с ужасом думаю о том, что они могут еще наворочать!

– Почему вы так и не написали третью часть «Скунса», книжного сериала о благородном спецназовце-мстителе? Зато вместо этого вдруг появились какие-то новые предложения, подписанные другими авторами. Что помешало вам окончить столь многообещающий цикл?

– Я не окончила, потому что настроение пропало… И вообще вышла некрасивая история. Из-за того что издательство осуществляло свою экономическую политику, там моя фамилия оказалась слишком большими буквами напечатана. У ряда моих соавторов в связи с этим возникли обиды, и поскольку с издательством они не решились выяснять отношения (там, где сядешь, там и слезешь!), то почему-то бочку покатили на меня. Хотя мне ответственность за чужие тексты совершенно не нужна. В общем, это была очень неприятная история, творческий развод, скажем так, вплоть до опубликования статей, что герои и весь сюжет были придуманы теми гражданами, а Семенова, мол, примазалась на завершающей стадии. Это на фоне того, что тем гражданам были поручены второстепенные линии в произведении, с которыми они достаточно плохо справились.

Но даже это не помешало им предъявить права на основного персонажа, а затем написать о нем несколько книжек. Одну из них, называвшуюся «Охота на скунса», я прочитала – абсолютно беспомощное произведение. Когда оно вышло, то мне было очень обидно, но когда я прочитала текст, то поняла, что я полностью отомщена. То есть герой за себя постоял! Если начать сравнивать текст, сразу видно, кто его придумал. Это из серии: угнать угнал, а справиться не смог. Не знаю, может, однажды я приду в соответствующее настроение и напишу третьего «Скунса», тем более меня по-прежнему довольно часто теребят на эту тему. Но в моем продолжении если и будет соавтор, то Феликс Разумовский, мой добрый друг и единомышленник.

– Почему вы довольно часто выступаете в соавторстве с очень разными писателями, причем ваше имя обычно пишут крупнее остальных?

– Крупно мое имя пишу не я, а издательство. Мне, честно говоря, интересно в соавторстве работать, потому что одна голова хорошо, а две лучше. Действительно, многое придумывается такого, чего мне в голову не пришло, ну а я, в свою очередь, тоже в карман за идеями не полезу, с моим опытом могу что-то полезное подсказать, заметить, что мой соавтор упускает… Я очень много написала одна и писала бы дальше. Но уже не помню, как возникла идея вместе поработать, и я сказала: «Давайте попробуем, почему бы нет».

Не могу сказать, что я иссякла и таким образом деньги зарабатываю. Это все-таки литературные эксперименты – кому-то они кажутся удачными, кому-то не очень. Многие мои читатели пишут мне, что мои книжки в соавторстве нравятся им меньше, чем сольные. Я уважаю любое мнение, но в данном случае, мне кажется, просто читатели получают немножко не то, на что они рассчитывали при виде моей фамилии, но я не могу бесконечно писать «Волкодава». Кстати, и мои соавторы, вступая в альянс с кем-то, обычно экспериментируют и отклоняются от своего главного курса. Вот сейчас Андрей Белянин пишет много в соавторстве, и тоже это не «чистопородный» Белянин, там подмешивается другой человек. Не знаю, хорошо ли это, плохо ли, просто получается что-то другое.

– Вы сказали, что не можете бесконечно писать «Волкодава», но ведь опять взялись за продолжение этой главной книги своей жизни…

– Да, в моих планах вновь «Волкодав». Слава богу, я договор заключила без указания сроков, но сама хочу до пресловутого конца света, то есть до 2012 года, выпустить роман и перейти к другим проектам, чтобы тему «Волкодава» уже закрыть. Нет, из этого мира я не ухожу насовсем, еще буду писать, там ведь этнография наработанная, кроме того, описывать этот вымышленный мир – для меня еще и наиболее адекватный способ вменяемые сведения по славянской и прочей этнографии, по менталитету древнего человека выдавать широкому читателю. Так что я буду работать в рамках того мира, но конкретно «Волкодав» вряд ли уже появится. Жирная точка!

– Как автора книги о дохристианской Руси вас критиковали за произвольное зачисление богов в «добрые» и «злые», вопреки первоисточникам и трудам признанных исследователей, прежде всего академика Бориса Рыбакова. Учли ли вы эту критику в переиздании своего произведения?

– Вы знаете, во-первых, я впервые об этой критике слышу. Во-вторых, у славян не было железного разделения богов на злых и добрых. Они были силами, которые так или иначе правили, как-то пересекались, встречались, враждовали, сталкивались… Основной миф индоевропейцев в славянском варианте – столкновение Перуна и Волоса, или Велеса. Этот змееподобный бог похищает невесту Грозы, тот ее старается отбить – тут и понеслось. Ледниковый период, смена времен года, чего там только нет. Славяне поклонялись обоим божественным противникам. Был и Чернобог, от которого добра ждать не приходилось. Была и богиня смерти Марана – тоже куда от этого денешься, уж вряд ли это симпатичный персонаж. Хотя, конечно, к нему с почтением относились. Я долго думала, откуда они у меня могли появиться в таком мире, в итоге они у меня на комете прилетают, но в моей художественной интерпретации. Насчет того, что я противоречу великим авторитетам во главе с Рыбаковым: во-первых, не противоречу, потому что Рыбаков у меня настольной книгой был, когда я прорабатывала славянскую мифологию. А во-вторых, Рыбаков ведь тоже не стопроцентный столп науки, он очень многие факты подгибал под свою гипотезу. В общем все сложно с Рыбаковым. Поэтому во всех этих мифологических разборках очень много версий, каждая доказывается, у каждой противники и сторонники, все великие корифеи. Чем меня критиковать, возьми и сделай лучше – по-моему, это единственный способ. Кто еще вменяемо изложил славянскую мифологию так, чтобы не стыдно было? Я чего-то не видала таких книжек…

– В «Буквоеде» вы замечательно прочитали фрагмент нового романа. Вы не пробовали свои силы в жанре аудиокниги?

– Нет, никогда свои книги не начитывала в студии. Аудиокниги как-то сами граждане делают в соответствующих фирмах. Выходил и «Волкодав», еще какие-то книжки, но это без меня, просто мне потом какую-то копеечку отстегивали.

– Неужели не хотели бы попробовать себя в роли автора-чтеца?

– Да не особенно. Я себя не считаю каким-то выразительным чтецом, плюс у меня очень слабый голос. Мне физически тяжело выступать перед публикой, куда уж книгу в 500 страниц прочитать.

– Вы ведь в последнее время живете и работаете в деревне…

– Живу в Приозерском районе, недалеко от поселка Сосново.

– Вы там, наверное, знаменитость, местная достопримечательность?

– Я дружу с соседями, они знают обо мне, не помню уже, кто меня заложил и при каких обстоятельствах. Ну ладно, они хоть моих собак терпят, которые лают иногда. А так я живу нормальной, естественной жизнью, топлю печку – сложила себе печку.

– Не помогаете жителям поселка, например, дорогу новую проложить?

– Я что, финансовый магнат? Моя дорожная деятельность сводится к тому, что зимой лопатой дорогу разгребаю. До асфальта метров 200 от моего домика, и я это все зимой чищу, чтобы те же соседи въехать могли. Я не та величина в поселке, бог с вами. Сосновская библиотека со мной дружит, приглашает меня, каждый год раза два у них выступаю.



Беседовал Михаил Антонов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2