Карьера требует жертв
Корреспонденты «НВ» выяснили, какие нестандартные договоры предлагают заключить работодатели сотрудникам при приеме на работу и почему они это делают
Сегодня все чаще работодатель при приеме человека на работу заставляет принять свои правила игры. Говоря на языке кадровиков, хочет привить ему корпоративный дух. К этому можно относиться по-разному. Можно с предубеждением фыркать на «рабов корпоративной культуры», дабы самому не стать одним из них. А можно, словно ребенок, принять эти правила игры и стать полноправным игроком команды или корпорации. Причем часто это подкрепляется подписанием некоего нестандартного договора.
Рассмотрим несколько примеров подобных неформатных документов, с которыми людям пришлось столкнуться на практике. Итак, наши герои пообещали будущему начальству то, без чего многие не представляют свою жизнь: не ругаться матом и не конфликтовать, не уходить в декрет несколько лет, не курить и не надевать то, что хочется. А также узнаем, что об этом думают психолог и юрист.
Обязуюсь не рожать пять лет!
В одной крупной логистической компании Петербурга есть золотое правило: не брать на работу девушек. Нет, директор фирмы вовсе не женоненавистник, наоборот, он много лет женат, имеет детей и внуков. Просто он расчетливый менеджер:
– Зачем я буду брать на работу молодую девушку, тратить силы, превращать ее в высококлассного специалиста, чтобы она через пару лет ушла в декрет на три года и растеряла навыки. А я останусь без сотрудника и опять стану искать кадр?! – раскрывает секрет своей менеджерской политики директор компании.
В этой фирме и правда трудятся в основном мужчины. Женщин здесь две – уборщица, которая моет офис по утрам, и 32-летняя Юлия. Последняя, чтобы заполучить место в престижной на логистическом рынке фирме, отказалась от… желания завести ребенка в ближайшие пять лет. Именно такое соглашение она подписала с директором, когда устраивалась на работу.
– За 10 лет после окончания института я наработала очень хороший профессиональный багаж в этой сфере, – поделилась Юлия. – В нашей нише эта компания, пожалуй, самая престижная и высокооплачиваемая, здесь хотели бы работать все, но все знали негласные предпочтения директора, поэтому представительницы слабого пола даже не совались.
А Юлия, которая в силу своего характера с детства добивалась того, чего хотела, все же рискнула устроиться на работу в компанию с «женоненавистнической» репутацией. Директор принял ее только с третьего раза. Когда Юлия наконец оказалась в кресле напротив босса, то сходу сказала, что готова подписать бумагу, в которой обязуется не заводить детей в ближайшие пять лет.
– Директор сначала сомневался, но по стечению обстоятельств у него уволился человек, горел крупный проект и катастрофически не хватало рабочих рук. Он взял меня, как он выразился, от отчаяния и безысходности, сначала на испытательный срок, – вспомнила Юлия.
Но за эти три месяца девушка дала фору многим матерым мужчинам-менеджерам, проявила себя как креативный, высококлассный специалист. Директор не задумываясь принял ее на работу. О договоре насчет неухода в декрет Юлия не жалеет – в ближайшие несколько лет молодая женщина нацелена лишь на карьеру, а не на семью.
Курящим вход воспрещен
Зачастую у работодателя возникают требования к привычкам сотрудника. Так, например, в сеть гипермаркетов товаров для дома принимают только некурящих. На вопрос: «Почему?» менеджер по персоналу отвечает просто:
– Зачем мне продавец-консультант, которого не застать на рабочем месте как минимум каждые полчаса. Да и табачный шлейф от продавца, думаю, только отпугнет покупателя.
О пристрастиях к табаку у потенциального сотрудника узнают уже на собеседовании. Конечно, говорит менеджер по персоналу, это не решающее требование, но немаловажное.
Ирина работает в магазине третий год. Она всегда вела здоровый образ жизни – не курит и почти каждый вечер ходит в спортзал, поэтому к этому нестандартному пожеланию на работе отнеслась спокойно. Чего нельзя сказать об ее коллеге Ольге, которая ради этой вакансии распрощалась с вредной привычкой.
– Я давно мечтала бросить курить, но с моим 10-летним стажем курильщика это было очень сложно, – рассказала Ольга, – но новая должность стала дополнительным стимулом. Сначала я курила в обеденный перерыв. Как-то это увидела менеджер и сделала мне предупреждение. Тогда я отказалась от этой вредной привычки.
Но наша собеседница скорее исключение, чем правило, в основном продавцами трудятся те, кто никогда не имел пристрастия к табаку.
Форменные тонкости
Евгения Кудякова, сотрудница уважаемого банка, придя на работу, столкнулась с целым списком ограничений, который ей предъявили в виде отдельной презентации.
Запрещалось носить распущенные волосы, вспоминает Евгения. Из украшений – только обручальное кольцо и неброские серьги. Мужчины могли носить костюмы только темных тонов, носки исключительно черные, разрешенный аксессуар – часы. За несоблюдение, конечно, не увольняли, но вполне могли отправить переодеться. Поначалу немножко напрягало, но со временем я поняла, насколько важна культура внешнего вида.
Дресс-код – отдельная песня работодателей. Как правило, он не прописывается в договоре, но регулируется внутренним сводом правил, представленных либо в печатном виде, либо в разделе на корпоративном сайте. Если не брать в расчет государственные структуры, где униформа обязательна, банковская сфера в требованиях к одежде остается одной из самых строгих.
Оно и понятно: внешний вид человека, которому собираешься доверить свои кровные, как минимум, не должен вызывать зрительную изжогу. Здесь существует целый свод правил, которые варьируются от банка к банку. Как правило, придерживаются традиционного бизнес-стиля: «белый верх, черный низ» плюс характерный аксессуар, например галстук или шейный платок определенного цвета. Впрочем, цвета «верха» тоже могут быть разными, тут уж все зависит от вкусов руководителей. Некоторые финансовые учреждения даже берут на себя расходы на деловой костюм сотрудника – эта статья отдельно закладывается в бюджет.
В нашем подразделении железных предписаний нет, рассказывает Юлия Глебко, менеджер по работе с VIP-клиентами одного из крупнейших российских банков Здесь важно общее впечатление: мы должны выглядеть стильно, дорого и неброско.
По словам Юлии, у каждого подразделения есть руководитель офиса, который следит за внешним видом сотрудников. Правда, «одежные правила» начинают действовать с порога, поэтому многие работники оставляют форму в офисе и переодеваются на месте. На случай экстренной ситуации в шкафу всегда висит пара запасных рубашек.
«Дайсукэ, ну как тут не выругаешься!»
Андрей Горшков решил устроиться менеджером в японскую известную компанию по производству ручного профессионального инструмента. Он, как никто другой, «вписался» в требования вакансии: идеально подошел по возрасту, по опыту работы в сервисе, по семейному положению.
– Первый шок я испытал на первом собеседовании, – рассказал Андрей. – Разговор выглядел как психологический прессинг. Старшие менеджеры в лоб говорили, что я им не подхожу и не нужен, и требовали доказать свои преимущества перед другими. Они все пытали меня, какие приоритеты должен преследовать начальник на этой должности. Я сказал, что прежде всего ориентироваться на клиента…
В результате Андрея выбрали из 20 конкурентов. Но при устройстве на работу его ожидал новый сюрприз. Мужчине подсунули подписать договор о том, что он не должен нецензурно выражаться, громко разговаривать с подчиненными и обязан пресекать любые конфликтные ситуации.
– Так же по договору я должен идти на уступки клиентам, при возникновении конфликтных ситуаций докладывать о них руководству, – улыбаясь, рассказал Андрей. – Но самое любопытное, что зовут моего начальника Дайсукэ, ну как тут не выругаешься!
Запрет на ругательство матом и склоки Андрей пережил безболезненно. Тем более что сам он по складу характера человек спокойный и неконфликтный.
Правда, и наказания за неисполнение такого договора как такового нет. Сотрудника не лишают премии и не урезают зарплату. В случае неисполнения договора сначала начальство делает выговор, потом следует предупреждение, а уж если сотрудник не исправился, после этого его увольняют.
Подобные договоры о невозникновении конфликтных ситуаций подписывают все сотрудники. Результат такой мирной корпоративной политики налицо: текучки кадров в компании нет вообще, самые молодые сотрудники работают уже 5 лет.
мнение специалиста
Дресс-код формирует командный дух Надежда Исхакова, бизнес-тренер, консультант по HR (кадровая служба)
Подобные соглашения с психологической точки зрения выглядят очень просто – человек, приходя на работу, принимает правила игры. Требования работодателя – это лишь тактическая информация, которую человек примеряет на себя. Если эти требования противоречат его привычкам или убеждениям, то он вправе не принимать их и отказаться от должности. Главное – четко понимать, сможешь ты работать по этим правилам или нет. Но иногда бывает, что человек переоценивает свои возможности, – он думает, что сможет работать в этой компании, но не выдерживает. Многое зависит от психотипа работника, поэтому тут очень важен вопрос осмысленности. Например, не всякий журналист, привыкший одеваться вольно и креативно, сможет привыкнуть к единой форме одежды, скажем, в банке.
Кстати, одежда в едином стиле формирует командный дух. Если эти требования введены изначально, а не со временем, то они не должны вызвать протест у работников. Дресс-код полезен и хорошо работает в сетевых крупных структурах. Единая форма одежды создает у покупателя стереотип доверия. Все клиенты знают, что в кафе и магазине есть человек в униформе, к которому можно обратиться с тем или иным вопросом. Другое дело, если, например, раньше была свободная форма одежды и вдруг по воле начальства ввели форму, то, конечно, сотрудники взбунтуются.
Ввести повсеместную практику договоров о невозникновении конфликтных ситуаций также невозможно. Это вопрос корпоративной культуры, и не факт, что принятое в японской компании будет работать у нас. Представьте, что мы запретим ругаться матом на заводе, это же бред!
Это согласуется с законодательством
Елена Богданова,юрист, адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург»
Начнем с договора о невозникновении конфликтных ситуаций. Указанные правила поведения в данной организации есть не что иное, как правила внутреннего трудового распорядка, которые представляют собой локальный нормативный акт, утвержденный работодателем. Эти правила предусматриваются существующим трудовым законодательством, по которому работник обязан соблюдать трудовую дисциплину. Правила внутреннего трудового распорядка обязательно подписываются работником при устройстве на работу. В случае их неисполнения применяются дисциплинарные взыскания: выговор или увольнение. Это согласуется с действующим законодательством.
О курении – тут Трудовой кодекс РФ не прописывает правила, в соответствии с которыми курение на рабочем месте может быть запрещено. В отношении конкретного случая с продавцами запрет на курение может быть утвержден правилами внутреннего трудового распорядка. Также Трудовой кодекс РФ устанавливает время нахождения работника на рабочем месте, а если сотрудник часто отлучается курить, он нарушает правила распорядка. Как видим, порой условия работы могут послужить поводом отказаться от вредных привычек, что сопутствует оздоровлению нации.
В ситуации с отказом от ухода в декрет – на лицо дискриминация в сфере труда, запрещенная трудовым законодательством. Если работник отвечает деловым качествам для соответствующей должности, отказ принять его на работу из-за пола является противозаконным. В силу действующего законодательства условия договора о запрете иметь детей также расцениваются как недействительные и противоречат действующему законодательству. Но в данном случае имеет место сама воля работника не уходить в декрет. Никаких штрафных санкций, разумеется, за невыполнение обещания не будет, просто это скажется на взаимоотношениях с работодателем. Если же девушка выполнит свое обещание, то это послужит хорошим этапом для возможной высокой карьеры, так как доверие к такому работнику у работодателя только возрастет.
И наконец, дресс-код. Тут мы снова возвращаемся к правилам внутреннего трудового распорядка, которые дисциплинируют работников предприятия. Такие правила законны, обоснованны и, как видим, повышают культуру и самооценку такого предприятия.
Софья Прокошева, Анастасия Ложко