Общество

России нужен «штрафной удар»

11 октября

 

Почему у нас в стране так боятся высоких штрафов, а чисто символические стали едва ли не социальным проектом государства? Не пора ли резко повысить «тарифы»?

«Суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения» – эта расхожая фраза известна всем. Однако помилуйте! Какая такая «суровость»? Сколько с вас возьмут, например, за безбилетный проезд в пригородной электричке? Как правило, взыщут стоимость не купленного билета, да и только. Реже – выпишут символический штраф. И все это в самом худшем случае – потому что многие, увидев контролера, не краснея, заявляют, что сели на предыдущей станции, а выходят на следующей, даже если едут уже целый час и еще столько же собираются ехать дальше. Вот и получается – пол-электрички зайцев, а контролеры фактически работают продавцами билетов.

Что же касается «необязательности их исполнения», то здесь, казалось бы, все верно – с неотвратимостью наказания дела в России обстоят не очень. Всем рыбакам, например, известно, что сетями без лицензии ловить нельзя. Однако ловят. Почему? Потому что знают – ну, попадешься в лапы Рыбнадзору, ну, дашь сотню-другую, ну, пятьсот – и дело с концом.

Сотню-другую… А если речь идет не об инспекторе Рыбнадзора, который понимает, что с мужичка в резиновой лодке много не возьмешь, а о ненасытном гаишнике, который считает, что раз у тебя есть деньги на машину, то и на взятку найдешь?

Это я к тому, что с неотвратимостью наказания у нас все в порядке. Просто наказания эти чаще всего бывают, скажем так, неофициальными. Вырастет штраф за незаконную ловлю – вырастет и размер взятки. И тут уж рыбачок лишний раз подумает, прежде чем нарушать.

В доказательство можно привести дорожный пример…

Стоило в 2008 году резко ужесточить наказание, скажем, за непристегнутый ремень, как гаишники тут же активизировались на этом фронте, а водители с пассажирами – тут же стали поголовно пристегиваться. Так что менталитет российского водителя, этакого безалаберного лихача, здесь ни при чем…

Почему, приезжая в Европу, все мы вдруг становимся законопослушными? Менталитет сразу меняется? Едва ли. Дело, скорее, в серьезных штрафах. А что касается отсутствия надежды от этих штрафов откупиться, то повторюсь: возможность откупа, по сути, всего лишь снижает сумму. Иными словами, система штрафов лучше всего, конечно, работает в чистой системе, но вполне себе работает и в коррупционной.

Почему, например, у нас никто не боится мусорить? Потому что наказание – ничтожное. А стало быть, блюстителям порядка все это просто неинтересно.

Словом, казалось бы, дело понятное: очень многие наши проблемы можно было бы решить, ужесточив различные административные наказания. Взять те же электрички. Вроде бы пустяки, копейки. Но сколько денег недосчитывается РЖД из-за зайцев! А это сказывается и на качестве перевозок, и на росте тарифов. Но наш человек будет на чем свет поносить железную дорогу, а платить за билет, покуда есть возможность этого не делать, ни за что не станет.

Так почему же в России так неохотно повышают штрафные тарифы? Почему такие «вилки» из серии «от 100 рублей до пожизненного»?

Ну, во-первых, потому, что вся эта мутная система «преступление – наказание» дает широкий коррупционный простор, на котором зиждется и пухнет российское чиновничество. «Закон – что дышло» – это база, парадигма нашей системы испокон веков.

Но все-таки это не главное. Суть, похоже, состоит в том, что низкие штрафы – это… некий социальный проект государства! Дескать, живем мы небогато, зато и штрафы у нас маленькие. Раньше еще говорили про цены на товары и услуги, но теперь это уже неактуально – тут мы уверенно перегнали Европу практически по всем показателям. Кроме штрафов…

«Гаишники и прочие мздоимцы всегда найдут, к чему придраться, – объясняют свою позицию противники «штрафного удара». – Номер не так прикручен? Плати!»

Но, во-первых, что мешает правильно прикрутить номер? А во-вторых, если у нас в стране и действуют нелепые законы, то надо думать о том, чтобы их поменять, а не о том, чтобы нивелировать их при помощи символических штрафов. Так что, как и в случае со взятками, это тоже две разные темы.

Как бы то ни было, повышение каких бы то ни было штрафов нашему народу не понравится – это факт. Но тут позвольте задать наивный вопрос: «Почему?» Разве все мы априори зачисляем себя в нарушители и штрафники? Нормальный, законопослушный человек вроде бы должен только приветствовать ужесточение наказаний за проступки, которые он совершать не собирается. Но получается, таковых в России пока еще очень немного? Вот власть и не торопится со штрафами – чего ж удивляться…

Степан Морозов

 


на дорогах

Новые штрафы в полтора раза снизили смертность!

С 1 января 2008 года вступила в силу новая шкала штрафов за нарушение ПДД. Дорогим удовольствием стало, например, ездить на красный свет или значительно превышать скорость. То есть были резко увеличены штрафы за грубейшие и, главное, опаснейшие нарушения.

Если в дореформенном в 2007 году статья «нарушение скоростного режима» фигурировала в 30 процентах от всего массива нарушений ПДД в Петербурге, то спустя три года эта доля сократилась почти вдвое.

То же самое и с проездом на «красный». За три года, начиная с 2005-го, число протоколов по этой статье в городе на Неве удвоилось! И неудивительно – это нарушение каралось смехотворным штрафом в 100 рублей. Когда же цена вопроса повысилась в семь раз, число нарушений по этой статье сократилось вдвое.

А вот наказание за превышение скорости в интервале 20–40 км/час законодатели, к сожалению, оставили на прежнем символическом уровне: было – 200 рублей, стало – 300. А ведь на скорости 80–90 км/час, если позволяет дорожная обстановка, по российским городам не ездит только ленивый. В Норвегии же, например, даже за самое незначительное превышение скоростного режима полицейский выпишет чек на 390 евро, а это более 15 тысяч рублей! Сравните с нашими тремя сотнями. Норвежские зарплаты, конечно, повыше наших, но очевидно, что не в 50 раз!

Административный кнут для российского водителя, похоже, – что мать родная. Сегодня невооруженным взглядом видно, что пристегиваться стали практически все. И не из соображений безопасности, а потому, что взгляд вооруженный (инспектора ДПС) легко вычислит нарушителя. Если раньше, при штрафе в 100 рублей гаишнику было просто лень выхватывать такую машину из потока, то нынешние 500 на дороге не валяются. До 2008 года непристегнутый ремень становился причиной каждого десятого летального исхода при ДТП, а сегодня – только каждого тридцатого.

И на этом наши дорожные власти останавливаться не собираются. Новые ужесточения вступят в силу с 1 июля 2012 года. Так, штраф за остановку на мосту в Москве и Петербурге возрастет в 25 (!) раз до 2500 рублей (в остальной России – до 300 рублей). А движение на личном или служебном автомобиле по полосе, предназначенной для проезда общественного транспорта, будет караться штрафом в 3000 рублей. Сегодня, когда он составляет всего 300 рублей, по выделенной полосе на Большой Пушкарской или Большом проспекте П. С. ездят даже на «Жигулях».

Сергей Тачаев

 

кодекс

Если нельзя, но цена – 100 рублей, то можно

По оценкам питерских контролеров и кондукторов, около 30 процентов пассажиров в наземном общественном транспорте и до 50 процентов пассажиров электричек ездят «зайцами». Ведь штрафы за безбилетный проезд (100 рублей) необременительны, к тому же на деле их можно не платить.

Приезжайте в летний выходной день на станцию Старая Деревня в момент остановки электрички, прибывающей с курортного направления. Сразу после отхода электропоезда сотни людей спрыгивают с достаточно высокой платформы на рельсы и бегут по ним к станции метро. Все они – безбилетники. Смысл прыжков – не проходить через турникеты.

С одной стороны, безбилетников понять можно: проезд одной только зоны для пассажиров, не имеющих льгот, за четыре года увеличился в четыре (!) раза: с 8 до 32 рублей. За билет до дальних станций приходится выкладывать по 300 руб-лей. Штраф же, напомним, – всего 100. Потому-то Октябрьская железная дорога и перешла на новую тактику: контролеры теперь не бегают за зайцами по вагонам, а стали билетерами, которые продают квитки по номиналу прямо в электричке.

Однако пассажирская дирекция ОАО «РЖД» решила более не либеральничать и направила в Минтранс законопроект, по которому штраф за безбилетный проезд увеличится в 10–15 раз (в зависимости от региона). Новые штрафы, впрочем, нужно будет еще утвердить в Госдуме… Утвердят?

…Во время командировки в Калининград заметил, что все бутылки, из которых горожане пили прохладительные и не очень напитки, до горлышка закрыты плотной бумагой. «Прикидываются европейцами», – подумал я и сел пить пиво на скамейку безо всякой «конспирации». Ко мне сразу подсел молодой калининградец и пояснил, что бумажная маскировка в их городе – не этическое, а вполне материальное понятие. Несколько лет назад муниципалитет постановил, что за потребление напитков на улице без бумажной «тары» полагается штраф в 500 рублей. Нарушителей в анклаве вычисляют быстро (часто – по наводке местных жителей). Что-то подобное пытались ввести и в остальной России, когда Госдума постановила штрафовать за распитие пива на улицах. На 100 рублей. Так что идея умерла в зародыше. И речь сейчас не о том, хорошая эта идея или плохая – а о том, почему она умерла.

Да что там распитие пива на улице! В статье 20 Административного кодекса РФ прописан штраф за мелкое хулиганство. Так вот: за нарушение общественного порядка, «выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам», хулиган заплатит всего 500 рублей. Причем нарушитель заплатит этот штраф только в случае принудительной доставки в отделение полиции с оформленным протоколом со свидетельскими показаниями. Что ж удивляться окружающему нас жлобству?..

Точно так же не стоит удивляться и повсеместному мусору, и собакам без поводков и намордников, и многим другим «прелестям» нашей жизни.

Сергей Ростов

 

их нравы

Законопослушность – в крови, но откуда такая кровь?

Современный российский писатель Александр Бушков справедливо заметил, что законопослушность европейцев объясняется очень просто: бюргеров, например, сурово штрафовали за малейшую провинность еще в Средние века. Так что примерное поведение они впитывают с молоком матери, и результаты – до сих пор налицо.

Сегодня в Германии одно лишь перечисление штрафов за нарушение ПДД занимает свыше 500 страниц. Наиболее же часто немцы подвергаются штрафу за безбилетный проезд. Стоит такое «удовольствие» минимум 40 евро и двойная оплата билета. Под местными зайцами подразумевают, как правило, немцев с эмигрантскими корнями. Хотя, если написать об этом в ФРГ, вас легко могут оштрафовать за дискриминацию по национальному признаку (до 20 тысяч евро). Причем обиженным мною «неарийцам» даже в суд не придется ходить: они просто перешлют по интернету ссылку на статью в антидискриминационное ведомство – и все.

Второй по «популярности» в Германии штраф – за превышение скорости (до 600 евро). Третий – за неправильную парковку (от 5 до 50 евро, в зависимости от обстоятельств). Правда, «мягкость» такого штрафа компенсируется своеобразной «добавкой»: за каждый указанный штраф в размере от 40 евро водителю выписывают штрафной пункт. А набираешь 18 пунктов – и «ауфвидерзеен» права.

Впрочем, уверен, что германская «штрафная система», пусть и выверенная годами, никогда не прижилась бы в России. Например, мне никак не привыкнуть к тому, что за совет, данный другу, можно схлопотать штраф в размере до 500 евро («штраф за неправомерное правовое консультирование»), да еще и оплатить ущерб, если друг последовал дурацкому совету и попал впросак. Или штрафы «за неправомерное использование титулов». Мой приятель завел электронный ящик под псевдонимом «д-р Хаус» – и вынужден был откупаться 300-евровым штрафом: «Хаус» вы или не «Хаус» – это ваше личное дело. Но где документы, подтверждающие, что вы являетесь доктором?

Но как минимум одна «фишка» в наложении местных штрафов заслуживает пристального изучения российскими властями. Дело в том, что местная штрафная система призвана не столько вытягивать из граждан их кровные, сколько защищать права людей. Так, в капиталистической Германии сдатчик жилья внаем может быть оштрафован за «неправомерно завышенную арендную плату» (более 20 процентов превышения над средней по данной местности).

Еще примечательнее – то, что иностранец, даже если он исправно платил налоги и не совершал преступлений, никогда не получит немецкого гражданства, если за «кандидатский период» (восемь лет) насобирал денежных штрафов, превышающих определенную сумму. Сумма эта – «плавающая», но набрать ее можно, хоть раз проявив неуважение к полицейскому, перейдя дорогу на красный свет или устроив громкий пикничок у себя дома. Наверное, поэтому иностранец и абориген в Германии, как правило, взаимно вежливы. Первый – рассчитывает осесть в государстве законопослушных граждан. Второму – не хочется платить драконовский штраф за «дискриминацию на национальной почве» пока еще гостя страны.

…Кстати, самый крупный штраф в Германии – 85 миллионов евро – причитается тому, кто вынесет из лаборатории генно-модифицированные патогенные организмы и спровоцирует эпидемию. Слава богу, претендентов на такой штраф в ФРГ пока не нашлось.

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии

 



 

Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь