Стратегические «журавли» – в сторону, деньги – насущным «синицам»
Вчера стало ясно, на что будет тратиться город в 2012 году
Принятый вчера большинством голосов (40 депутатов – за, трое – против, трое воздержались, четверо отсутствовали) бюджет Санкт-Петербурга на 2012 год имеет две взаимосвязанные особенности: падают темпы роста доходов города – и власти отказываются от ряда крупных инфраструктурных проектов, направляя сэкономленные средства на текущие расходы: здравоохранение, образование, систему ЖКХ, ремонт дорог…
Бюджет будущего года, принятый вчера в первом чтении, вырастет по сравнению с нынешним менее чем на 9 процентов. Что сопоставимо с параметрами годовой инфляции. Это означает, что Смольный, во-первых, не ожидает от городской экономики каких-то прорывов, а во-вторых, не рассчитывает на приход новых крупных инвесторов и налогоплательщиков. Оба прогноза, увы, основаны на реальных данных. На «знаковых» предприятиях Петербурга – судостроительных, машиностроительных – сложная ситуация с заказами. А почему город еще год назад разлюбили инвесторы и федеральные компании, понятно без комментариев – если вспомнить судьбу «Охта-центра».
– В нынешних условиях даже эти 8–9 процентов – оптимистический показатель, – считает политолог Дмитрий Гавра, заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики СПбГУ. – Ведь внешние рынки нынче нестабильны, курсы валют постоянно колеблются – все это создает высокую экономическую напряженность как в общероссийской, так и городской экономике.
Словом, отсюда и вытекает решение отложить такие затратные проекты, как Орловский тоннель, Новоадмиралтейский мост, мост через Серный остров. За их «заморозку» выступил губернатор Георгий Полтавченко. В проекте же бюджета, который верстался летом, финансирование этих объектов закладывалось. А вот самый крупный дорожный объект, который улучшит ситуацию во всем городе – Западный скоростной диаметр, – будет строиться ударными темпами: городу удалось переложить его финансирование на федеральный центр, который выделит для ЗСД в будущем году 20 миллиардов рублей.
Как будут распределены заработанные и сэкономленные городом деньги? Идеология бюджета-2012 – наращивание расходов на текущие нужды (дороги, жилье, образование, медицина) и финансирование инфраструктурных и социальных проектов среднего масштаба (строительство развязок, школ, поликлиник).
Самым крупным потребителем денег будет образование (19 процентов расходов), что связано в том числе и с программой повышения зарплат учителей до уровня средних по региону. На втором месте (18 процентов) – ЖКХ: расходы на решение проблем текущих крыш, заснеженных дворов и переполненных мусорных контейнеров. Далее следуют дорожные нужды (16 процентов), здравоохранение (14 процентов), социальная поддержка горожан (11 процентов) и транспорт (7 процентов).
А что думают о смене бюджетных приоритетов депутаты и политологи?..
– Мне очень понравился подход Георгия Полтавченко к этому документу. Новый бюджет действительно социально ориентированный, – отметил представитель фракции «Единая Россия» Игорь Риммер.
В целом поддерживает бюджет и Елена Бабич из ЛДПР:
– Выступая сегодня с трибуны, я четко сказала: сейчас не время глобальных проектов. А то получалось, что людям обещают журавлей в небе, а в итоге эти журавли улетают, унося с собой бюджетные миллиарды. Нужно устранять те проблемы, которые больше всего раздражают горожан и мешают им жить. Бюджет должен стать еще более социально ориентированным, чтобы вместо «журавлей» каждый петербуржец смог почувствовать в своих руках бюджетную «синицу».
А вот у «Справедливой России» к бюджету много претензий.
– Мы на уровне партии приняли решение не голосовать за бюджет без внесения в него принципиальных изменений, – рассказал «эсер» Алексей Ковалев. – Ключевой момент – стоимость услуг ЖКХ. У нас сейчас действует положение, по которому на оплату коммуналки не может уходить больше 18 процентов семейного дохода. Мы же предлагаем снизить эту планку до 10 процентов. Ну а что касается отказа от крупных строительных проектов в пользу ежедневных потребностей – это однозначно положительный момент. Все эти проекты вредоносны с точки зрения градостроительства. А с точки зрения экономики – это просто «распил» денег.
И только коммунисты считают социальную направленность бюджета-2012 недостаточной.
– Именно поэтому мы и голосовали «против», – объяснил депутат Владимир Дмитриев. – При этом я бы не стал, как многие депутаты, однобоко подходить к решению отказаться от крупных инфраструктурных проектов. Город должен развиваться, нужно решать транспортные проблемы.
Разделились и мнения политологов. Так, Александр Конфисахор, доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ, сожалеет об отложенных громких дорожных проектах:
– Северная столица буквально задыхается в пробках, испытывает большие трудности с логистикой. Считаю, что строительство дорог и развязок – не та статья бюджета, на которой стоит экономить.
В то же время политолог Дмитрий Гавра считает новую бюджетную политику оправданной:
– Нас ждет непростое экономическое будущее. В этих сложных условиях новому петербургскому руководству нужно оценить целесообразность гигантских и дорогостоящих проектов. Безусловно, город нуждается в развитии инфраструктуры, но стройки требуют слишком уж много ресурсов. Для решения этих вопросов требуется время – поэтому Георгий Полтавченко и решил взять тайм-аут.
Никита Рубцов, Екатерина Тронина