Общество

Автомобиль – не роскошь, а «золотое дно»

30 сентября

 

Корреспондент «НВ» несколько дней работал в автомастерской механиком и убедился, что работа эта трудная, но очень выгодная

По данным последнего опроса Ассоциации работодателей, одна из самых высоких зарплат в Петербурге у автомехаников. Эксперты считают, что в среднем автомобильных дел мастера получают от 40 до 55 тысяч в месяц. И это еще без «левых» денег, которые, как правило, каждый механик обязательно имеет «за скорость». Корреспондент «НВ» решил проверить, насколько верны эти данные. Но вот беда – кто возьмет на практику человека, у которого не то что нет специального образования, но даже и прав на вождение машины? Пришлось обратиться к старым связям, то есть старинному другу Сереге, однокласснику, открывшему около двух лет назад собственное дело.

–У меня в сервисе хочешь поработать? – на лице у Сергея после просьбы взять на работу отражается непередаваемая гамма чувств. – Да ты же еще месяц назад не знал, с какой стороны у машины руль! Хочешь, в заместители по хозяйственной части возьму? Зарплата хорошая и человек надежный как раз нужен.

– Нет, мне обязательно именно в мастерскую нужно. Эксперимент хочу провести.

– Эксперимент… Ладно, по старой дружбе помогу. Только постарайся, чтобы после твоего эксперимента у меня убытков на несколько миллионов не оказалось.

Познакомиться с коллективом и приступить к работе мне предложили утром в субботу. Оказывается, выходных у автомехаников не бывает в принципе. В дни, когда принято отдыхать, ребята выходят на работу посменно. Обучать и следить, чтобы в помещении автосервиса со мной ничего не случилось, Сергей поручил самому опытному своему мастеру – Игорю Федотову. Стаж работы с машинами у него – больше 25 лет, хотя самому Игорю недавно исполнилось всего 37.

– Я с детства в отцовском гараже пропадал, – вспоминает механик. – Все пацаны в футбол гоняют, а я какой-нибудь фильтр масляный помогаю заменять или с инструментами вожусь. Мечтал гонщиком стать, да автоспорт – занятие очень накладное, а у моей семьи лишних денег не было.

Зато теперь Игорь об устройстве машины знает все, являясь в этом смысле правой рукой владельца автосервисной станции. Знакомлюсь с другими членами команды. Парни молодые, всем нет еще и 30. Всего здесь трудятся семь человек, но в выходные на работу выходят только трое. Биография примерно одинаковая: школа, техникум, армия, завод (овощебаза, склад, автобусный парк). Работников мой товарищ собирал в свое новое предприятие через знакомых и теперь ничуть об этом не жалеет.

– А ты в какой области вообще работал? – любопытствуют мои новые знакомые.

– Ой, ребята, чего я только не перепробовал! До вечера могу рассказывать, что мне делать приходилось. Честно признаюсь – с машинами не дружу. Но зато я очень старательный и все схватываю на лету.

– Вообще-то, чтобы начать понимать устройство автомобиля, нужно месяца три учиться, – задумчиво говорит наставник. – Но для тебя сегодня как раз есть работа! Возьми в углу швабру и вымети мусор и пыль из бокса. А то нам все как-то некогда было убрать.

Похоже, уборку тут последний раз проводили еще в советское время. Техстанция располагается на территории бывшего завода по производству железобетонных конструкций. Два небольших цеха (первый – для ремонтных работ, второй – для покраски) соседствуют с огороженным бетонным забором участком двора. Здесь стоит небольшая эстакада и навес, под которым обычно в теплое время года меняют колеса.

– Нам бы подъемник, – мечтательно произносит Игорь. – Но он слишком дорог. Пока без него обходимся. В общем, весь мусор в этот ящик сгрузишь, а то, что можно сжечь (щепки, бумагу и старую ветошь), кинешь в металлическую бочку.

На беглую очистку помещения уходит около двух часов. Механики в это время заканчивают перебирать двигатель стоящего в уголке «форда». Пришло время поместить его обратно, и тут моя помощь придется весьма кстати. На автозаводах такие операции проводятся с помощью специального крана-лебедки. Но в нашем случае придется обойтись подручными материалами. Двигатель поднимаем с верстака с помощью двух толстых брусков (вчетвером это оказалось не слишком тяжело) и опускаем на его «родное» место.

– Хорошо, что ты пришел, – смеется мастер. – Ты-то здоровый мужик, а эти (Игорь кивает на двоих своих подопечных – Диму и Энвера) мало каши в детстве ели.

Ближе к полудню появляются первые «срочные» клиенты. Владелец «мицубиси» жалуется на постоянно спускающие колеса с левой стороны.

– Ниппель в порядке, но все равно травит – даже компрессор не выручает, – в сердцах взмахивает руками водитель. – Постоянно подкачиваю, а езжу почти на ободах.

Проблема, по словам Игоря, для нынешнего времени весьма распространенная. Воздух из шин выходит из-за перепада температур. Чтобы устранить проблему, механик предлагает хозяину иномарки разбортовать колеса и промазать герметиком небольшое пространство между покрышкой и диском.

– Ребята, срочно нужно сделать! – чуть ли не на коленях просит клиент. – Мне тещу на дачу везти сегодня, хочу побыстрее управиться.

– Нет проблем, – отвечают мастера. – Сделаем оба колеса за 350 рублей, плюс 250 за срочность.

Клиент согласен, работа закипела. Перебортовывают колеса механики с помощью дедовского приспособления – двух соединенных проволокой с одного конца коротких досок, на одну из которых прикреплен небольшой брусок, упирающийся в покрышку возле диска. Больших усилий для того, чтобы снять покрышку, не требуется. Вся работа занимает не больше 30 минут. Довольный водитель уезжает. Не успели ребята перекурить, как во двор с натужным ревом въезжает «девятка».

– У него явные проблемы с глушителем, – задумчиво произносит Энвер.

Именно глушитель клиент и просит заменить. Он уже несколько раз заплатил штраф доблестным автоинспекторам и, наконец, решился отремонтировать его.

– Больше на взятки потратишь, чем заработаешь! – ругается «бомбила». – Если до вечера сделаете, сверху 500 рублей заплачу.

Машина загоняется на эстакаду, механики выносят вердикт: «Успеем». Мне же пока поручается притащить из бокса на тележке баллон с газом для сварки. Пока двое мастеров колдуют под днищем «девятки», Игорь предлагает мне попробовать себя в качестве автохудожника. Идем в покрасочный цех, где мне вручаются перчатки по локоть, очки, респиратор и пульверизатор с краской.

– Сначала попробуй на стенке, – учит наставник. – Тихонько распыляй краску, ровным тоненьким слоем. Вот так, очень неплохо. Теперь давай покрасим крылья.

Два крыла от «вольво» темным пятном выделяются на фоне недавно покрашенных машин. Рука с непривычки немного дрожит, но в целом я справился неплохо.

– Теперь они будут сохнуть, а затем нужно нанести еще один слой краски, – рассказывает Игорь, когда мы выходим на свежий воздух и снимаем респираторы. – У тебя отлично получилось. Гляди, к нам «диагноз» приехал.

– Что еще за «диагноз»?

– «Диагноз» – это «Дэу Матиз». Сейчас сам все поймешь.

Из небольшой машинки в слякоть двора автосервиса ступает ножка в красной туфле на высокой шпильке. Вслед за ней показывается и хозяйка – невысокая блондинка с сумочкой «под леопарда» и комнатной собачкой под мышкой. Кажется, понятно, почему мастер употребил понятие «диагноз». Девушка нерешительно приближается к нам и описывает проблему: машина едет «как-то не так». Выключившие сварочный аппарат в 20 метрах от нас механики с ехидными улыбками наблюдают, что же будет дальше.

– Ознакомьтесь пока с нашими расценками, – Игорь дает девушке распечатку с ценами и понижает голос до шепота. – Настал твой звездный час (это уже мне). Походи вокруг, капот открой, посмотри, что и как. Она все равно ничего не понимает, а я пока подумаю, что делать.

Минуты три я ходил вокруг машины с умным видом, а потом глубокомысленно изрек:

– Тут все сложно, нужно разбираться. Масло давно меняли?

– Я не помню, – девушка явно расстроена. – Это сестры машина, она на месяц уехала, оставила ее мне. А машина недавно «чихать» стала. Сестра же меня убьет!

Автомобилистка уже готова разреветься в голос.

– Да не переживайте вы так, – мастер сжалился над клиенткой. – Поменяем топливный и масляный фильтры – и забегает ваш «Матиз» как новенький. Еще бы фонарь задний левый поменять, он у вас разбит, оштрафовать могут.

– Это я случайно, когда парковалась, ограду у дома задела, – краснеет девушка. Но настроение у нее значительно улучшилось.

– Можно было бы ее развести по полной, – признается мастер. – Но это не тот случай, когда все средства хороши. «Зарядим» ей 300 рублей сверху – и хватит.

А дальше клиент повалил валом. В течение следующих 4 часов мне пришлось бегать туда-сюда с инструментами, работать домкратом и даже самому поменять колеса на «Ситроене». Оказалось, что это совсем не сложно. Время пролетает незаметно, пора заканчивать работу и расходиться по домам.

– Держи, твоя доля, – 550 рублей, – неожиданно протягивает мастер несколько купюр. – Для человека, который никогда не работал с машинами, ты здорово справился. Если наскучит своя профессия, приходи – я за год из тебя профессионала сделаю. Кстати, скоро зима, постоянно будем отмечать «день жестянщика». В такие дни до 2,5 тысячи дополнительно можно заработать. Для кого-то авто – средство передвижения, а для нас – «золотое дно». Так что подумай.

Предложение, конечно, заманчивое. Обязательно подумаю. Время еще есть.

 

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь