Я б в директоры пошел…
В Петербурге многие хотят работать журналистами, юристами или руководителями и мало желающих стоять у токарного станка
Интернет-портал HeadHunter.ru провел, основываясь на базе вакансий и резюме, размещаемых петербургскими компаниями, очередное исследование рынка труда Петербурга. Результаты не сенсационны – описанная ниже картина практически не меняется уже несколько лет, но любопытны, особенно для молодых людей, выбирающих жизненный путь, и их родителей. Правда, сами по себе статистические данные еще не дают ответа, какие профессии наиболее выигрышны, ведь то, что нужно работодателям, не всегда совпадает с тем, что нужно и выгодно работникам. Поэтому мы совместно со специалистами портала решили дополнить цифры некоторыми комментариями.
Итак, самыми востребованными, по данным портала, были и остаются менеджеры по продажам и по работе с клиентами: 11 процентов всего объема вакансий, размещаемых на сайтах специализированных агентств, относится к сфере продаж. Это не удивительно: мировой рынок завален товарами, любой предприниматель может что угодно привезти хоть из Китая, хоть из Европы – важно суметь это продать. Поэтому менеджеры по продажам требуются почти в неограниченном количестве. Правда, начинающим продавцам, не имеющим опыта и наработанных связей, не стоит рассчитывать на высокие зарплаты – им зачастую предлагают работать за процент от продаж.
На втором месте по востребованности – инженеры различных специализаций, их ищут почти в каждом 10-м случае. По 6 и 5 процентов рынка вакансий у программистов и бухгалтеров.
Впрочем, статистика по самым востребованным не всегда означает, что этих специалистов остро не хватает и поэтому можно рассчитывать на высокую зарплату. Ведь соискателей тоже хватает. Так, на одну размещенную вакансию бухгалтера в Петербурге приходится почти 7 резюме претендентов, инженеров – 6, менеджеров по продажам – 5. И только постоянный спрос со стороны работодателей на этих специалистов покрывает практически все предложения. Кроме того, для этих профессий характерен дефицит узкоспециализированных и опытных работников. К примеру, на рынке не хватает инженеров сложных строительных специальностей (таких как дноуглубительные работы, подземное строительство), менеджеров по продажам с техническим образованием и т. д.
Как ни удивительно, но самая высококонкурентная профессия на петербургском рынке труда (по количеству размещаемых резюме) – журналист. За одну вакансию в этой области в ноябре 2011 года соревновались 132 соискателя. Но при этом главные редакторы изданий нередко жалуются на дефицит кадров. Парадокс легко объясним: в минувшие годы журфаки, в том числе в непрофильных вузах, выпустили тысячи людей, в дипломах которых написано «журналист», но на деле они весьма далеки от реальной журналистики. Зато умело пользуются интернетом и размещают свои резюме сразу на всех рекрутинговых сайтах, формально увеличивая число соискателей.
Количество желающих занять позицию IT-директора тоже велико: 72 резюме на одну вакансию (отчасти тоже из-за массового размещения резюме одних и тех же людей). Следом в рейтинге трудоизбыточных профессий идут редактор, директор по персоналу, директор по продажам, юрист и экономист. Высокий спрос на руководящие позиции обусловлен не избыточным количеством топ-менеджеров, а скорее запросами соискателей: многие рядовые сотрудники видят себя руководителями, что и указывают в резюме в надежде на удачу. Стоит отметить, что профессии юриста и экономиста наряду с маркетологом и PR-менеджером остаются одними из наиболее популярных среди абитуриентов, несмотря на явный избыток кадров этого профиля на рынке.
Каких же специалистов Петербургу не хватает? В рейтинге самых дефицитных профессий первое место в ноябре уверенно заняли программисты, специализирующиеся на мобильных платформах (Android, iOS и др.). Следующие три позиции в рейтинге тоже заняты специалистами в области компьютерных технологий, на 5-м месте – токари. Кроме того, сложно подобрать сотрудника на должность директора производства, продукт-менеджера (так называются разработчики новых продуктов и товаров, особенно острая нехватка людей-творцов в фармацевтике). Не хватает также сметчиков – эта работа требует хорошего экономического и желательно технического образования. В дефиците повара – хороший повар может сделать популярным любое кафе и ресторан, но, как мы все видим, посещая заведения общепита, сейчас-то и обычных, то есть просто умелых поваров не все могут найти. А вот нехватка медицинских советников (тех же торговых агентов, предлагающих врачам и больницам различные лекарства) и страховых агентов сродни востребованности менеджеров по продажам – им тоже в качестве зарплаты чаще всего предлагают процент от продаж.
Подведем итоги. Во-первых, безработица Петербургу не грозит – руки и головы нужны во всех отраслях. Во-вторых, больше всего требуется менеджеров (агентов) по продажам, но у них и самые «черные» условия работы, а основной доход – проценты от продаж. В-третьих, инженерные и рабочие специальности гарантируют соискателю не только работу, но и хорошую зарплату. И наконец, в-четвертых, несмотря на переизбыток на рынке труда гуманитариев и трудности с их трудоустройством, молодежь по-прежнему предпочитает получать именно гуманитарное образование.
Владимир Владимиров
прямая речь
Юлия Сахарова, директор «HeadHunter Санкт-Петербург»:
– По нашим прогнозам, спрос на инженеров продолжит расти в противовес профессиям гуманитарного профиля. Сохранятся серьезные проблемы с нехваткой «синих воротничков» – рабочих производственных и строительных специальностей, а также неквалифицированного персонала.
комментарии
Образование не адаптировано под рынок труда
Людмила Ясюкова, кандидат психологических наук, доцент, руководитель лаборатории социальной психологии НИИКСИ СПбГУ
Очень часто люди испытывают проблемы с поиском работы вовсе не из-за дисбаланса на рынке труда. Камень преткновения кроется в самом человеке. Нередко соискатель должности ищет ее, не думая, подходит ему это дело или нет. Способности к обучению той или иной профессии – это одно, а личные способности человека – совершенно другое. И они могут не совпадать. Другими словами, вы можете получить красный диплом специалиста, но не сможете работать в этой сфере. И предугадать заранее это невозможно. Все зависит от того, насколько у человека сформированы интеллектуальные операции по той или иной профессии.
Например, вы окончили журфак с отличием, но, поработав в СМИ, поняли, что не можете общаться с людьми или медленно пишете статьи. А ваш сокурсник делает это с успехом – естественно, он более выгоден для работодателя. Отсюда и переизбыток журналистов на рынке труда. И такое сплошь и рядом. Человек может блестяще окончить вуз, сдать экзамены, но не устроиться на работу по специальности. Это разные вещи – получить образование и иметь способность к профессии. Тысячи молодых людей сегодня оканчивают технический вуз, а потом идут торговать автомобилями. Для подбора же профессии «по себе» существуют специальные программы тестирования. Практика показывает, что люди, прошедшие тесты, получают образование и успешно устраиваются на «свою» работу.
Дефицит молодых инженеров можно объяснить тем, что долгие годы в технические вузы практически никто не шел. Вот сейчас мы и получаем нехватку молодых кадров. Есть еще одна любопытная тенденция: сегодня работодатель наравне с молодым возрастом требует 3–5-летний опыт работы. Но это было возможно раньше, когда студенты-вечерники работали с четвертого курса по специальности. По окончании вуза у них уже был 2–3-летний опыт работы. А сейчас это нереально. В результате молодым трудно устроиться на работу.
Вообще вузы сегодня готовят довольно слабых специалистов. Работодателю, как правило, приходится обучать молодого сотрудника, а на это идет не каждый. Сегодня абитуриенты поступают куда придется, точнее, туда, куда хватит баллов ЕГЭ. Отсюда и качество специалистов.
Вас удивляет нехватка поваров? А меня нет. Сегодня для сферы обслуживания в кафе и рестораны не подойдут повара, выпускаемые нашими техникумами. Качество работы в этих заведениях на порядок выше, как и качество жизни. В хорошую организацию не возьмут работать строителем, токарем или водителем кого попало. Даже на такие, казалось бы, простые профессии нужны обученные специалисты, окончившие специальные курсы, мастер-классы и так далее.
Что касается нехватки менеджеров по продажам, то это также объяснимо. Для хорошего результата мало уметь продать товар благодаря своей болтливости и говорливости. Менеджер по продажам должен разбираться в вещах, которые он продает, то есть иметь специальное образование в этой сфере. Еще многое зависит от самого товара. Очень часто продавцов просят продавать неконкурентоспособный товар, который не сбыть в принципе. У человека по объективным причинам это не получается – и его увольняют. И вообще менеджер – это руководитель в определенной сфере, но этим способностям невозможно научить. Вузы готовят начальников, которые, по сути, ничего не знают. А ведь чтобы быть менеджером, нужно просто разбираться в сфере деятельности и иметь определенные способности. Словом, нынешнее образование вообще не адаптировано под рынок труда. Отсюда и все проблемы.
Профессионалов мы выращиваем сами
Сергей Тихомиров, председатель комитета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты по техническому регулированию и стандартизации, президент консорциума «Кодекс»
В России не хватает профессионалов, что является самым главным сдерживающим фактором в развитии нашей экономики. Для нашей молодой отрасли в сфере IT-технологий это серьезнейшая проблема. Надо признаться, что наше высшее образование кадры для нас практически не готовит. Дистанция между нуждами наших инновационных компаний и теми, кого выпускают вузы, огромная. И самое печальное, что это является уже устоявшейся практикой. Высшее образование готовит кадры непонятно для кого. У меня даже сложилось такое мнение, что оно существует для того, чтобы занять преподавателей. Но готовые кадры для компаний в сфере компьютерных технологий получить невозможно. Это можно объяснить тем, что в области программных технологий компании-производители по уровню знаний опережают почти всех преподавателей, которые учат. Но есть и субъективная причина: факультет менеджмента не может подготовить менеджеров по определению. Менеджер – это совокупность опыта, знаний и умений, а еще желание работать. А вот подготовить на факультете человека-менеджера невозможно, этому нельзя научиться, управленческие способности приходят лишь с опытом. Поэтому что за менеджеры выходят с факультета – для меня большой вопрос. Именно поэтому менеджеров-профессионалов мы выращиваем сами, потому что получить их на рынке труда очень сложно.
Заявок больше, чем выпускников
Людмила Блажко, проректор по учебной работе, профессор, доктор технических наук Петербургского государственного университета путей сообщения
Инженер сегодня действительно на вес золота. И в последние десятилетия проблем с трудоустройством инженерных кадров мы не испытываем. На бирже труда нет инженеров, ищущих работу. Наши выпускники устраиваются на производство начиная с четвертого курса. На ряд специальностей от предприятий больше заявок, чем выпускников. В такие крупные отрасли, как транспорт, строительство, энергетика, выпускников вузов берут с руками и ногами, поэтому они быстро трудоустраиваются и поиска работы у них нет. Более того, они даже могут выбирать лучшее место работы с хорошим социальным пакетом и достойной зарплатой.
Рынок труда действительно может ощущать нехватку инженеров. Уже много лет в большинстве технических вузов существует такая форма подготовки специалистов, как целевой заказ. За этот период он подтвердил свою правомерность и подтверждает качество специалистов. Несколько десятков крупнейших компаний России – железнодорожная, транспортная отрасли, гражданское строительство, ряд структурных предприятий – берут наших выпускников. Другими словами, технические специальности сейчас редкость, и все выпускники трудоустроены уже при выходе из вуза. Поэтому, чтобы компании найти квалифицированного инженера или токаря, надо потрудиться.