«Надеюсь жить до 200 лет!»
В Центральном выставочном зале «Манеж» развернута персональная выставка Ильи Глазунова.
В экспозиции представлены как работы, составляющие основу Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Ильи Глазунова, так и новые произведения, в том числе открывающее выставку масштабное полотно «Раскулачивание». Задумал его Илья Сергеевич еще в студенческие годы, «когда учился в родном тогда Ленинграде, напротив сфинксов» – то бишь, в Академии художеств. Но, по словам художника, мудрые люди предупредили: напишешь – завершишь свою жизнь в сталинских лагерях. Во всяком случае, не стал бы Илья Глазунов действительным членом Российской академии художеств, почетным членом королевских академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалером «Золотой медали Пикассо» и пр., пр., пр. Выставлена и последняя работа художника – «Изгнание торгующих из храма»; на полотне «еще не высохла краска».
– Здесь все те же темы – история России, жизнь человека в наше апокалипсическое время, любовь, ненависть, одиночество, образы русской классической литературы, – говорит Илья Сергеевич.
За час до торжественного открытия выставки Илья Глазунов дал пресс-конференцию. На фоне «Раскулачивания». Первыми словами его были:
– Я весь ваш! Садитесь ближе, чтобы было… родней.
И в дальнейшем к собравшимся он обращался: «Родные мои». И не раз признавался в любви к родному городу:
– Я не мыслю себя без Петербурга. Я тоскую по нему, как по любимому человеку, и навещаю раз в три месяца.
И все же начал он общение с высказывания недовольства тем, как нехорошо его приняли в родном городе, где 200 лет жили его предки, где он в блокаду «потерял всех». Илья Сергеевич, как человек прямолинейный и в какой-то степени резкий, выступил с критикой директора «Манежа» «господина Кузьмина». Оказывается, при монтаже экспозиции (и не только при монтаже!) в ЦВЗ возникли серьезные проблемы, и никакого вернисажа не было бы, если бы не московский студенческий десант из основанной Глазуновым 25 лет назад Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
На вопросы журналистов Илья Глазунов отвечал обстоятельно, правда, несколько сумбурно – перескакивая с одного на другое. Резюмируя, можно сказать, что это, по сути дела, был монолог о наболевшем.
– Надо помнить, что мы великая Россия, и я восхищен Владимиром Владимировичем Путиным, который заложил памятник Столыпину – единственному реформатору, которого я чту и могилу которого я воскресил в Киеве, – она была закатана асфальтом по указанию Хрущева, – говорил Илья Глазунов. – Любить Столыпина – значит, любить Россию! Все, что я люблю, сделано при монархии. По идее государя императора Николая II, расстрелянного большевиками, должно было начаться Русское национальное возрождение. Сейчас, когда согласно статистике 53 процента россиян готовы уехать из страны, важно помнить, что Россия была всегда многонациональная и никто не хотел уезжать. А сколько государств захотело примкнуть к ней!.. Наша задача – возрождение великой многонациональной России! И служение ей! Русский тот, кто любит Россию. Это мой тезис.
Проводятся Дни России – в прошлом году во Франции, в этом году – в Италии. Мне кажется, пора устроить Дни России в России. Давно пора! И начать нужно с Дней Петербурга. (Аплодисменты.) Я постоянно привожу сюда своих студентов, чтобы они смогли увидеть это чудо – Петербург!
Не обошел вниманием Илья Сергеевич и Россию, которую мы теряем:
– Во многих городах страны, в Ярославле ли, в Суздале ли, в комитеты по охране памятников берут на работу мальчика или девочку чуть ли не из обувного магазина. Потому что нигде не готовят специалистов. А у нас в академии есть факультет охраны памятников, страшно важный на сегодняшний день факультет! Во Флоренции хозяин не имеет права перекрасить окно, а у нас что только не перестраивается, а то и уничтожается. Все мое творчество зиждется на любви к Петербургу, к России, к ее уничтоженной красоте, к ее величию. И, конечно же, я уповаю на возрождение.
На вопрос одной из журналисток, будет ли выставка Глазунова в Русском музее, художник ответил не без доли иронии:
– Я очень благодарен Русскому музею, что 20 моих работ, которые 25 лет никому не показывались (все они по Достоевскому), удалось через Министерство культуры выбить на эту выставку. Потом их опять спрячут. Видимо, в Русском музее их очень берегут, поэтому никому и не показывают. А будет ли моя выставка в музее – надо спросить у них!
– Мы спросили, они сказали: спросите у Глазунова!
– У меня спросить? Я готов!
Илья Сергеевич рассказал и о самой последней своей работе, которую еще не успел закончить, – «Похищение Европы»:
– На полотне – Америка, подплывающая к ней Европа, а за ней окровавленная страна, в шесть раз превышавшая Римскую империю, – Российская империя. В Америке – ликование! У меня много начатых работ! У меня тысячи замыслов! Я надеюсь жить до 200 лет! И чувствую себя я сейчас бодрее, чем мои первокурсники!
Общение с журналистами продолжалось больше часа, пока Глазунову не сообщили:
– Губернатор приехал!
Можно предположить, что из-за затянувшейся пресс-конференции, а не по злому умыслу «господина Кузьмина», красную ленточку не успели натянуть, а значит, и не смогли ее разрезать. И выступления Ильи Глазунова и Георгия Полтавченко были предельно краткими.
Илья Сергеевич заявил, что «несмотря ни на что, чувствует себя самым счастливым человеком в своем любимом городе», а Георгий Сергеевич вспомнил самую первую выставку Глазунова в «Манеже» и «ту» очередь, в которой тогда, в 70-х, он стоял. Илью Глазунова он назвал великим русским, всемирно признанным художником и выразил уверенность, что «сегодня выдающееся событие в жизни нашего любимого города».
При беглом осмотре губернатором выставки Илья Сергеевич обратился к нему с предложением – устроить в Петербурге в обозримом будущем выставку работ его учеников. Георгий Сергеевич кивнул и тут же что-то сказал сопровождающим его лицам.
В эйфории праздника никто даже не вспомнил о том, что выставка – юбилейная и в Петербурге она должна была состояться еще в прошлом году, когда Илье Сергеевичу Глазунову исполнилось восемьдесят.
Фото Евгения Лучинского