«Синийсинийиней» в неоновом свете
В галерее AL Gallery открылась выставка петербургского художника Владимира Грига «Кустракита над рекой». Живопись, воссоздающая почерк и темы советского времени с использованием неоновых строчек, анимация в виде игры про Васька Карасева, который ищет шпионов, отсылает нас к далеким то ли 50-м, то ли 60-м.
–А почему в одно слово – куст ракиты? – первое, что спросила я у автора.
Владимир, подумав, передал слово своей дочери Еве Дегтяревой, выступившей в качестве режиссера анимации:
– Помните, как мы в детстве соединяли непонятные нам фразы – часто в одно причудливое слово. Вот и я восприняла два слова из песенки, которую пел хор пионеров, как удивительное такое имя – Кустракита. О том и выставка – о преломлении в нашем сознании времени, которое мы не прожили в силу возраста, но которое мы несем в себе – впитывая от родителей, от никуда не исчезнувших традиций и явлений жизни.
– Думаю, шагнув в 2000-е годы, мы не избавились от советского прошлого, – добавляет Владимир Григ. – Я не вкладываю в свои работы никакого негатива или, наоборот, не пытаюсь вызвать щемящую ностальгию. Скорее моя позиция нейтральна. Это уже сам зритель наполняет своими ассоциациями то, что видит в моих работах, обращенных к прошлому.
Гуляя по мини-выставке Владимира Грига, в полутьме, с горящими неоновыми строчками на картинах, ощущаешь, какое мощное влияние оказали на советских художников тот же Уорхолл и вообще американское искусство 50–60-х, при этом у нас была создана своя интересная эстетика. Почему бы не оперировать этими уже созданными образами в нынешней жизни?
Работы «ДНД», «ОТК», «Синийсинийиней» etc. делают мощный художественный проброс во времени, и ты понимаешь, что перед тобой очень живая пульсирующая история.
Елена Мязина