Культура

Елена Ваенга: «У меня нет ни яхт, ни вилл, ни богатых любовников»

24 сентября

Певица переживает из-за слухов и собирает «музыкальную сборную Советского Союза»

Уже второй год подряд новый сезон в БКЗ «Октябрьский» открывается концертом петербургской певицы Елены Ваенги. Сейчас ее имя возглавляет все отечественные звездные рейтинги и хит-парады, но, к счастью, она не «зазвездила», осталась все той же доброжелательной, открытой молодой женщиной, что пишет о самых важных проблемах – любви, предательстве, отношении к Родине, матери, отцу, семье…

– Лена, 23 сентября вы открыли новый сезон в БКЗ программой «Любимые песни Советского Союза», а 26 сентября представите еще и концерт своих песен… Как появилась мысль о двух концертах с такой разной программой?

– Я выросла на советских песнях, они были, есть и будут моими любимыми. Многие из них остались недооцененными, но даже на фоне западной эстрады это были замечательные мелодии и стихи, такого качества, что и не снились нынешним авторам. Есть такой музыкантский термин «снять песню», то есть скопировать оркестровку. У меня в группе собрались прекрасные музыканты, для них «снять» современную песню – дело получаса. А вот тому, чтобы разобраться во всех нюансах любимых песен 1950–1980-х, нам иногда приходится посвящать одной песне два-три дня. В советские времена по-другому подходили к профессии, не считали эстраду попсой, писали яркие мелодии, образные стихи, тщательные аранжировки. Погрузившись с головой в мир песен, написанных Паулсом, Антоновым, Тухмановым, Цоем и другими, мы словно учебник высшей математики проштудировали. А мы с моими музыкантами еще стараемся не просто «снять» аранжировку, но и какие-то свои нюансы добавить. Это такие университеты, что после них и к своим песням начинаешь относиться тщательней, серьезней.

– Новые песни вы по-прежнему пишите легко и в больших количествах (Ваенга утверждает, что она написала уже 900 песен. – Прим. авт.)?

– В последние два года я живу и работаю по схеме «день концерта, день отдыха», причем день отдыха обычно приходится на переезд, перелет, часто из одного конца России в другой или за рубеж. Естественно, новые песни появляются реже, но на отсутствие, говоря высоким словом, вдохновения не жалуюсь. Почти дописала альбом новых песен, точней, по характеру два совсем разных альбома – постараемся выпустить их к Новому году. На недавнем моем первом творческом вечере в Петербурге кто-то из поклонников поинтересовался: испытываю ли я муки творчества? Нет, пожалуй, не испытываю. Песни, особенно те, что удаются, часто пишутся в один присест. Это не назовешь муками творчества. Бывают муки уже потом, осознанные. Я «Девочку» написала за секунду, но когда уже поняла, что такое написала (песня посвящена взаимоотношениям отца и дочери. – Прим. авт.), потом ее долго петь не могла. «Не плачь, девочка, не плачь» – ну не могла такое петь, себя видела, у меня тоже есть проблемы. И даже если ситуация, описанная в какой-то песне, не происходила со мной, она во многом все равно про меня, про какое-то мое состояние.

– Лена, в последнее время из вас сделали одну из главных героинь желтой прессы… Такое впечатление, что за вами тянется шлейф скандалов, слухов, что, конечно, играет на руку популярности любого эстрадного артиста, но расходится с сутью вашего творчества, с желанием петь о высоких чувствах, настоящей любви…

– У меня нет пиарщика, я эти истории и скандалы не придумываю, и, поверьте, я по-настоящему страдаю от грубого вмешательства в мою личную жизнь, ото лжи. За этот год я сама узнала о себе столько нового, к сожалению, в основном гадкого и дурного. Это же прочитали мои родственники, моя семья – вот кого мне жалко. Это настоящая беда, и, честно говоря, несмотря на все советы старших и мудрых коллег по профессии, даже таких, как Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, я никак не могу успокоиться и найти противоядие. Да и мое желание говорить в интервью и со сцены всегда правдиво, честно часто оборачивается против меня. Завела я разговор о своих коллегах-фонограммщиках, так столкнулась с такой стеной осуждения, что решила не превращаться в Че Гевару отечественного шоу-бизнеса, поберечь свои силы и нервы. В конце концов, пусть каждый работает так, как считает нужным он и его совесть. Я под фонограмму не пою, мои музыканты играют только живьем. Откуда у меня силы, энергия берутся, я не знаю. Но у меня нет яхт, вилл, «лукойловских» или каких других любовников, коллекции дорогих автомобилей, и в списке «Форбс» мне не место. Я не бросаю мужа, я не беременна… Хотя как сыр в масле не катаюсь, живу своими трудностями. И все же радости, счастья, положительных эмоций в моей жизни намного больше, чем негатива. 

– Всегда ли вам удается соблюдать необходимую дистанцию в общении с поклонниками? Это ведь очень тонкая грань: с одной стороны, не взлететь, не «зазвездить», с другой – не скатиться к панибратству?

– Поклонники ведь тоже очень разные. Есть много людей, что прошагали со мной по несколько лет, и они очень болезненно отреагируют, если я вдруг изменю стиль и манеру общения с ними. Я часто спрашиваю у них: «Вот ты меня знаешь пять-десять лет – скажи, я изменилась?» Есть настолько преданные люди, что не устают меня удивлять. Вот «тетя Сима»: несколько лет назад она собрала поклонников на пикник, и мы очень душевно посидели. А недавно «тетя Сима» сама взяла на себя все заботы по организации моего первого творческого вечера, что прошел в театре «Лицедеи», хотя она не концертный менеджер. А какие букеты и подарки дарят поклонники! На вечере в «Лицедеях» вынесли на сцену еще и саженец ясеня – не столь частого дерева в наших краях. Я с удовольствием посадила ясень на своем дачном участке.

Но, конечно, не все так безоблачно в наших отношениях. Я постоянно перехожу дистанцию, вот о чем жалею. Потому что очень часто людям открываешь душу, а они наглеют. И начинается: такое пишут, просят, говорят. В четыре утра раздается звонок: «Здравствуйте, меня зовут Света. Мне плохо, поговорите со мной!.. Ах, вы не хотите! Ну, какая вы плохая, а еще звезда, до свиданья!» Она отключилась, а меня потом всю ночь трясет. На днях звонит другая женщина и говорит, что ее обокрали на 250 тысяч рублей: «Я знаю, вы добрая, сердобольная, возместите хотя бы половину!» И ведь не лжет, я «разводчиков» на нюх чувствую, но, согласитесь, просьба странная. Недавно на продуктовом рынке какая-то женщина стала просто тыкать в меня пальцем: «Ваенга, Ваенга». Я не сдержалась, схватила ее за палец: «Я вам не обезьяна!» Потом долго переживала… Нервы у меня сдают, доктора говорят, что нужно отдыхать больше, но пока не очень получается.

– Зрители всегда вас целуют, говорят теплые слова, когда дарят цветы… Даже в период эпидемии гриппа!

– Мне многие друзья говорят: «Зачем целоваться, общаться на сцене?» Но я не могу отшить человека, если он поднялся ко мне с букетом, открыл душу… Хотя всякие люди бывают, с разными помыслами. В Дюссельдорфе, который я никогда не забуду, я лежала пять суток. Там женщина принесла мне цветы с могилы, все в земле… Такая гадость, что вспоминать тошно. Доктора немецкие не понимали, что со мной такое, а я просто задыхалась. Было очень страшно. В какой-то момент я испугалась – не за жизнь, а думала, что сойду с ума. Я никогда не верила в эти вещи, но тут поверишь! Мне помогли прийти в норму мои музыканты: открываю глаза в пять утра, а ребята у постели сидят, переживают. Мне было очень плохо. Но как все в жизни перемешано – добро и зло. Представляете, пять дней зрители в Берлине ждали меня, они не знали причины, но не сдавали билеты.

– Ваш ансамбль все растет и растет, сегодня у вас на сцене уже 17 музыкантов, причем большинство – не питерские. Из Краснодара, Хабаровска, Екатеринбурга, Могилева, Новосибирска… Скажите, вы специально собираете коллектив из иногородних музыкантов?

– Нет-нет, у меня и в мыслях такого не было. Все происходило случайно. Когда ко мне приводят нового музыканта, то я сначала смотрю его в деле, как он играет и поет. И после этого мне уже абсолютно все равно, откуда он родом. Так вот получилось, что у меня собралась музыкальная сборная Советского Союза. И свое жилье в Петербурге есть только у Алены Петровской, да и то комната в коммуналке. Они все молоды, честолюбивы, любят живой звук, увлечены общим делом – другие быстро отсеиваются. Им безумно трудно, потому что одиннадцать месяцев мы проводим на гастролях. Но это не просто мой коллектив, это моя семья. Мы самый дружный музыкальный коллектив страны. И самый непьющий. В нашей ситуации человеческие качества имеют не меньше значение, чем профессиональные. И я за своих ребят стою горой, они у меня самые лучшие и самые любимые.

 

Беседовал Виктор Казаков
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2