«Жду новых вопросов»
Главный дорожник Петербурга ответил читателям «НВ», почему на бумаге долгострой нередко оказывается трудовой победой и как получается, что новые дороги быстро приходят в негодность. Борис Мурашов ждет продолжения диалога
Публикуя беседу с председателем городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борисом Мурашовым («Дороги – дело политическое», 27.08.2011), «НВ» обещало читателям, что передаст «главному дорожнику» города их наиболее интересные, острые и часто встречающиеся вопросы. Мы выполнили свое обещание – выполнил свое и Борис Мурашов, ответив на отобранные нами вопросы. Надеемся, и другие руководители городских комитетов последуют примеру главы КРТИ и также начнут отвечать петербуржцам – наша газета охотно предоставит им такую возможность.
– Судя по отчетам вашего комитета, дорожные подрядчики укладываются в плановые сроки ремонтов или даже досрочно справляются с работой – как это было, например, на Гороховой улице. Но, по словам многих горожан, на той же Гороховой работы велись очень вяло. Есть и десятки других примеров, когда на закрытых на ремонт улицах месяцами никто не работает или же два-три человека с лопатами только изображают видимость деятельности. Может, секрет «успехов» подрядчиков не в их ударной работе, а в том, что проектировщики закладывают сроки ремонта с огромным запасом?
– Первое. Напряжение и даже сверхнапряжение дорожные подрядчики зачастую вынуждены проявлять вследствие вынужденного простоя на время переустройства инженерных сетей. Как правило, сроки ремонта сетей не соблюдались, потому что для комитета по энергетике и инженерному обеспечению эти объекты не являлись приоритетными (точнее, считались второстепенными). Горожане, наверное, и сами видят, какой этап ремонта самый растянутый по времени. Но ситуацию удалось изменить. Теперь – с 2012 года – КРТИ включил в свои сметы расходов по капитальному ремонту улиц и переустройство сетей, а наши генеральные подрядчики теперь будут отвечать за сроки своими контрактами.
Второе. Читатели совершенно правы, задавая вопрос о том, не слишком ли большие сроки закладывают в проекты дорожных работ проектные организации. Завышение проектировщиками нормативных сроков строительства, как говорится, имеет место быть. Что неудивительно – принимая во внимание ветхость критериев для определения сроков строительства, которые родились еще в 1984 году и рассчитывались по технологическим картам прошлого века. Однако с 2011 года мы перешли на оценку стоимости и сроков по объектам-аналогам, успешно – в короткие сроки и с высоким качеством – реализованным за последние год – пять лет. Такой метод давно используется за рубежом. При этом, конечно, для особо сложных объектов, по которым аналоги отсутствуют, разрабатываются специальные нормативы. Но в целом теперь нормативы, хотя и остаются завышенными (остается немало проектов, рассчитанных по прежней методике), существенно сроки строительства не растягивают. За этим и наш комитет следит, и самим подрядчикам невыгодно за те же деньги лишнее время на объекте топтаться.
Третье. Встречаются и неэффективные, ничем не оправданные простои самих подрядчиков, и слабая подготовка работ со стороны нашего комитета или иного заказчика. Что правда, то правда: если на объекте два-три человека – жди беды. Но мы, как заказчики, стараемся не наступать дважды на одни грабли и не давать подрядов тем компаниям, которые сначала спят на объекте, а потом устраивают авралы.
– Горожане жалуются на низкое качество асфальта, даже на новых дорогах. Он начинает изнашиваться, протираться до дыр уже через полгода после укладки. Такое впечатление, что на асфальт идет не специальный дорожный битум, а отходы с нефтеперерабатывающих комбинатов. Кто и как контролирует качество приготовления асфальта на асфальтобетонных заводах? И как повысить качество асфальта, сэкономив тем самым миллиарды рублей, которые идут на его регулярную перекладку?
– А вот с этим упреком я не могу согласиться. Во всяком случае до тех пор, пока мне не покажут дорогу, где уложен такой асфальт. Дайте адреса этих разрушений! Лично я сомневаюсь, что в прошлом, и особенно в этом году они есть. Если же читатели их назовут, то надо будет обследовать и точно определить причину разрушений. Разговор продолжим после установления причин. Даже колейность от шипов не должна возникать через полгода!
Разрушение дороги – это совокупность фактов нарушений. Может быть, виноват и битум (я этого не исключаю), но, скорее всего, речь идет о деформации асфальта по вине большегрузных машин – весовой контроль на дорогах, на мой взгляд, недостаточно жесткий. Но самое главное, если разрушение все-таки состоялось, дорога должна быть сделана заново в рамках гарантийных обязательств, и если это не так, значит, кто-то кого-то покрывает.
Подготовил Николай Смирнов