В «Послании к человеку» не нашли самого послания
В Петербурге завершился XXI Международный фестиваль документальных, короткометражных и анимационных фильмов «Послание к человеку». Закрытие проходило в Молодежном театре на Фонтанке. Обаятельной ведущей вечера Екатерине Мцитуридзе удавалось поддерживать приподнятую, праздничную и в то же время деловую атмосферу. Три лирических монолога Евгения Гришковца усилили послание, с которым фестиваль вот уже 21 год выходит к зрителю: обернитесь к человеку; найдите человека, который потерялся или всеми заброшен, загляните в его жизнь. Придало значимости событию приглашение на церемонию закрытия Александра Сокурова. Ему был вручен специальный приз – «Золотой кентавр» – «за неоценимый вклад в мировое кино».
Когда режиссер, недавно получивший «Золотого льва» за фильм «Фауст» на Венецианском кинофестивале, поднялся на сцену, зал встал и устроил Александру Николаевичу овации. Тот, приложив руку к сердцу, смущенно кланялся, говорил, что «благодарит сердечно за эту признательность». Режиссер добавил, что, несмотря на то что долгие годы снимает игровое кино, он никогда не предавал кинодокументалистику. «Документальное кино – это мое прибежище, мой ковчег», –сказал Сокуров. Александр Николаевич особо поблагодарил создателя и бессменного руководителя фестиваля Михаила Литвякова «за сбережение этого прекрасного фестиваля».
Однако сам Михаил Сергеевич со сцены признался, что уже «устарел» со своими взглядами, устал и рад, что есть человек, которому он может полностью доверить свое дело, – это известный режиссер Алексей Учитель, уже два года являющийся президентом фестиваля. Алексей Ефимович не скрыл от собравшихся, что за полтора месяца до проведения мероприятия оно висело на волоске: недоставало денег, возникали организационные трудности. Но тем не менее событие состоялось. И уже сейчас начинается подготовка к XXII фестивалю.
Международный фестиваль «Послание к человеку» сегодня переживает непростой этап. Когда-то самый лучший по качеству отбираемых фильмов, по духовной напитке, популярности среди зрителей фестиваль, увы, почти не набирает залы. Причин может быть несколько: то ли рекламы не хватает, то ли интересы зрителя, особенно молодого, изменились и его не волнует то, что трогало 10–15 лет назад… А может быть, качество картин в сравнении с какими-то другими фестивалями перестало устраивать. Как ни горько это признавать, но то, что «срабатывало» вчера, сегодня требует полного пересмотра.
Возможно, фестивалю не подобает проходить в устаревшем киноцентре «Родина», где одновременно с просмотром фильмов могут играть шумные свадьбы. Возможно, фестиваль надо делать более «гламурным», как ни ругательно звучит это слово, привлекать к его участию больше звезд.
Свои замечания высказал на заключительной пресс-кон-ференции известный итальянский режиссер, член жюри международного конкурса Джанфранко Рози – он назвал этот фестиваль ни больше ни меньше как паноптикумом без единого, цельного видения события. И был удивлен, что среди большого количества фильмов, причем вполне хороших, он не смог найти ни одного, который бы соответствовал замыслу фестиваля – послание к человеку, некий месседж.
– Тропка между кино и зрителем потеряна, – считает Рози. – А когда еще и видишь, что в зрительном зале сидят лишь одни члены жюри, возникает ощущение, что кино умирает.
Джанфранко считает, что в Санкт-Петербурге, где в театральных и киношколах учится 5 тысяч студентов, можно было бы проводить занятия в кинозалах во время такого фестиваля, как «Послание к человеку», устраивать мастер-классы с ведущими режиссерами, организовывать широкое студенческое жюри. Тогда возникнет связь, понимание, что же нужно молодому зрителю.
Член жюри национального конкурса Татьяна Москвина считает, что российские картины этого года отличали безмятежность, бесконфликтность: не было поднято острых социальных, религиозных, расовых проблем – притом что реальный мир бурлит. На что куратор программы российского кино Михаил Железников ответил, что среди представленных на конкурс работ острых фильмов не нашлось и, видимо, это отражает процесс, который сейчас происходит в кино. Один из выводов членов жюри фестиваля – явное снижение уровня мастерства режиссеров, иногда герои кинорассказов оказываются выше и значительнее, чем сами авторы.
И тем не менее яркие картины, конечно, были. Любопытно, что много призов было отдано как раз начинающим режиссерам, порой это были их дипломные работы. Один из победителей Антон Серегин, ученик Марины Разбежкиной (картина «Единственная роль суперзвезды»), так и сказал со сцены:
– Первое осмысленное действие, которое я совершил в жизни, – снял это кино.
лауреаты
Международный конкурс
Гран-при – картина Роберта Рубинса «Как твои дела, Рудольф Минг?» (Латвия).
Лучший полнометражный документальный фильм – «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского (Россия).
Национальный конкурс «Окно в Россию»
Лучший фильм – «Спас-камень. Рассказы об Александре Николаевиче Плигине» режиссера Валентины Гуркаленко.
Лучший короткометражный документальный фильм – «Громов» Андрея Стадникова.