Общество

Всеобщая мобилизация

20 сентября

 

Двадцать лет назад мобильная связь стала доступна для населения нашей страны. Сегодня без нее нашу жизнь уже не представить

Все началось в сентябре 1991-го – питерский мэр Анатолий Собчак взял да и позвонил своему коллеге из Сиэтла, воспользовавшись чудовищным трехкилограммовым аппаратом Nokia, мобильником, или сотовым, как это чаще тогда называли. Спустя 20 лет без этого так стремительно ворвавшегося в нашу жизнь устройства мы себя уже не представляем. В этом смысле с мобильником может сравниться разве что интернет. Но если в паутину Сети попала пока еще далеко не вся страна, то на мобильник Россия подсела плотно. Забыв эту игрушку дома, сегодняшний горожанин чувствует себя как без рук. Да и для бабушек в деревне – это единственное средство нормальной связи. Да, сегодня мобильной связи все возрасты покорны. Сколько тревожных минут пережили родители тех, кому нынче лет тридцать! А нынешние дети – всегда на связи.

И ведь не так уж много времени прошло… Но мобильник перевернул нашу жизнь за считаные годы. Он – как наркотик: без него – никак, а с ним… Кто любит ходить в лес за грибами или рыбачить, знает, как раздражает этот мерзкий трезвон, когда ты, казалось бы оторванный от мира, сливаешься с природой. И ведь не скрыться: отключишь связь – все переполошатся… А так хочется иногда отключить! И чтобы все вокруг отключили! Беспардонные разговоры в транспорте… Люди, бредущие по улицам и, словно сумасшедшие, разговаривающие сами с собой… Причем громко! Сюрреалистическая картина.

В общем, не случайно нынешние туроператоры все чаще завлекают нас на свои курорты словами: «Пятизвездочный отель! Первая линия! Пляж, свободный… от мобильной связи!» И дело тут не только в мобильниках. Человечество все с большим трудом переваривает технологический бум, не успевает адаптироваться к этой безумной гонке. Взять хотя бы 3D. Видели рекламу одного нового мультфильма? На плакатах, развешенных по городу, самыми крупными буквами выведено: «Не 3D!»

И все-таки прогресс, как известно, не остановить. Да и не надо. Спасибо тебе, мобильник. За эти 20 лет, как ни крути, мы с тобой крепко подружились.


начало

Анатолий Собчак: «Хэлло, мистер Райс!»

9 сентября 1991 года. Петербургу только что официально вернули его настоящее имя, и на следующий же день Анатолий Собчак, который и добился этого исторического переименования, посетил проходившую в Доме архитектора презентацию первого в СССР сотового оператора «Дельта-телеком». И позвонил мэру Сиэтла Норману Райсу.

Телефон, с которого звонил Собчак, трудно назвать мобильным в прямом смысле этого слова. Он представлял собой увесистый чемоданчик с блоком питания и антенной и огромную по нынешним меркам трубку, соединявшуюся с аккумулятором витым проводом. Весила вся эта конструкция три килограмма и громоздилась на трибуне, перед которой стоял Собчак.

Разобраться с хитроумной диковинкой мэру помогал Леонид Рейман, в недавнем прошлом министр связи РФ, а тогда заместитель начальника Ленинградской ГТС, занимавшийся созданием «Дельты». На сохранившихся телевизионных записях видно, как волновался в этот исторический момент Анатолий Собчак. Поначалу он даже приложил трубку к уху обратной стороной.

Разговор пустили через громкую связь. Но ждать соединения пришлось по современным меркам очень долго – почти минуту. Наконец на том конце несуществующего провода раздалось американское «Хэлло!».

– Хэлло, мистер Райс! – ответил Собчак.

Разговор длился не больше трех минут.

…Тогда говорили, что для гарантии нормального соединения Собчака с Сиэтлом междугородную станцию на два часа отключили от городской сети – и Петербург остался без междугородных переговоров. Но Леонид Рейман уверяет, что это не более чем слухи: да, накануне международная связь действительно пропала, но по причине «сбоя в программном обеспечении».

Главным тормозом выступал КГБ

Сотовая связь как отдельный вид мобильной связи в СССР могла появиться и раньше. Советская научная и инженерная мысль многие десятилетия шла в ногу с американской и европейской, а порой и опережала их.

Уже в 1946 году наши ученые провели успешные испытания автомобильного радиотелефона с дальностью действия 20 километров. В это же время радиотелефонный сервис создавали и американцы. 11 лет спустя, в 1957-м, московский радиоинженер Леонид Куприянович публично продемонстрировал созданный им первый переносной мобильный телефон, названный им ЛК-1 и официально запатентованный. Аппарат вместе с базовой станцией весил около трех килограмм, имел радиус действия уже до 30 километров и мог работать без подзарядки 20–30 часов. А уже в следующем году Куприянович создал опытные образцы компактных мобильных телефонов весом всего лишь в 500 граммов и размером с сигаретную пачку. Но у нас, в отличие от Запада, где любое изобретение стараются тут же коммерциализировать и запустить в серийное производство, сделав ширпотребом, был свой, советский подход. Главным тормозом на пути всеобщей телефонизации, в том числе и мобильной, был КГБ.

«Мы еще в 1986 году вынесли вопрос создания в СССР сотовой связи на рассмотрение межведомственной комиссии по связи, в которую входили представители МВД, Минобороны, КГБ, судостроители, железнодорожники, – вспоминал последний министр связи СССР Геннадий Кудрявцев. – В результате было принято решение, что в Советском Союзе пока развивать сотовую связь преждевременно».

Мобильная связь была, но только для избранных. Создание ведомственного сервиса автомобильных телефонов «Алтай» началось еще в 1958 году, а в 1965-м система была полностью запущена. Уже в начале 1970-х она охватывала 114 советских городов. Пользовались ею партийные руководители, высокие чиновники, спецслужбы, военные, космонавты. Простые же граждане видели «Алтай» только в кинофильмах.

Кстати, первым из советских руководителей, совершившим звонок по сотовому телефону, был Михаил Горбачев. 9 апреля 1987 года, будучи с визитом в Финляндии, он позвонил по сотовому телефону Mobira Cityman 450 из отеля Kalastajatorppa в Министерство связи СССР. Телефон «на пробу» ему предоставил вице-президент Nokia Стефан Видомски.

Америка и Западная Европа развивали мобильную связь по совсем другому пути. 3 апреля 1973 года, когда радиотелефоны уже вошли в довольно широкий обиход, был совершен первый в истории звонок с сотового телефона. Уже через десять лет в мире было около 300 тысяч пользователей сотовой связи.

Ширящаяся «мобилизация» на Западе, а также начавшаяся в СССР перестройка сломили сопротивление КГБ, и в 1989 году вопрос о строительстве сотовых телефонных сетей в нашей стране был со спецслужбами согласован. В 1990 году появилось первое совместное с американцами предприятие «Дельта-телеком», и 9 сентября 1991 года состоялся исторический звонок Собчака из Петербурга. В Москве сотовая связь появилась лишь несколько месяцев спустя.


развитие

Долго запрягали, быстро поехали

В начале 1990-х сотовая связь была атрибутом только очень состоятельных или высокопоставленных людей. Но все быстро изменилось.

В начале 1990-х цена вопроса составляла почти 5 тысяч долларов. В эту сумму входила единственная модель телефона, которую предоставляла «Дельта-телеком», – трехкилограммовый «монстр» Mobira MD59-NB2, стоивший 2 тысячи «зеленых». Остальное – стоимость подключения. Минута же разговора (входящий звонок, исходящий – не важно) стоила 1 доллар, который тогда на черном рынке («белый» еще только формировался) продавали по 37 рублей. Для сравнения: килограмм говядины на рынках города стоил 30 рублей. Потом первые менеджеры «Дельты» будут вспоминать, что пять телефонов меняли на четыре автомобиля «Жигули».

Но, несмотря на все это, через четыре года у «Дельты» было уже 10 тысяч абонентов. А к июлю 1997 года в нашей стране насчитывалось  300 тысяч счастливых обладателей мобильных телефонов. Они становились все лучше и дешевле. И с начала XXI века число абонентов в России стало расти чуть не в геометрической прогрессии. Сейчас число зарегистрированных и действующих номеров в России значительно превышает количество населения – ведь все больше людей имеют несколько sim-карт. По проникновению сотовых телефонов наша страна занимает одно из ведущих мест в мире, а стоимость услуг связи у нас в четыре раза дешевле, чем в среднем по Европе.

Многие россияне уже практически не пользуются стационарными телефонами и даже отказываются от услуг городской телефонной связи. Заметили, россияне все реже носят наручные часы? Причина – та же: часы есть в мобильнике.


от и до

Сначала – всё меньше, теперь – побольше


 

Рассмотрим путь, который за эти 20 лет проделал мобильный телефон на примере аппаратов Nokia, ведь телефоном именно этой фирмы в сентябре 1991 года воспользовался Анатолий Собчак.

Как мобильники, вроде того, по которому в 1991-м звонил Собчак, трудно назвать мобильными (скорее – персональная радиостанция), так и современные телефоны – уже далеко не только телефоны. Интернет, мобильное телевидение, музыкальный плеер, радио– казалось бы, могут ли современные пользователи сотовых телефонов желать что-то еще? Оказывается, могут! Самые популярные требования к российским сотовым операторам – полное покрытие в метро, включая мобильный интернет, и возможность звонить из самолета во время полета. Судя по тому, как стремительно развивалась сотовая связь все эти годы, исполнение этих желаний абонентов не за горами.


случай

«Вся жизнь осталась в стиральной машине!»

Елена Драпеко, заслуженная артистка РСФСР, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре:

– За те годы, что я пользуюсь сотовой связью, мобильный телефон меня не раз выручал в самых различных ситуациях. С ним было связано немало и забавных случаев. Самый же запоминающийся произошел с телефоном «Самсунг». Я в ту пору уже была депутатом Госдумы. Помню, нужно было ехать на работу только во второй половине дня. Утро. Я в халате. Не торопясь ставлю чайник, готовлю завтрак. Вдруг звонок на мобильный. Просят срочно приехать в Госдуму и говорят, что машина за мной уже вышла. «Хорошо», – говорю. Нажимаю кнопку «отбоя» и машинально опускаю телефон в карман халата. Переодеваюсь, привожу себя в порядок. На ходу соображаю, что надо бы стиральную машину включить, чтобы к моему приходу белье было выстирано. Открываю дверцу машинки, вижу, что место в барабане еще есть, засовываю туда свой халат, закрываю дверцу, засыпаю стиральный порошок, наливаю отбеливатель и включаю кнопку… А вот и машина за мной приехала. Собираюсь, закрываю дверь, спускаюсь вниз, выхожу на улицу, сажусь в машину. Едем. Думаю: «Надо позвонить». Открываю сумочку – телефона нет. Начинаю лихорадочно вспоминать, где я его оставила, и с ужасом понимаю, что он вместе с халатом в стиральной машине. Я водителю: «Давай скорее назад!» Приезжаем, влетаю в квартиру, отключаю машину, сливаю воду, вытаскиваю мокрое белье, халат, выуживаю из него свой несчастный телефон… А это уже скорее не телефон, а аквариум. Только рыбок не хватает. Боже, что делать?! Там же все собранные за многие годы номера телефонов сотен людей! Вся жизнь там! Бегу назад к машине. Протягиваю мобильник, из которого продолжала капать вода, водителю: «Как думаешь, можно что-то с ним сделать?»  Он покрутил телефон в руках: «Да, Елена Григорьевна. Например, выбросить». Ну, нет, думаю, я так просто не сдамся!

Пока ехали, я сняла с него заднюю панель, слила воду, вытерла платочком и сушила, выставив руку с телефоном в открытое окно. Чтобы его ветром обдувало. Приехали в Госдуму. Я бегом в нашу парикмахерскую: «Девочки, сделайте доброе дело, подержите мой утонувший телефон под феном». Они пожали плечами, но телефон под фен положили. 40 минут стирки при температуре 60 градусов… С отбеливателем и стиральным порошком… Но он у меня после этого еще год работал! Все, кому я рассказывала потом эту историю, говорили только одно: «Так не бывает».Тем более с корейскими телефонами, которые, как известно, очень боятся воды. А вот бывает!


караул!

От воров спасет IMEI

По данным МВД РФ, четверть всех регистрируемых преступлений связана с мобильными телефонами.

Похищение мобильников составляет 60 процентов всех краж, 25 процентов грабежей, 15 процентов случаев мошенничества. Поскольку полиция редко находит телефонных воров, которым не составляет никакого труда сбыть добычу, многие жертвы преступлений предпочитают не обращаться к стражам порядка с заявлением. Поэтому независимые эксперты предполагают, что ежегодно в России похищается 2–3 миллиона мобильных. В Москве и Петербурге каждое четвертое преступление – кража мобильника.

Свой способ сократить число таких краж предложили недавно депутаты Госдумы. Внесенный ими законопроект предусматривает введение добровольной регистрации идентификационного кода телефонного аппарата – IMEI. В случае кражи такого телефона операторы связи по требованию абонента могут прекратить пропуск трафика, заблокировав телефонную связь на указанном аппарате и установить его месторасположение. Инициативу уже одобрил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Законопроект будет рассмотрен в ближайшие недели.


исключения

Не иметь мобильника – это роскошь

Сегодня в мире около 5 миллиардов человек пользуются мобильной связью. Однако остаются и противники сотовых телефонов.

Кто-то не имеет мобильника, будучи уверенным, что сотовая связь оказывает негативное влияние на здоровье, кто-то опасается стать зависимым от него, а кто-то – просто потому, что может себе позволить такую по нынешним временам роскошь, как быть «немобилизированным». Среди таковых, например, звезды Голливуда Кира Найтли и Харрисон Форд, признавшиеся, что пользуются мобильником чрезвычайно редко.

– Я принципиально не пользуюсь мобильным телефоном, – признался не так давно, будучи в редакции «НВ», экс-председатель Совета Федерации, а ныне депутат Госдумы Сергей Миронов. – У меня есть помощник, который носит с собой сотовый, и есть определенный круг людей, включая руководство страны, кому известен номер этого телефона.

Год назад об отсутствии мобильного телефона заявил и премьер Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян в ходе прямой линии.

– Если бы он у меня был, он бы непрестанно звонил, – пояснил глава правительства. – Так что мобильным телефоном я не пользуюсь, потому что, во-первых, нет времени, а во-вторых, пока у меня есть другие возможности средств коммуникации, я использую их. Более того, если дома звонит телефон, то я к нему никогда не подхожу.



безопасность

Они опасны для здоровья?

В мае 2011 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально признала, что электромагнитное излучение, создаваемое мобильниками во время пользования ими, увеличивает риск возникновения злокачественных опухолей мозга.

По словам Джонатана Саммета, представителя экспертной комиссии, объединившей ученых из полутора десятка стран, «собрано достаточно доказательств, позволяющих включить беспроводные телефоны в список потенциально опасных для здоровья человека канцерогенов». Вклад устройств мобильной связи в общую электромагнитную нагрузку населения оценивается в 70 процентов. Масштабы электромагнитного загрязнения среды стали столь существенны, что ВОЗ включила эту проблему в число наиболее актуальных для человечества. Для рядового пользователя ученые дают несколько советов, как снизить вредное воздействие мобильного телефона.

 

1. Не носите телефон в кармане или на шнурке, повешенном на шею. Чем дальше аппарат от тела, тем меньше интенсивность облучения.

2. Не кладите на ночь телефон рядом с кроватью или под подушку.

3. Дождитесь соединения, прежде чем подносить телефон к уху, поскольку самая высокая интенсивность электромагнитного излучения именно в момент вызова.

 

Рязанову и Ко нечего было бы снимать

 

 

 

 

 

 

 

Материалы подготовили Анна Кострова, Игорь Тимофеев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь