В шаговой недоступности
В Петербурге не существует плана размещения крупных сетевых магазинов. Они появляются там, где это удобно продавцам, а не покупателям
В Петербурге насчитывается 6,5 тысячи продуктовых торговых точек. Большинство из них, уверяют чиновники, – в пределах пешеходной доступности. Факты доказывают другое – горожане зачастую ездят за тридевять земель в супер- и гипермаркеты, которые предпочитают мелким торговым точкам рядом с домом. В том, существует ли план размещения крупных сетевых магазинов, разбирались корреспонденты «НВ».
Есть место – будет магазин
Сразу оговоримся, что разговор о качестве товара в магазинах, наценках и прочих «минусах» супермаркетов в наши планы не входил. Мы решили поговорить о размещении крупных торговых точек в городе. И чтобы не быть голословными, провели эксперимент: взяли два района Петербурга – Калининский и Петроградский – и посчитали, сколько здесь имеется сетевых магазинов «Пятерочка» и «О’КЕЙ». Оказалось, что в Калининском районе расположено два магазина «О’КЕЙ» и 20 «Пятерочек», а в Петроградском – ни одного магазина «О’КЕЙ», а «Пятерочек» – и вовсе две. При этом магазины одной сети распределены в районе крайне неравномерно – так, на проспекте Науки работает аж четыре «Пятерочки». Создается впечатление, что торговые точки возникают стихийно, без учета потребности в них горожан. Это подтвердили и в администрации торговой сети «О’КЕЙ». На наш вопрос о наличии магазина в Петроградском районе лишь развели руками:
– На Петроградской стороне нам его воткнуть негде!
За разъяснениями мы обратились в городской комитет экономического развития промышленной политики и торговли.
– Плана размещения крупных сетевых магазинов не существует, – прокомментировал ситуацию официальный представитель ведомства Александр Алексеев. – Вместе с тем строительство объектов капитального характера для торговых целей предусматривается Генеральным планом Петербурга. Предоставление земельных участков для такого строительства осуществляется на инвестиционных условиях на торгах. Крупные сетевые предприятия развиваются как за счет нового строительства, так и аренды старых помещений. Размещение временных (некапитальных) объектов мелкорозничной торговли согласно законам осуществляется на земельных участках, включенных в адресную программу и предоставленных в аренду по конкурсу. Указанная адресная программа утверждена распоряжением комитета экономического развития, промышленной политики и торговли в конце 2010 года. Изменения в нее вносятся ежеквартально.
Получается, что сами сетевики могут открыть магазин там, где им хочется. Целесообразность его строительства даже не согласовывается с комитетом, который отвечает в городе за торговую сферу.
– Действующее законодательство этого не предусматривает, – подтвердили в КЭРППиТе. – Принятие решения об открытии торгового объекта в том или ином месте находится в компетенции юридического или индивидуального предпринимателя.
Другими словами, сеть размещает магазин там, где ей выгодно. Но всегда ли это так? Вот пример из жизни. Пару недель назад прямо напротив «Пятерочки», на проспекте Науки, 17, вырос «О’КЕЙ». Насколько он тут необходим – большой вопрос. Сетевики признаются, что они придерживаются принципа: кто первый встал, того и тапки. Например, о размещении данного магазина было известно еще пару лет назад, когда поблизости начали строить элитный жилой комплекс «Орбита». Тогда сетевики и присмотрели этот «лакомый кусок» земли под магазин, выкупив его на торгах. Жители Калининского района прямо признаются, что они не пойдут в новоиспеченный «О’КЕЙ», а отдадут предпочтение продуктовым павильонам, расположенным рядом с метро «Академическая». На то несколько причин: завышенные цены на некоторые товары в сетевых магазинах, очереди в кассы, низкое качество товара.
На всех магазинов не хватит
Если плана размещения магазинов не существует, то, может, есть какие-либо нормативы по количеству торговых мест на конкретной территории? Оказалось, что и этого нет.
– Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено установление только норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, – пояснили в КЭРППиТе. – На июль 2011 года площадь торговых залов на 1000 жителей города составляла 1004 квадратных метров при целевом значении этого показателя на 2011 год – 940 квадратных метров, установленном стандартами проживания в Петербурге.
Другими словами, на тысячу человек должен быть торговый павильон (или несколько) площадью в тысячу квадратных метров. Как сообщили в ведомстве, «установленный норматив не достигнут лишь в девяти из 18 районов Петербурга».
Почему так получается? Например, в Петродворцовом районе есть микрорайон с 10 домами. В народе его зовут «птичка» (в честь птицефабрики, которая стояла здесь в советские времена). По идее здесь должен быть продуктовый магазин. Но его нет. 7000 местных жителей обходятся тремя продуктовыми магазинчиками, которые в народе называют (официальных вывесок у них нет) «ропша», «булка» (здесь когда-то была булочная) и «лифчик» (некогда продукты здесь продавались вперемешку с нижним бельем). И их размещение явно не рассчитывалось по формуле – 1000 квадратных метров торговых площадей на 1 тысячу населения.
– Цены в магазинчиках выше, чем в городе на 10–20 процентов, – рассказал местный житель Михаил Богданов, – продавцы пользуются тем, что люди не поедут лишний раз в город на автобусе, который ходит по расписанию раз в полчаса. За булкой или сахаром они придут сюда.
Таких районов в Петербурге пруд пруди. На севере города есть аналогичный поселок с тремя маленькими лавками – Ручьи.
Магазины пешеходной доступности недоступны
Проблему нехватки торговых точек должна была исправить программа магазинов пешеходной доступности (МПД). Она стартовала в Петербурге в 2006 году и предусматривала открытие магазинов в микрорайонах, обделенных торговыми сетями. Как сообщили корреспонденту «НВ» в КЭРППиТе, эта программа с треском провалилась. Из запланированных на 2010 год 24 объектов было открыто всего 15. На сегодня в городе работает около 40 МПД.
– Программа не оправдала надежд, – пояснил пресс-секретарь КЭРППиТа Александр Алексеев. – Не выполнен первоначальный замысел о запрете торговли алкоголем в таких магазинах. МПД стали появляться не только в тех местах, где был недостаток торговых площадей. Видимо, программа вскоре будет закрыта.
Если власти недовольны эффективностью программы, то бизнес – адресами. По мнению предпринимателей, провал программы связан с неподходящими для ведения бизнеса участками.
– Разрешение построить магазин в Калининском районе я получила несколько лет назад, но магазин так и не открыла, – рассказала корреспонденту «НВ» индивидуальный предприниматель Анна Чиркова. – Предложенные мне адреса или уже были заняты постройками, либо к ним было сложно подвести необходимые коммуникации. Теперь же мне сказали, что программу и вовсе приостановят.
К слову, раньше предприниматель владела сетью ларьков на остановках. Когда их снесли, магазин пешеходной доступности должен был стать для нее альтернативным вариантом.
– Основной причиной для заморозки программы стали конфликты с местными жителями, – считает глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. – По идее такие магазины должны появляться исключительно в так называемых депрессивных районах. Но по какой-то причине они открывались у метро, например около станции «Проспект Просвещения».
Еще одна причина отказа от МПД – отвратительное качество продуктов. Эти торговые точки не стали исключением и в плане антисанитарии. Многократные проверки городской прокуратуры и Роспотребнадзора давали нелицеприятные результаты.
– В основном речь идет об отсутствии информации о производителе и сроках годности, а также ценников, нарушении правил хранения и продажи продовольственных товаров, – рассказали в надзорном ведомстве. – Во многих торговых точках молочные продукты, колбаса и кондитерские изделия хранились с нарушениями, а бакалея находилась на полу без подтоварников. Бывало, что испорченные продукты соседствовали с доброкачественными. Не обошлось и без проблем с наценками.
между тем…
Рухнувший магазин откроют вновь
Магазин «О’КЕЙ» на Выборгском шоссе, 3/1, в котором в январе произошло обрушение крыши, откроется в конце сентября. Напомним, что обрушение крыши гипермаркета произошло 25 января 2011 года. В результате обрушения погибла сотрудница магазина, пострадали 14 человек. По первоначальной версии, это случилось из-за скопившегося на крыше снега. Правда, руководство сети заявляло о том, что причиной обрушения стала дефектная балка. Что же конкретно случилось, выясняет следствие в рамках возбужденного уголовного дела по статье 216 часть 2 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека).
прямая речь
Дмитрий Гавра, научный руководитель исследования, профессор СПбГУ, доктор социологических наук:
– Исследования показывают, что около 40 процентов горожан не любят сетевые магазины. Их беспокоят высокие цены на продукты и их низкое качество, плохие условия в магазинах. Но ничто так не нервирует покупателей, как проблема очередей в гипермаркетах. Почти половина опрошенных жителей Петербурга отмечают появление негативных эмоций при необходимости проводить много времени у кассы. Причем более агрессивно на очереди реагируют мужчины. При этом почти треть клиентуры супер- и гипермаркетов северной столицы готова при определенных условиях сменить магазин для регулярных покупок.
а как у них?
С очередями борются сами покупатели
В Европе с очередями борются с помощью касс самообслуживания и системы self-scanning. Кассы самообслуживания – это терминал, где покупатель самостоятельно сканирует покупки и оплачивает их. Self-scanning подразумевает использование сканера, который считывает штрих-коды на всех приобретаемых товарах. На платежном терминале покупатель только оплачивает уже зафиксированную сканером покупку. Кассы самообслуживания пользуются большой популярностью во всем мире. Сегодня в количестве более 85 тысяч касс самообслуживания уже работает у 153 ритейлеров в 13 сегментах по всему миру. Отметим, что в России в настоящее время не применяется ни одной системы кассового самообслуживания.
Между тем негативную реакцию на наличие очереди проявляют около 47 процентов итальянцев, 39 процентов жителей Великобритании, далее следуют Германия – 34 процента, Франция – 25 процентов и Испания – 22 процента. Так же как и петербургские покупатели, 60 процентов европейцев откажутся от покупки, чтобы не терять свое время.
Софья Прокошева. Фото Интерпресс