Дамбу испытали на прочность
Комплекс защитных сооружений Петербурга обезопасил город от первого серьезного наводнения в сезоне
В ночь на понедельник петербургская дамба полностью выполнила свои основные функции и не дала стремительно наступающей стихии нанести ущерб Петербургу. Уровень воды в Неве повысился, но не до критической отметки. Наводнения удалось избежать, и это, пожалуй, лучший ответ на вопрос о том, стоило ли заканчивать «стройку века» и есть ли от нее толк.
– Данные о повышении уровня воды до критической отметки мы получили еще в начале дня в воскресенье, – сообщил корреспонденту «НВ» официальный представитель дирекции комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений (КЗС) Олег Панчук. – Система прогнозирования, установленная на комплексе защитных сооружений, позволяет получить так называемый глубокий прогноз на 48 часов. По нему стало ясно, что около 2 часов ночи в понедельник уровень воды в Неве у Горного института превысит 160 сантиметров. Эта отметка считается критической, в подобных случаях уже регистрируется наводнение. В связи с этим в дирекции приняли решение начать маневрирование затворами дамбы.
Эксперты КЗС сразу же связались с метеорологами и МЧС. В обоих ведомствах после консультаций закрытие затворов одобрили. В 22 часа 40 минут в воскресенье оказались перекрытыми плавучие затворы на судопропускных сооружениях С-1 и С-2. Еще около полутора часов у работников комплекса ушло на то, чтобы полностью перекрыть многочисленные водопропускные сооружения. Примерно в 00.20 дамба вошла в свое «боевое» положение.
Главная нагрузка во время наводнения ложится на плавучие затворы судопропускных сооружений. Они состоят из двух симметричных плавучих гидротехнических сооружений – батопортов, каждый из которых присоединяется к опорам двумя мощными стальными рамами. Когда вода начинает прибывать и возникает угроза наводнения, доковые камеры, в которых находятся батопорты, заполняются водой. Затворы всплывают и с помощью тягача перемещаются к центру судоходного канала. Когда края батопортов оказываются на расстоянии полутора метров друг от друга, затворы затапливают, в результате чего образуется мощный мол, не дающий нагонной волне попасть в Неву. Вся операция занимает чуть больше часа.
Из-за подъема воды в Неве и закрытия КЗС пришлось на время запретить судам вход в Морской порт Петербурга. 13 пароходов провело лишнюю ночь на рейде (в частности, не смог причалить в назначенный срок пассажирский паром, осуществляющий водное сообщение между Петербургом и Финляндией), еще 10 судов не смогло вовремя покинуть порт.
– Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений находился в закрытом положении в течение всей ночи, – рассказал Олег Панчук. – Как оказалось, это стало стопроцентно верным решением. По прогнозу, высота воды по периметру комплекса должна была составить около 205 сантиметров. По факту же уровень составил примерно 220–230 сантиметров. А у Горного института вода вместо планируемых 194 сантиметров поднялась всего на 131, так что ни о каком наводнении и речи быть не может. Эксперты уже подсчитали, что, если бы не дамба, город бы понес огромные убытки. Сумма ущерба оценивается не меньше чем в 1,3 миллиарда рублей!
В 9 часов 40 минут утра в понедельник уровень воды начал быстро спадать, и на КЗС приняли решение открыть затворы. По словам Олега Панчука, первое испытание в боевом режиме дамба прошла успешно и выполнила все свои функции.
– Частичная проверка случилась еще в прошлом году, – отметил официальный представитель КЗС. – Но тогда, во-первых, комплекс не был полностью готов к работе, а во-вторых, еще не функционировала система глубокого прогнозирования и нам приходилось опираться на общие данные метеорологов. Сейчас уже можно с полной уверенностью сказать: дамба сыграла свою роль и защитила город от наводнения.
Больше всего рады успешной проверке КЗС сотрудники расположенных в непосредственной близости от Невы музеев и государственных учреждений.
– В течение долгих лет в конце осени и начале весны мы сидели как на иголках, – рассказала сотрудница Меншиковского дворца на углу Университетской набережной и Кадетской линии. – К предполагаемым наводнениям всегда готовились мешки с песком и мотопомпы для откачивания воды. Дело в том, что при сильном повышении уровня воды могли оказаться затопленными подвальные помещения. На протяжении последних полутора десятков лет такое происходило неоднократно. В этот раз тоже с тревогой ожидали наводнения, но его, к счастью, не случилось. Так что музейщики, можно сказать, от пуска комплекса защитных сооружений выиграли больше всех.
справка «нв»
Строительство КЗС началось в Ленинграде в 1979 году, после выхода соответствующего постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
В 1981 году заложены основные объекты дамбы. Через три года остров Котлин соединили с материком сухопутным проездом. В 1988-м удалось ввести в строй сооружения, позволяющие регулировать уровень проточности воды через дамбу. Но в это же время экологи зафиксировали значительное ухудшение качества воды в Невской губе. Расследование специально созданной комиссии, в которую входили и зарубежные эксперты, показало, что со строительством КЗС оно напрямую не связано. Но работы все равно решили приостановить. В замороженном виде стройка стояла на протяжении 10 лет.
В 1996 году проект модернизировали и приказом Министерства строительства России откорректированные документы официально утвердили. Новый этап возведения дамбы стартовал в 2001 году. Первые испытания плавучих затворов судопропускных сооружений КЗС успешно провели в начале декабря 2009-го. А полностью объект сдали в эксплуатацию в августе нынешнего года.
Ураган обесточил Балтийск
В Калининграде и области устраняют последствия шторма, обрушившегося на регион. Ночью – c воскресенья на понедельник – скорость ветра достигала ураганных значений: 33 метра в секунду. Хотя к утру шторм поутих, власти приняли решение отменить занятия в школах – и в первую смену, и во вторую. До середины дня не работал аэропорт Храброво, после обеда он начал принимать и отправлять самолеты в штатном режиме.
Ураганный ветер валил деревья – во многих населенных пунктах из-за обрыва проводов нарушено электроснабжение. Было отключено более 500 подстанций, частично или полностью обесточено 32 поселения. Больше всего пострадали города и поселки на побережье Балтики и заливов. Серьезные перебои с электроснабжением в главной базе Балтийского флота – Балтийске. Здесь без электричества остались более 20 тысяч жителей. В поселке Космодемьяновский нет воды и электричества.
Специалисты делают все, чтобы восстановить работу систем жизнеобеспечения. На улицы Калининграда не вышли троллейбусы и трамваи – сломавшиеся ветки порвали контактную сеть. Утром было отменено 62 автобусных маршрута, но к девяти утра все маршруты были восстановлены.
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области
Никита Рубцов