Он один у переправы
Отмена парома через Свирь обернется огромными проблемами для местных жителей и путешествующих по федеральной трассе
В поселке Вознесенье – катастрофа. Транспортная полиция в любой момент может запретить эксплуатацию парома через Свирь как опасного для жизни, а против судовладельца завести уголовное дело. Тогда к половине жителей Вознесенья, разделенного пополам рекой, не приедут врачи и пожарные. Уже сейчас многим не попасть на работу и в магазин, а дети не добираются до школы и до садика.
Впрочем, проблема выходит далеко за пределы одного, пусть и большого, поселка: через паромную переправу осуществляется движение на Петрозаводск в одну сторону и на Вытегру – в другую. Это единственная дорога между северо-западом Вологодской области и югом Карелии. Ну а если с левого берега Вознесенья на правый ехать в объезд по ближайшему шоссе – крюк составит 480 километров! Конечно, полицию можно понять: она обязана предупредить человеческие жертвы. А вот позицию региональных властей, которые, зная о проблеме много лет, ничего для ее решения не предприняли, понять труднее.
Транспортный паралич в Вознесенье зрел давно. Когда-то движение по вознесенскому шоссе было таким, что хватало паромов, действующих до сих пор. Это летняя баржа-катамаран с буксиром, куда может въехать довольно много машин, но для людей места меньше, и зимний вариант – самоходный паром, где людей помещается много, зато машинам не так вольготно. Зимний, более крепкий, паром нужен особенно: широкая быстрая Свирь здесь замерзает только в очень суровые зимы. Теперь дорога стала куда оживленнее, и вместимости паромов уже не хватает. Летом, когда дачники, полюбившие эти красивые места, массово мигрируют с одного берега на другой, на паром выстраиваются огромные очереди из машин. Но до нынешнего лета всем удавалось уехать максимум со второй попытки – это немаловажно, потому что паром ходит раз в час, чаще – нерентабельно. Ведь все местные жители переправляются бесплатно!
Проблема летнего вознесенского парома в том, что на нем, согласно документам речного регистра, всего… 20 пассажирских мест и 10 – для автомобилей. Однако по утрам, когда люди едут на работу с одного берега на другой, а дети – в школу и садик, на причале собирается по 60–70 человек. Паромщики после ужесточения требований периодически закрывали глаза на соблюдение правил. А если не закрывали – выслушивали от односельчан такое, что хоть в Свирь кидайся. Но недавно на паром приехала местная транспортная полиция, заявившая, что переправа угрожает жизни людей, правила безопасности пассажирских перевозок там не соблюдаются, поэтому против капитана якобы возбуждают уголовное дело. И вообще паром надо ставить на прикол, чтобы не случилась, как пафосно выражаются чиновники, «вторая «Булгария». Как быть вознесенцам и транзитным путникам без парома, полиция не уточняет.
– В нашем муниципальном образовании – поселке Вознесенье и нескольких деревнях вокруг – живет чуть меньше 2700 человек, – рассказал глава вознесенской администрации Федор Марков. – Вся инфраструктура и системы жизнеобеспечения – на левом берегу, на правом нет ни врачей, ни пожарных, ни связистов аж до границы с Карелией. В Карелии все есть, но это другой субъект. Люди дорожат работой, спешат на нее, но не могут преодолеть реку! Мне с утра звонят: в школе нет детей, в детском саду нет персонала! Они не попали на паром. Я сообщил районным властям, они обещали принять меры. Какие – не знаю...
В то, что вопрос удастся решить на уровне районной власти, не особо верит Виктор Федоров, начальник Лодейнопольского ДРСУ – организации, которой принадлежит паром. Когда речники в свое время отказались от нерентабельного парома, его «повесили» на дорожников, которые взялись за непрофильное и неприбыльное дело без энтузиазма.
– Мы, дорожники, всегда крайние, – говорит Виктор Федоров. – Люди ругают нас за плохие дороги, но без денег дороги не могут стать лучше. Так и с паромом. Я уже два года долблю областную администрацию: купите новый паром в Вознесенье! Купите его не нам, не ДРСУ, хотя мы за него головой отвечаем, а своим гражданам, своим налогоплательщикам и избирателям! Я знаю, где можно заказать вместительный речной паром, его за год сделают, но прикажите начать этот процесс. Я же пока могу только приказать осуществлять перевозки в прежнем объеме – на свой страх и риск, зная, что закон будет не на моей стороне. Нам сейчас важно дотянуть неделю-две до выхода на линию зимнего парома, где вместимость намного больше, – он отремонтирован полностью, мы ждем только подписи речного регистра. Но это не решает проблемы: снова будет лето, снова выпустим этот катамаран, куда, видите ли, только 20 человек помещается. К вашему сведению, чтобы затопить катамаран, его надо расстрелять из пулемета. Паром идет через Свирь несколько минут, и что за глупые сравнения с «Булгарией» – здесь все находятся наверху, никто не заблокирован, и уж спасательных средств там полно, я сам их заказывал и проверял. Конечно, паром старый. А на нем – капитан-стрелочник, на которого в случае ЧП можно повесить всех собак. Но он выполняет необходимую людям работу! Это не круизное судно, не прогулочное, это паром, без которого жизнь всех окрестных территорий просто будет перечеркнута!
Татьяна Хмельник