Культура

«Спасибо, что живой!»

29 ноября

 

1 декабря в российский прокат выходит первый художественный фильм о Владимире Высоцком

 

В день предпремьерного показа картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» в петербургском кинотеатре «Художественный» Высоцкого было в избытке. В фойе звучали его песни, кассиры одеты были в красные футболки с черным абрисом его лица, в рекламный плакат складывались торцы ступеней парадной лестницы, тот же абрис дважды цитировался на щитке с ведерком поп-корна. На показ приехали автор сценария Никита Высоцкий, режиссер Петр Буслов, актеры Оксана Акиньшина, Максим Леонидов, Сергей Шакуров, Андрей Смоляков, Дмитрий Астрахан, Андрей Панин.

Самая главная интрига картины – исполнитель главной роли. В титрах – первым! – значится… Владимир Высоцкий. Фамилия актера (возможно, актеров), пожелавшего (или согласившегося) остаться неизвестным, по-прежнему тайна за семью печатями. Единственное, что раскрывают создатели фильма: образ всенародного любимца воссоздан с использованием высокотехнологичного грима и компьютерной обработки изображений. Наиболее вероятным исполнителем многим кажется Сергей Безруков, кому-то – Владимир Вдовиченков. Вопрос, кто сыграл Высоцкого, был самым задаваемым (в разных вариантах) и на пресс-конференции, состоявшейся сразу после просмотра картины. Кто-то из журналистов увидел намек на то, что это Безруков, в том, что такая звезда экрана не могла появиться как совершенно необязательный персонаж в крохотном эпизоде в самом начале фильма. Другой журналист – притом что ни Безруков, ни Вдовиченков не присутствовали на «пресске» – провоцировал кинематографистов вопросом:

– Находится ли исполнитель роли Владимира Семеновича среди вас? 

Никита Высоцкий в очередной раз ушел от прямого ответа:

– Мы руководствовались тем, что стремились создать образ и внешне, и внутренне, и голосово (звучит, в чем нет сомнений, сам Никита Владимирович) максимально приближенным к Владимиру Семеновичу. Если назвать имя актера, мы сразу дадим возможность зрителям оценивать работу гримеров, операторов, а не смотреть картину. 

Режиссер Петр Буслов неожиданно заявил:

– Лично для меня во время съемок существовал Владимир Семенович.

– В таком случае каково было актерам на одной съемочной площадке с Высоцким? – не унимались журналисты.

Взялся ответить Иван Ургант (по фильму друг Высоцкого артист Всеволод Кулагин):

– Одно дело смотреть на роль Высоцкого как на аттракцион, а другое дело разговаривать с этим человеком в перерывах между съемками. Я снимался с Владимиром Высоцким! Мог ли я себе такое представить? Мы с ним обсуждали политическую ситуацию в стране, за кого он будет голосовать 4 декабря на выборах. Кто еще мог такой вопрос Высоцкому задать? А я задавал! 

И все же Иван Андреевич, кажется, приоткрыл секрет:

– Вот все говорят про компьютерные технологии, а я хотел бы сказать о фантастической работе художников по гриму. Только один факт докажет вам правоту моих слов: где-то после месяца съемочного процесса у нас один артист заменился другим…

Фильм «Владимир Высоцкий. Спасибо, что живой» повествует о пяти днях 1979 года, в один из которых Владимир Семенович во время концерта в Бухаре пережил клиническую смерть. Это факт общеизвестный. Никите Высоцкому пришлось объясняться, почему в финальных титрах значится: «Все события вымышленные, все совпадения случайные»:

– Это подчеркивает то, что фильм художественный, а не документальный. Работая над сценарием, я опираюсь на фразу отца, которая затем нам всем позволяла свободнее выполнять свою работу: «В художественном произведении 10 процентов реальности и 90 процентов фантазии». Мы не занимались документальным исследованием, а снимали фильм, где главное – художественная правда, а не правда фактов. Но рассказанная история действительно основана на реальных событиях. Хотя… всякие совпадения случайны. 

– Насколько реальна линия КГБ? – поинтересовались журналисты. – Копали ли гэбэшники под Владимира Семеновича так, как показано?

– Я эту историю очень хорошо знаю, слышал ее от самых разных людей, – отвечал Никита Владимирович. – Она для меня завершилась, когда офицер КГБ, который служил тогда в Узбекистане, рассказал ее так, как она представляется с «их» стороны. История правдива. Она могла быть такой, могла быть немного другой, могла быть раньше, могла быть позже. Но такое было в жизни отца. – А в финале пресс-конференции он резюмировал: – Можно предъявлять нам разные претензии, можно, конечно, говорить: хотели лучше, а получилось вот так. Но картина сделана, и сделана профессионально. Я очень доволен.

И все же, как заметила после просмотра фильма одна из зрителей (зрительница):

– Наверное, нужно, чтобы в начале фильма прозвучали какие-то знаковые песни Высоцкого в полном объеме, а не фрагментарно. А то ведь не всякому молодому человеку уже сейчас, а тем более в будущем может быть понятно, кто такой Высоцкий и почему с ним все – и друзья, и кагэбэшники – так возятся… 

 

тем временем...

– Мировой премьере фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» предшествовало несколько программ на Первом канале. Так, в программе «ДОстояние РЕспублики», показанной в пятницу, известные исполнители – Тамара Гвердцители, Гарик Сукачев, Николай Фоменко, Валерий Золотухин, Николай Расторгуев, Григорий Лепс, Максим Леонидов и др. – на конкурсной основе исполняли песни Владимира Высоцкого. Лучшим было признано исполнение петербуржца Евгения Дятлова. Он в манере, приближенной к Высоцкому, проникновенно исполнил «Баньку по-белому». Показан был документальный фильм «Высоцкий. «Где-то в чужой незнакомой ночи…» – рассказ о пребывании «невыездного» «всенародного Володи» (Андрей Вознесенский) во Франции, США, Мексике, на Таити, о его любви к родине и невозможности остаться за рубежом. В пятницу, 2 декабря, будут показаны еще два фильма – «Высоцкий. Последний год» и «Высоцкий. Последний концерт».

– В продажу поступили первые тома 11-томного собрания сочинений Владимира Высоцкого. Издание включает в себя только песни и стихи, не положенные автором на музыку. В комментариях приведены истории создания песен, рассказы о прототипах героев. Опубликованы факсимиле некоторых рукописей. Огромна портретная галерея, включающая и малоизвестные, и пока еще неизвестные фотографии. В собрание не вошли «датские» произведения, фрагменты незавершенных и ранних произведений, которые Высоцкий позже никогда не исполнял.

– В Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, развернута выставка «Иллюстрации Михаила Шемякина к песням Владимира Высоцкого», где представлены оригиналы 42 (по числу прожитых поэтом и артистом лет) иллюстраций книги Михаила Шемякина «Две судьбы», повествующей об их дружбе.



«Мы чувствовали себя пластическими хирургами»

Петр Горшенин, гример:

– Существуют посмертные маски Высоцкого. Но такой слепок ничем не может помочь в создании образа человека живого. Это совершенно другое лицо – оплывшее, застывшее. Поэтому мы работали только с фотографиями. Никита Владимирович дал из архива около пятисот снимков, на которых Владимир Семенович во всех ракурсах. Эти фотографии заменяли нам эскизы.

Работа происходит следующим образом: мы делаем точную копию лица актера, который совершенно не похож на нашего персонажа. На этой же модели делается тончайшая скульптура из воска, пластилина, другого скульптурного материала и воссоздается лицо, другое по антропологии. Но необходимо учесть, насколько органично впоследствии это лицо будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли оно органичным и естественным продолжением того объема, которого нет у актера. Нам нужно было соблюсти все нюансы мимики, заложить поры, морщинки. Под увеличительным стеклом тончайшими инструментами делалась каждая пора. 

Когда скульптура готова, с нее снимается форма, в нее заливается сложный многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получается комплект пластических деталей. Грим нашего героя – это ведь не маска. Таких форм, таких деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб – все отдельно.

Каждый день мы гримировали актера ровно 4 часа. По международным стандартам это очень быстро. Голливудские мастера могут по 8 часов делать какой-нибудь шрам на лице главного героя. Все операции по нанесению грима были отработаны поминутно, работа эта требует полной концентрации и предельной точности: одно неверное движение, и деталь можно приклеить с искажениями, потому что она сразу прихватывается на специальный клей. И тогда придется все переделывать. На такой случай мы всегда держали запасной комплект. Слава богу, он ни разу не понадобился.

Нанося грим, мы чувствовали себя пластическими хирургами. Наше отличие от пластических хирургов было в том, что в конце дня мы лицо актера возвращали в исходное состояние. 

В технологическом процессе есть и наши собственные разработки, которые являются абсолютным ноу-хау, и те, что используются передовыми художниками Голливуда.

«Роль джинсов сложно переоценить»

Екатерина Шапкайц, художник по костюмам:

– Слава богу, не так много времени прошло, сохранилось много настоящих вещей. Так что на 90 процентов у нас в картине подлинные вещи. Костюмы на главных героев мы покупали и шили целенаправленно, каждую сцену разбирали, какого цвета и какого типа одежда в ней должна быть. Кожаные куртки, некоторые рубашки Высоцкого копировали с фотографий. Что-то – обувь, джинсы классического кроя – покупали. Если ты покупаешь в хорошем месте, они точно такие же, какими были 30 лет назад. Но в основном сегодняшние вещи в стиле 70-х все-таки отличаются от аутентичных. Чуть-чуть другой крой, материалы… Вот джинсы. Казалось бы, классическая линия, высокая посадка, клеш. Есть полная документация, что это аутентичная вещь, крой не менялся, фирма отвечает. Но мне кажется, что джинсы моей юности все равно были какие-то другие. Может, потому, что роль джинсов в жизни советского человека сложно переоценить.

У нас была возможность подготовить костюмы для таких объектов, как аэропорт или концертный зал, где большая массовка. В зале было 400 человек. Мы всех одевали с ног до головы. Существовал аэропорт и обслуга аэропорта. Всем нужна была форма: таможенникам, летчикам, стюардессам, кассирам. Для съемок в Узбекистане мы покупали платья характерного узбекского рисунка, платки, тюбетейки, халаты, ичиги. Старики там как ходили в халатах, так и до сих пор ходят, а молодежь одевается уже по-другому. И мы, как на настоящем историческом фильме, массовку каждый раз одевали по-разному. Была массовка, которая называлась «Вавилон»: в аэропорту – цыгане, солдаты, патруль, разодетые дембеля, команда спортсменов – спортивные костюмы того времени мы восстанавливали по фотографиям. Пионеры были – слава богу, форма сохранилась, и мы просто дошивали кое-что по образцу. 

«След «мерседеса» затерялся»

Никита Высоцкий:

– «Мерседес» Высоцкого был первым в картотеке Краснопресненского отделения ГАИ. В 1976-м такие машины в Москве можно было по пальцам пересчитать. Высоцкий любил шутить: «Такая машина есть только у меня и еще – у Леонида Ильича Брежнева». В 70-х автомобиль такого класса воспринимался как нечто совершенно космическое. След «мерседеса» Высоцкого затерялся в Грузии в конце 80-х. Машина в фильме – его точная копия. Даже магнитола – один в один как у Высоцкого.

 

 

 

 

Материалы полосы подготовил Владимир Желтов. Фото Михаила Садчикова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь