Налоги подрезали крылья
Развитию вологодских авиакомпаний мешают постоянно растущие сборы в местные бюджеты
К такому выводу пришли участники выездного совещания, прошедшего в аэропорту Череповца. Здесь собрались руководители двух вологодских авиапредприятий, областные депутаты и финансисты.
Совещание готовилось еще до ярославской трагедии, после которой президент Дмитрий Медведев призвал существенно уменьшить число российских авиакомпаний, не выполняющих требования по безопасности полетов и модернизации летного парка. До предложенного Минтрансом «стандарта» – с 2012 года допускать к полетам только авиакомпании, имеющие у себя минимум десять самолетов с вместимостью от 50 человек, – ни вологодское, ни череповецкое авиапредприятия пока не дотягивают. Более того, даже объединившись, они не наберут необходимого числа бортов.
Однако вологодские авиаторы уверены, что для «регионалов» все же введут количественные послабления. Особенно для тех, кто достаточно успешно действует на рынке перевозок и постепенно модернизирует свои летные парки. В наибольшей степени под это описание как раз и подходят череповчане – ООО «Авиапредприятие «Северсталь». Оно хоть и является ныне полностью самостоятельным от своего именитого металлургического тезки, но на модернизации не экономит.
Так, несколько лет назад здесь модернизировали аэропорт, «нарастив» взлетно-посадочную полосу до международного стандарта в 2500 метров, и закупили современный локатор. Началась и поэтапная замена летного парка. Еще недавно авиапредприятие владело только пятью Як-40. Сейчас к ним добавились два импортных самолета «Бомбардье CRJ-200». Еще три такие же машины, способные перевозить 50 пассажиров с максимальной скоростью 860 километров в час, появятся в череповецком авиапредприятии до конца 2013 года. И если «потолком» дальности для «Яков» являлись расстояния в 600 километров, то новые «Бомбардье» способны преодолеть без дозаправки 3500 километров. Это позволит череповецким авиаторам совершать регулярные полеты не только в Москву, Санкт-Петербург и Череповец, но и в Мурманск, Калининград, Екатеринбург, а также в популярные у туристов Турцию и Египет.
При этом ежегодное содержание череповецкого аэропорта уже сейчас обходится в 120 миллионов рублей. И с каждым годом эта цифра только увеличивается.
– Чтобы окупить себя, мы предоставляем различные услуги – от чартерных полетов до рекламы, – рассказал генеральный директор ООО «Авиапредприятие «Северсталь» Николай Ивановский. – Ощутимым подспорьем для нас была областная льгота по налогу на имущество. Но с 2012 года эту льготу хотят отменить. Для нас это станет тяжелым ударом. Уже сейчас стоимость полного билета до Москвы составляет 3300 рублей, до Петербурга – 3100. Меньше просто невозможно – цены на авиатопливо сейчас запредельные, а тот же «Як» за полет до столицы и обратно «съедает» почти две с половиной тонны горючего! Если же льготу по налогу отменят, чтобы компенсировать убытки, нам придется поднять стоимость билетов до 5000 рублей. Но кто полетит по такому тарифу?
Во многом схожие с череповецкими проблемы и у вологодского авиапредприятия. При этом с 2009 года собственником авиапарка и аэродромного хозяйства в Вологде, Великом Устюге, Вытегре и Кичменгском Городке стали областные власти. Само предприятие выступает в качестве арендатора. При этом, по словам заместителя директора вологодского авиа-отряда Александра Воробьева, некоторые департаменты требуют от них уплаты налога на землю, а также арендной платы по полному тарифу. Как следствие, ежегодно предприятие платит во все бюджеты более 55 миллионов рублей различных налогов.
Хотя у заместителя начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Владимира Кравчука своя точка зрения на эту проблему:
– Вологодское авиапредприятие мы без поддержки не оставим. Но проводить модернизацию авиапарка и аэропортового хозяйства только за счет средств областного бюджета – непозволительная роскошь. Ведь только на работы по увеличению взлетно-посадочной полосы в Великом Устюге потребуется минимум 2 миллиарда рублей. Для региона это очень большие деньги. Поэтому для воплощения в жизнь каких-то масштабных проектов нужно искать инвесторов и создавать для них соответствующие условия. При этом два областных авиапредприятия – в Вологде и Череповце – никогда не были и не будут конкурентами. Они лишь дополняют друг друга.
Затем совещание продолжилось на летном поле, где депутаты получили возможность осмотреть новые самолеты «Бомбардье CRJ-200». Впечатлившись увиденным, председатель постоянного комитета областного парламента по бюджету и налогам Алексей Канаев предложил ряд мер по поддержке авиапредприятий. В частности, рассмотреть вопрос о возможности восстановления льготы по налогу на имущество, рекомендовать правительству области разработать целевую региональную программу развития местной авиации, продолжить работу по привлечению в отрасль федеральных средств.
Это предложение приняли единогласно.
прямая речь
Евгений Коротков, председатель постоянного комитета по экономической политике и собственности Вологодского законодательного собрания:
– Развитое государство не может существовать без инфраструктуры, обеспечивающей оперативную доставку пассажиров и грузов. Особенно в нашей огромной по размерам стране и области. А изначальный риск летных происшествий, к сожалению, был и будет всегда. Полностью исключить его можно только в одном случае – вообще отказаться от всех полетов. Но это, конечно же, нереально.
Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологодской области. Фото автора