Общество

Учитель – это звучит… бедно?

05 октября

 

Довольны ли современные российские педагоги своим материальным положением

«Бедные наши врачи и учителя – горбатятся за копейки, света белого не видя… – этот стереотип, сложившийся в 1990-е годы, крепко укоренился в общественном сознании. – Профессор получает меньше, чем торгаш в ларьке! А уж обычные вузовские преподаватели и вовсе еле сводят концы с концами! Не говоря уже о школьных учителях…» И так далее, и тому подобное.

И все это было правдой. Но времена изменились.

Летом, выступая на Всероссийском педагогическом форуме, Владимир Путин объявил о предстоящем повышении учительских зарплат – сразу на 30 процентов. И процитировал Чехова: «Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ». А вскоре, на съезде «Единой России», премьер-министр поставил задачу: уже в 2012 году поднять заработную плату учителей до «средней по экономике». При этом четыре российских региона уже сегодня практически вышли на этот уровень. Среди них и Петербург.

И действительно. Еще в 2002 году средняя зарплата петербургского учителя составляла всего 2000 рублей (в среднем у горожан было более 5000), а сегодня эти показатели сравнялись – по официальным данным, на уровне 27–28 тысяч.

Но это если объективно. А если узнать, что думают о своем благосостоянии сами педагоги?


преподаватели вузов

«Мало зарабатывать можно. Но сложно»

Анна Серова, доцент, СПбГУ:

– В том, что нынешний российский преподаватель – это уже далеко не жалкий фанатик, который влачит полунищенское существование ради высокой идеи, я убедилась на собственном опыте. На службу в университет меня привел кризис 2008 года. За плечами остался опыт работы руководителем среднего звена в отрасли, которую в 2008-м отчаянно затрясло. Я была внутренне готова к тому, что мой доход упадет ниже плинтуса.

Но оказалось, что, имея работоспособность и волю к победе, преподаватель может зарабатывать неплохие деньги. Конечно, голый оклад невелик – около 9 тысяч рублей. Но это лишь базовая сумма. Она удваивается, как только ты становишься доцентом. Кроме того, существуют надбавки. Например, 10 тысяч только за то, что ты молодой специалист. Это что-то вроде подъемных.

А вот все, что ты получаешь сверх этих денег, зависит от ряда обстоятельств. В частности, от твоей научной плодовитости. Чем больше публикуешь статей в научных изданиях, тем выше твой «индекс цитируемости». Это сказывается на твоем преподавательском рейтинге, а рейтинг – на надбавках. Если же помимо сугубо преподавательской деятельности ты берешь на себя какую-то нагрузку – заведование кафедрой, кураторство над студентами, участие в том или ином коммерческом проекте – доход пропорционально увеличивается. К базовой сумме плюсуются надбавки за занятия с вечерниками и коммерческими студентами, за работу в приемной вступительной комиссии и так далее. Преподаватель получает прибавку к жалованью и за каждого дипломника, а также за руководство магистерскими диссертациями.

А со временем можно найти и халтуру. Например, преподавание в других вузах. Или репетиторство. Кроме того, некоторых преподавателей коммерческие фирмы приглашают спикерами на свои бизнес-тренинги и семинары для сотрудников. Работа на таких выездных сессиях оплачивается по совершенно другим расценкам.

Словом, мало зарабатывать в вузе, конечно, можно. Но для этого придется напрочь отключить всю фантазию, задушить в себе на корню какую-либо инициативу и приходить в вуз только для того, чтобы за два дня в неделю побыстрее отчитать свои несколько пар. За это больше 20 тысяч не заработаешь. Но если есть хоть какое-то желание работать и зарабатывать, то со временем доход рядового преподавателя можно довести до отметки в 50 тысяч.

Но и это, конечно, не предел. Статус профессора, должность заведующего лабораторией или кафедрой – все это новые финансовые перспективы. Конечно, придется серьезно покрутиться и попотеть, но это намного лучше, чем прозябать на нищенских окладах и жаловаться.

 


«Сейчас – власть бренда»

Сергей Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ:

– Если человек хочет хорошо зарабатывать, то он найдет способ это сделать. Это относится и к преподавателям вузов. В наше время есть много возможностей для дополнительного заработка помимо собственно преподавания: научная деятельность, публикация статей, участие в конференциях… Кроме того, современная система оплаты позволяет руководству вузов поощрять хороших сотрудников, давать им денежные премии.

Правда, все это работает, только если университет или институт считается престижным. Сейчас в сфере высшего образования установилась «власть бренда». Если в тот или иной вуз идет поступать много желающих, если там большой конкурс на бюджетное отделение, то преподаватели бедствовать не будут. А у некоторых вузов таким «брендом» является традиция – в первую очередь это, конечно же, относится к МГУ и СПбГУ, которые всегда считались лучшими в стране. Имеет значение и популярность конкретных преподавателей: если у них хорошая репутация, если студенты хотят учиться именно у них, то такие преподаватели тоже не пропадут.


школьные учителя

«Денег – больше, времени тратить – меньше»

Софья Артамонова, учитель английского языка, школа № 62 Санкт-Петербурга:
– Для настоящего учителя, который любит школу, любит свою работу, деньги – не главное. И это для меня и для моих коллег, проработавших в школе много лет, не просто красивые слова. Поэтому мы и работали в школе даже в 1990-е годы, когда с зарплатами было совсем тяжело.

Сейчас нам регулярно повышают зарплату и еще обещают прибавить: те, кто еще недавно получал 20 тысяч, теперь получают около 30. Но увеличение зарплаты в нашем случае почти всегда означает еще и увеличение работы. Вместе с деньгами нам добавляют новые учебные часы, переводят нас на шестидневку. Так что денег мы получаем больше, но времени на то, чтобы их потратить, остается меньше. И главное – мы еще больше устаем, еще сильнее «выгораем» на работе, а для педагога это – самое страшное.

Кроме того, в этом году у учителей появился новый повод для беспокойства. Это новые правила аттестации – все учителя высшей категории должны будут подтвердить свое «звание». А для этого нам нужно отвлекаться от основной работы и заниматься бумажками: писать научные статьи, собирать разные документы, считать, сколько на нас было написано жалоб и сколько благодарностей.

Сейчас многие учителя высшей категории подумывают о том, чтобы уйти с работы именно из-за аттестации, а не из-за того, что мало платят.


«Трудности не у учителей, а у школ»

Людмила Можайская, учитель русского языка и литературы, школа № 133 Санкт-Петербурга:

– Если бы в школах было совсем тяжело и учителя действительно голодали, мы бы не работали там по 40–50 лет. Я, конечно, не говорю, что нам легко, но, по-моему, хорошего в работе учителя всегда было больше, чем плохого. И до перестройки, и после, и сейчас плюсов больше. Хотя, возможно, плохое просто быстрее забывается…

Зарплаты у нас действительно растут, поэтому основные трудности нашей работы – не денежные. Они заключаются в другом: сейчас нам приходится осваивать компьютеры и интернет, а для людей старшего поколения это очень непросто. Но приходится: в моей школе существует электронный журнал, в который через интернет могут заглядывать родители учеников. Но многому мы учимся у детей – для них это все легко и привычно.

А что касается финансовых трудностей, то скорее они бывают не лично у учителей, а у школы – не хватает денег на ремонт, на новые парты… Тут мы выкручиваемся как можем. В остальном же жаловаться не на что.

 


студенты

В «Герцена» в хорошие зарплаты не верят

Что думают о своих перспективах будущие учителя, студенты Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И. Герцена? С этим вопросом я пришла в одно из зданий вуза, на Мойку.

Спрашиваю студентов, в стайке которых, разумеется, преобладают девушки:

– Верите, что учителя будут получать нормальную зарплату?

Студенты смотрят на меня с подозрением: мол, ты что, издеваешься?

Я объясняю, что из газеты, мол, народ, дескать, интересуется. Тут начинают говорить все хором, перебивая друг друга:

– Моя мама учительница. У них уже два месяца о предстоящем повышении зарплаты только и говорят. Но никто не знает, кому прибавят, а кому нет. Директриса уже всех по очереди вызывала к себе в кабинет, просила не поддаваться панике. Мол, распределение денег зависит только от комитета по образованию.

– Да в этом комитете по образованию даже не знают, сколько учителей у нас в городе! У нас на кафедре одна студентка, когда курсовую писала, спросила – так ей не ответили, сказали, что считать долго и сложно.

– Не верю я, что прибавят. Должен быть прозрачный закон. А когда непонятно – значит, надуют. В общем, я буду устраиваться там, где смогу заработать. Тем более я из провинции, а там учителям совсем нежирно платят.

– Муж моей сестры пять лет в школе отработал. Сначала таким романтиком был… Она – тоже. Вместе учились, вместе в школу пошли. А потом поняли, что жить на эту романтику невозможно. Теперь сестра с ребенком сидит и подрабатывает репетиторством. А муж ее в автосалоне работает. Меня так уговаривали не ходить в «Герцена». Но я пошла. Учат-то хорошо – диплом котируется, не пропаду!

– Вот мы – химики. Среди выпускников есть такие, что идут в школу. Но среди моих знакомых несколько человек устроились лучше: один работает в фирме, которая продает удобрения, другая делает анализ топлива на автозаправке. 

А что думают о своих студентах преподаватели?

– Никто из студентов не верит в эту пресловутую прибавку, – говорит преподаватель Михаил Никитин. – Сейчас молодому учителю, который пашет по пять-шесть уроков в день, платят около 15 тысяч. Это, конечно, без надбавок за классное руководство, за категорию и так далее. Наши старшекурсники проходят аттестацию уже во время учебы, при подработке – чтобы рассчитывать на более высокую зарплату. Но, по статистике, всего 3 процента выпускников нашего вуза идут в школу. Остальные – куда угодно, только не туда. А последние романтики в школе – это мои заочники, в основном из глубинки. Им от 35 до 50 лет, и они действительно хотят нести знания детям.

 


история вопроса

В СССР зарплаты росли медленно

«Растет благосостояние советских граждан!» – бодро звучали рапорты советской поры. Рапортовали. И учителей по части этого «растущего благосостояния» вроде как не обделяли. Если в 1970 году средняя зарплата советского учителя составляла 122 рубля, то в 1988-м – уже 220! Но это в абсолютных величинах. А вот если сравнить учительские зарплаты советской поры с зарплатами прочих российских граждан, то здесь все не так радужно. До войны (данные на 1940 год) эти два показателя были равны. А вот потом расслоение стало увеличиваться даже в советском обществе. В 1960 году учителя получали уже всего 90 процентов от средней зарплаты по стране, а в 1987-м – чуть более 80 процентов. Понятное дело, что в 1990-е этот разрыв продолжал увеличиваться.


Полистаем подшивки 1990-х…

«Учителям и медикам месяцами не выплачивают зарплаты, закрываются детские сады и дома творчества. Одни выкрикивают антиправительственные речевки, другие объявляют голодовку…»

«Комсомольская правда»

«Тревожные августовские дни 1997-го. Мой редакционный стол завален коллективными письмами учителей из школ области. И в каждом – отчаяние и угроза: «Мы не начнем новый учебный год до тех пор, пока нам не выплатят все долги по зарплате!»

«Правда Севера»

«Мы вступили в 1990-е годы с мощным человеческим капиталом в системе образования. Это были люди, которым было интересно преподавать, вести научную работу, которые хотели иметь учеников и работали ради самореализации. Но государство отказало этим людям не в дополнительных, а в основных материальных благах. На зарплату учителя, врача, профессора стало невозможно жить».

«Огонек»


резюме

Конечно, даже сегодня наших учителей нельзя назвать ни весьма обеспеченными (а много в стране таких людей вообще?), ни тем более состоятельными. Но и униженными, оскорбленными они потихоньку (а, пожалуй, даже и не потихоньку) быть перестают. Конечно, и самим учителям хотелось бы большего, и для общества было бы со всех точек зрения полезнее, если бы статус педагога (который во многом определяется его зарплатой) был бы выше – ведь от того, кто учит наших детей, зависит будущее страны. Да и вообще денег, как известно, много не бывает, а проблем в России хватает во всех отраслях, и сфера образования – конечно, не исключение.

И все-таки. Как мы видим, заработать на преподавании в России можно. Профессура уже может подтвердить свой статус финансово. Рядовые вузовские преподаватели тоже не нищенствуют. Как и хорошие школьные учителя.

Но как быть с теми учителями, которые по-прежнему живут, перебиваясь от получки до получки? На самом деле – остаются и такие. Как быть? Но это уже вопрос, можно сказать, стратегический. Бедные, не самые успешные люди есть во всех профессиях. И многие профессии в нашей стране защищены куда меньше, чем профессия учителя.

Взять, к примеру, нас, журналистов. Что делают журналисты, если у них не получается стать настоящими успешными профессионалами? Ждут помощи от государства? Жалуются на жизнь? Есть и такие. Но тут жалуйся не жалуйся – все равно никто не поможет. Так что люди просто меняют место работы, профессию, ищут свое место в жизни. Может, так должны поступать и учителя, которые недовольны своим положением? А еще врачи, полицейские, прочие бюджетники. Но это уже, повторим, вопрос стратегический.

 

 

Материалы подготовили Татьяна Алексеева, Игорь Тимофеев, Инна Тимченко, Татьяна Хмельник. Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь