«Можете отправляться в рейс!»
Корреспондент «НВ» прошел тестирование, с помощью которого проверяют физическое состояние машинистов на железнодорожных линиях
ОАО «Российские железные дороги» продолжает внедрять продукты современных высоких технологий в привычные, казалось бы, моменты жизни предприятия. Стандартный предрейсовый медицинский осмотр локомотивных бригад, например, теперь проводит не просто врач, а специальный компьютеризированный автоматический комплекс.
Это позволяет в пять раз повысить уровень безопасности пассажиров. Корреспондент «НВ» решил пройти такой осмотр и выяснил, что шансов отправиться в рейс у машиниста поезда дальнего следования или электрички (такие проверки осуществляются и на междугородних и на пригородных линиях), испытывающего проблемы со здоровьем, нет никаких.
Рабочее место проверяющего физическое состояние членов локомотивных бригад больше напоминает не фельдшерский пункт, а небольшой офис. На столе – монитор и напичканный различной медицинской электроникой блок, ведь решение о допуске или запрете выхода машиниста на линию принимает именно компьютер.
– Первые подобные аппараты появились в РЖД около 8 лет назад, и с тех пор автоматика постоянно дорабатывалась и модернизировалась, – рассказали корреспонденту «НВ» железнодорожные медики. – Нынешняя версия – самая передовая в мире. Интересно, что машинисты сначала очень негативно отнеслись к новинке. Ведь с обычным врачом, проводящим осмотр, как-то можно договориться, он иногда мог закрыть глаза на какие-то небольшие замечания к физическому состоянию работника. С машиной уж точно не договоришься! Сейчас все к этому уже привыкли. Положительный момент и в том, что люди сами стали больше следить за своим здоровьем.
В общую компьютерную базу данных внесли данные почти всех сотрудников локомотивных бригад РЖД. Уже в следующем году на мощных серверах планируют хранить информацию по всем машинистам, так как оснастить автоматическими комплексами планируется даже самые «малонаселенные» пригородные линии. После осмотра аппарат автоматически сопоставляет полученные данные с обычным состоянием машиниста и уже после этого делает вывод о том, разрешить ли ему выход рейс.
Занеся в компьютер мои стандартные медицинские параметры, врач предложил присесть на стул рядом с ним, надел на мою руку рукав тонометра, подключенный к электронному блоку, и запустил программу. К этому времени на средний палец второй руки мне уже прицепили датчик. Это свое-образный градусник, он измерит температуру тела. Тонкий писк тонометра дает понять, что проверка началась.
– Скажите, а это не…
– Никакого «а это не», – строго обрывает меня доктор. – Во время проверки нужно положить руки на колени, расслабиться и сидеть спокойно. Не разговаривать и даже не вертеть головой. Любое движение может негативно сказаться на графике. Вот видите, машина уже отметила несколько скачков сердечной активности!
На экране в этот момент ломаная черная линия чертит кривую моего сердечного ритма. Ровно через сто ударов сердца рукав тонометра ослабляет хватку.
– Сейчас машина сопоставит полученные данные с вашими обычными показателями, – продолжает врач. – А мы пока подуем в трубочку, то есть с помощью алкотестера определим наличие алкоголя крови. Видите, на приборе (он, кстати, тоже подключен к основному блоку системы) загорелась надпись PASS? Это значит, что все в порядке, вы совершенно трезвы. Тут, кстати, есть и возможность оперативно снять кардиограмму. Но в нашем случае это не потребуется.
И вот он, самый главный момент: система готова вынести свой вердикт. Одним нажатием кнопки медик выводит на экран все данные о моем нынешнем состоянии. Кроме температуры (36,6 градуса) и давления (113 на 70 – хоть сейчас в космос) здесь еще 38 различных параметров. Для каждого из них предусмотрен верхний и нижний порог значения. Допустимый коридор выделяется на экране светло-серым цветом. Кривая состояния корреспондента «НВ» в него полностью уложилась. Вся процедура заняла не больше двух минут.
– Поздравляю, можете отправляться в рейс, – смеется врач. – Ввести эту систему в заблуждение невозможно. Если кто-то не пройдет по медицинским показателям, ему придется остаться дома, а его место займет другой машинист.
– У нас почему-то считается, что нужно копировать все западные технологии, а если за границей такого нет, то нам оно не нужно, – говорит вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков. – Так вот, такого комплекса предрейсового осмотра за рубежом нет, и наши западные коллеги собираются опыт перенимать у нас. Ведь такие технологии позволяют свести к нулю риск отказа техники по человеческому фактору.
Никита Рубцов. Фото Евгения Лучинского