Андрей Турчак: «Просто дружба делегациями нас не устроит»
Губернатор Псковской области развивает экономическое сотрудничество региона не только с соседями, но и с иностранными государствами
После длительного периода упадка Псковская область начинает быстро выходить из затянувшегося кризиса. О серьезных стратегических проектах, реализуемых на территории региона, развитии туризма, социальной сфере, вымирании псковских деревень и многом другом рассказал журналистам, среди которых был корреспондент «НВ», губернатор области Андрей ТУРЧАК.
– Андрей Анатольевич, какова сейчас динамика привлечения инвестиций в экономику региона?
– Говоря о динамике, нужно учитывать несколько показателей. Во-первых, инвестиции в основной капитал. Здесь последствия мирового экономического кризиса наложили свой отпечаток. В 2010 году мы наблюдали в этом секторе падение на 15 процентов по сравнению с предыдущими годами. Но ситуация понемногу выправляется. Что же касается привлечения иностранных инвестиций, здесь, наоборот, – идет рост. За последние два года реализованы крупные проекты, например, строительство фабрики со 100-процентными австрийскими инвестициями. В первую очередь предприятия уже вложен миллиард рублей, во вторую запланировано еще 800 миллионов. Большой интерес к области есть у датских инвесторов – они намерены полностью реализовать три проекта в сельском хозяйстве. Ведется строительство свинооткормочного комплекса (в общей сложности в него вложат 1 миллиард рублей) и двух молочно-товарных ферм на 1200 голов в Гдовском и Дновском районах.
– А как обстоят дела с освоением новых территорий и развитием индустриальных зон?
– В этой области тоже наблюдается серьезная динамика. Совместно с государственной сингапурской компанией мы запустили проект по территориальному планированию новой индустриальной зоны в Моглино. Резидентами здесь станут компании Сингапура и Китая плюс два российских «якоря» – компании, занимающиеся разработкой технологий в области радиоэлектроники.
– Можете назвать их?
– Эти фирмы переедут к нам из других российских регионов, поэтому пока не хотел бы озвучивать их названия. Их интерес – это наше приграничное положение, логистическая развязка между Петербургом, Москвой и двумя странами Евросоюза. Не стоит забывать и о том, что Псковская область реализует федеральную концепцию общетаможенной службы. Это все наши серьезные конкурентные преимущества, и мы эффективно используем их для привлечения и российских, и зарубежных инвестиций. Нам удалось в последние годы поменять представление о Псковской области как о закрытом депрессивном субъекте. В том числе мы открываем регион и через культурную сферу, через проекты в области туризма.
– Будет ли реконструирован Псковский аэропорт?
– Аэропорт в программу не попал. Сейчас проводим некоторые ремонтные работы за свой счет и надеемся, что нам удастся в 2012 году получить 100 процентов акций «Псковавиа» в областную собственность и уже тогда начать серьезную реконструкцию. Само здание аэровокзала в нормальном состоянии, взлетно-посадочная полоса недавно была увеличена на 250 метров, и сейчас идет сертификация этого участка, после которой сможем принимать самолеты большей грузоподъемности. Аэропорт имеет статус международного, действуют пограничный и таможенный посты. Некоторое время назад на плече Псков – Рига работала компания «Эйр Балтик». Но из-за низкой загрузки рейсов они отказались от полетов. А мы сохранили плечо на Москву, летаем пять дней в неделю и боремся с Росавиацией за его сохранение. Стараемся парк самолетов обновлять и выполнять все требования по навигационному и аэропортовому оборудованию. Есть надежда, что это направление все же удастся сохранить. Это очень важно – регион должен быть открыт, это возможность и для развития бизнеса в том числе.
– С губернатором Петербурга Георгием Полтавченко уже познакомились?
– Мы давно знакомы. Поэтому отдельных встреч для этого с Георгием Сергеевичем нам проводить не надо. Но общались не так давно. Между Псковской областью и Петербургом существует соглашение, подписанное в конце 1990-х годов, и его нужно обновлять. У нас уже имеется ряд предварительных договоренностей по этому обновлению, чтобы насытить документ конкретикой. Сейчас, например, прорабатываем вместе с КЭРППиТ размещение псковских торговых дворов как минимум в нескольких крупных районах Петербурга. В идеале, конечно, хотелось бы в каждом районе такой двор иметь.
Возможно, сумеем организовать рынки выходного дня, чтобы псковские сельскохозяйственные предприятия выходили на петербургский рынок, минуя сети. Это важно для обеих сторон. Ведется совместная работа по формированию туристических маршрутов (этого не удалось сделать с предыдущей администрацией). Надеемся, теперь получится закольцевать туристический маршрут на Псков. И есть договоренность, что это будет тройственное соглашение Петербург – Псков – Новгород.
– Когда ждать соглашения?
– Предметную встречу по соглашению мы с губернатором Санкт-Петербурга договорились провести в последней декаде октября. Очевидно, что до конца года мы можем выйти уже на подписание документа. Во всяком случае, предварительная договоренность у нас об этом есть. Наши отраслевые органы исполнительной власти уже приступили к активной работе. Важно, чтобы оно было не рамочным, а насыщенным конкретикой. Просто дружба и обмен делегациями нас не устроят. Дружить можем и так, без всякого соглашения.
– Предоставят ли жителям прибалтийских стран возможность 72-часового безвизового пребывания на территории Псковской области, если они прибывают на лайнерах по Чудскому озеру? Аналогично с тем, как Петербург сделал такой шаг в отношении граждан Финляндии?
– Чтобы приезжать через Чудское озеро, необходимо для начала восстановить портовую инфраструктуру. И на нашей, и на эстонской стороне. В советское время был такой маршрут, и он действительно пользовался огромной популярностью. Что касается 3-суточного безвизового пребывания, мы обращались в Государственную пограничную комиссию, но пока понимания от федералов не получили. Эта работа продолжается. Считаю, что такая упрощенная процедура полезна не только для жителей приграничных районов, – она поможет серьезно увеличить туристический поток из прибалтийских стран.
– Не секрет, что российская деревня вымирает. Во многих селах осталось по 1–2 жилых дома. Магазины закрываются, дороги разбиваются. Какова дальнейшая судьба псковских деревень?
– В Псковской области особая система расселения, отличная от наших соседей – Новгородской, Тверской областей. У нас площадь 55 тысяч квадратных километров, на которых расположено 8,5 тысячи населенных пунктов. В половине из них численность населения – меньше 10 человек. Зачастую – по 1–2 человека. Затраты на содержание такой разветвленной сети, инфраструктуры сельских дорог, социальных учреждений огромны, бюджет области не может себе их позволить. Будущее за неким новым компактным расселением, за концентрацией населения вблизи районных центров, крупных населенных пунктов. Это связано и с трудовой миграцией. Основные производства открываются ближе к Пскову, Великим Лукам. Для того чтобы оптимизировать эти расходы, мы идем по пути создания базовых учреждений, но все равно пытаемся сохранить на селе всю необходимую инфраструктуру, благодаря которой в будущем жизнь там может возродиться.
– Сколько Псковская область получает от туризма, сколько надеетесь получать?
– Мы оцениваем совокупный доход, получаемый от туристической отрасли (здесь считаем и бюджет, и внебюджет), на уровне 5 процентов. Но для такого колоссального культурного наследия, которым обладает регион, это слишком мало. В рамках стратегии социально-экономического развития до 2020 года ставим задачу увеличить этот показатель до 20 процентов. В Италии, например, туристическая область формирует такую же часть всего бюджета страны, а мы чем хуже? Естественно, чтобы выйти на этот уровень, придется серьезно улучшить гостиничную инфраструктуру, наладить сферу услуг.
– Какова степень изношенности инженерных сетей? Можно ли гарантировать, что предстоящей зимой не произойдет крупных аварий?
– Гарантировать может только Господь Бог. С точки зрения подготовленности к отопительному сезону у нас и раньше не было крупных ошибок. Тем не менее, ориентируясь на опыт прохождения тяжелых зим, – подготовка повсеместная. Мы оцениваем готовность к зиме сетей как близкую к 100 процентам. По ветхим тепловым сетям – это головная боль всех регионов, в том числе и Санкт-Петербурга, – изношенность самая высокая. Там готовность – 95 процентов. Сформированы все необходимые запасы материалов для того, чтобы устранить аварию на тепловых сетях, если она все же произойдет.
Самая лучшая ситуация на электросетях. По электрохозяйству мы вообще одни из самых лучших на Северо-Западе. Что касается объектов коммунальной инфраструктуры Пскова и Великих Лук, за последние годы в них вложен большой объем инвестиций. По псковскому «Водоканалу» реализуется миллиардный проект, перекладывается 40 процентов водопроводных сетей города и строится подземный резервуар водозабора. Примерно такой же проект надеемся реализовать и в Великих Луках, ведем переговоры на этот счет с ЕБРР. Я не прогнозирую крупных аварий на сетях. Все, что в штатном режиме происходит, будем устранять достаточно быстро.
Никита Рубцов