Северо-Запад

Карелия забросила историю

17 ноября

Заброшенные заводы и горные выработки очень интересны туристам, но не используются турбизнесом

Сумеречную тишину подземелья нарушает лишь плеск срывающихся капель, каменная толща над головой и кажущаяся бесконечной анфилада пещер… И все это создано не природой, а человеком. Во многих странах такие заброшенные объекты (горные выработки, металлургические предприятия, карьеры, военные укрепления) обретают вторую жизнь и быстро становятся прибыльными. Но, увы, не у нас. А ведь Карелия славится не только своей природой, даже если говорить исключительно о рукотворных достопримечательностях, здесь десятки мест могли бы стать очень популярными.

На днях в Сортавале состоялась межрегиональная научно-краеведческая конференция «Геологическое и горно-индустриальное наследие Карелии в образовании и туризме». Уже четвертая по счету – вот как востребована на первый взгляд эта тема в регионе, где сохранилось множество старых заводов и рудников. Вот только, как и все предыдущие конференции, эта также не дала практического результата. Участники форума снова рассказывали друг другу, как хорошо было бы водить экскурсии по разным индустриальным объектам. Да и только – даже материалы конференции не издаются…

Устроитель конференций – региональный музей Северного Приладожья. Точнее, его научный сотрудник Игорь Борисов, человек очень увлеченный и знающий, но не всегда представляющий себе, как донести эти знания до других людей. Если коротко, то он хочет одного: чтобы туристы, посещающие Карелию, обращали внимание и на ее геологические и исторические индустриальные достопримечательности. Но как это сделать, он не знает.

Можно было бы и не упоминать об этой несчастной конференции, но тема, которой она была посвящена, реально живая. Карельские специалисты в области туризма (как государственные, так и частные) подтверждают, что растет число желающих посетить исторические промышленные комплексы и геологические достопримечательности. В интернете есть уже довольно много сведений о таких объектах, они красивы и заманчивы, но не всякий турист решится без проводника лазать по руинам, штольням и скалам, это ведь не на пикник приехать. К тому же часть объектов числится в чьей-нибудь собственности, и, чтобы их осмотреть, надо договариваться с хозяевами.

Но, увы, пока в Карелии нет организации, которая занималась бы такими экскурсиями, а обычные турагентства не занимаются «индастриал-турами», поскольку для этого нужно иметь подготовленный персонал и транспорт. Конечно, проводники-частники подрабатывают кто как может, вот только степень их подготовки, а порой и вменяемости остается неизвестной. И порой это только добавляет проблем. Например, привезли вас на моторке на знаменитые скалы Бесова Носа на Онеге, 14 километров лесом до ближайшей деревни. И бросили. Такое нечасто, но бывает. Как вы оттуда будете выбираться – это ваши проблемы.

А ведь индустриальных и геологических объектов по Карелии множество! Они сосчитаны и геологами, и природоохранными структурами, и охраной памятников, но все списки грешат ошибками, а главное – друг с другом никак не стыкуются, ибо их составляли разные ведомства для своих внутренних целей. Вот лишь несколько объектов из этих списков.

 

Лишь «Рускеала» предлагает лицензированный экстрим


Единственный на всю Карелию геологический и горно-индустриальный объект, который активно работает с туристами. Старый затопленный мраморный карьер удалось сделать настоящим горным парком, где экскурсанты видят не только красоту камня, но и получают представление о способах его добычи и использования. Сохранена часть штолен шахт с некоторой частью старого оборудования, и все это действительно очень зрелищно. А летом на лодке можно плавать по затопленному карьеру и наблюдать все это великолепие снизу.

К сожалению, не удалось сохранить старые известковые печи, где мрамор пережигали на известь, – эта территория не принадлежит горному парку «Рускеала», хотя находится в прямой видимости от экскурсионного маршрута.

Зимой же альпинисты устраивают экстрим-прогулки для всех желающих – можно прыгнуть со страховкой в огромный провал (летом он заполнен водой), а в мороз покрывается толстым льдом, где растут великолепные ледяные сталактиты и сталагмиты. А еще провал мечта дайверов – в «Рускеалу» они ездят постоянно, потому что в затопленном карьере под водой сохранилось еще два яруса штолен.

Медведь-гора сохранила огневые точки

Над современным Медвежьегорском высится Кархумяки – Медведь-гора, – которая и дала имя городу. На ней во время Второй мировой войны финны сделали скальный укрепрайон, который назвали замок «Карху». Оттуда контролировался и город, и озеро, и железная дорога. Как ни странно, часть огневых точек с бронеколпаками уцелела, хотя основной металл, конечно, вырезали в смутное время и стащили в лом.
На этой горе любители фортификации проводят свои праздники, а туристы туда попадают редко, только если приведут экскурсию из местного музея. Во-первых, объект не отмечен на карте, и, чтобы туда подъехать, нужно долго и мучительно колесить по кривым улочкам предместья, спрашивая дорогу у каждого встречного. Во-вторых, скала с огневыми точками хоть и не отвесная, но нужно хорошо знать тропу, чтобы не переломать себе ноги. Зато сверху открывается колоссальный вид на город и озеро, а монструозные укрепления добавляют мрачного колорита этому месту.

Скауты не боятся рудников Рогосельги


Один из самых лучших по сохранности и величине комплексов старой горной промышленности Карелии – это Тулмозерский чугуноплавильный завод со своими рудниками. Построенный в конце XIX века, завод проработал всего четыре года и был закрыт как нерентабельный. Огромные его цеха и домна так и стоят в лесу полуразрушенные, но все еще величественные. На другом берегу реки Колос в местечке Рогосельга находятся рудники, производящие неизгладимое впечатление даже на опытных спелестологов (специалистов по искусственным подземельям). Шахты имеют три горизонта добычи, и там даже осталось кое-что из оборудования, например, рельсы для вагонеток, уходящие в лед, который не тает даже в июле на минус третьем этаже.

Но подобраться к заводу и к рудникам нелегко, не всякая машина там пройдет и в сухую-то погоду. Впрочем, это не останавливает петрозаводских скаутов, любимым местом сборов которых уже много лет остается Рогосельга. Ребята даже ночуют в рудниках, хотя на первый взгляд там и пять минут находиться страшновато.

В шахтах Питкяранты ищут финское оружие

Возле Питкяранты в довоенное время было устроено множество рудников и металлургических предприятий, поскольку здешние руды весьма разнообразны и богаты. Местный музей проводит экскурсии к самым доступным и безопасным из объектов, но все они находятся в плачевном состоянии, хотя несомненно интересны.

Там грязно, все осыпается, подъехать к этим рудникам и заводам зачастую невозможно, а ко многим и пройти затруднительно. Что находится внутри затопленных шахт – никто не знает, хотя дайверы периодически туда погружаются. В городе рассказывают страшные байки о складах финского оружия в старых рудниках и трупах в шахтах, но пока никаких подобных находок еще никто не делал, и слава богу.

 

 

Татьяна Хмельник. Фото Александра Потравнова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь