Город

Неликвидные валидаторы

13 октября

 

Город потратил 135 миллионов рублей на современные, но бесполезные системы электронного контроля оплаты проезда

Сегодня система оплаты проезда в социальных автобусах, внедренная в прошлом году, вызывает у многих горожан лишь возмущение. Валидаторы (так называются специальные считывающие устройства) появились на поручнях у каждой двери и в середине салона. По идее, эта технологическая новинка должна была облегчить жизнь пассажирам, а городским транспортникам – помочь сэкономить деньги, выделяемые на зарплату кондукторов. Но продавцы билетов никуда не исчезли, хотя город выбросил на ветер огромные деньги.

По данным комитета по транспорту, более 75 процентов поездок в наземном городском пассажирском транспорте осуществляется по электронным проездным билетам. Поэтому в прошлом году петербургские власти решили не скупиться на электронную новинку. Один комплект бортового оборудования из пяти электрокомпостеров обошелся бюджету в 90 тысяч рублей. Сейчас такими комплектами оборудованы 1400 городских автобусов, еще 100 появятся к концу года. В итоге, произведя нехитрые расчеты, получаем 135 миллионов рублей.

В теории эта программа выглядела красиво: пассажир заходит в автобус, прикладывает карточку к ближайшему считывающему устройству, и поездка учитывается. Но с самого начала стоял вопрос: как быть тем, кто привык расплачиваться за проезд наличными? Видимо, чиновники не хотели придавать ему значения. Между тем 25 процентов пассажиров без единых проездных – число немалое. И рано или поздно проблема, как их обилетить, должна была возникнуть. Чтобы ее решить, в одни автобусы вернули кондукторов. В других повесили на водителей обязанности по сбору и подсчету денег. И что получили в итоге? Нервозность шоферов, давки на выходе из салона, возмущения тех, кто топчется на улице и торопится войти в автобус... Особую пикантность ситуации придавали замотанные скотчем модные, но уже не функционирующие аппараты.

– Кондукторов нет лишь там, где они не рентабельны или из-за нехватки штата, – признали в ГУП «Пассажиравтотранс». – Отказаться от них окончательно мы не можем, так как не найдена альтернатива разовому бумажному билету, которые кондукторы по-прежнему продают.

Так почему нельзя было сначала это сделать? Этой альтернативой могла бы стать, к примеру, магнитная карточка на одну поездку, которую продавали бы в павильонах с газетами и журналами. Именно так уже давно сделали в Москве. Но, как выяснили корреспонденты «НВ», в Петербурге таких устройств нет даже в проекте. Зато от действующей, пусть и по старинке, системы остались одни руины.

– Внедрение валидаторов прежде всего отвечает требованиям времени, – попыталась оправдать новинку официальный представитель «Пассажиравтотранса» Татьяна Клепикова. – Пассажиры предпочитают оплачивать проезд электронными проездными билетами, именно это и стало одной из причин установки валидаторов. Вторая причина – это возможность пассажира самостоятельно оплачивать проезд, не прибегая к услугам кондуктора: по правилам он обязан сделать это, не дожидаясь кондуктора, сразу при входе в салон. Кроме того, данные об оплате (так называемых транзакциях) помогают отслеживать пассажиропоток.

Именно эти данные за последние месяцы выявили еще одну беду валидаторов. По словам той же Татьяны Клепиковой, как только ввели считывающие устройства, число пассажиров, честно оплачивающих проезд, снизилось. Поэтому в транспортной компании не устают призывать пассажиров к сознательности. Это, похоже, единственное, что осталось городским транспортникам.

 

Софья Прокошева. Фото Евгения Лучинского
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно