Этот день глазами «НВ»
Кто только чего не говорит о том, как происходило голосование в Петербурге. Мы расскажем лишь о том, что видели сами.
Участок № 777. Ужас, а не волеизъявление
Счастливый номер моего избирательного участка в Красногвардейском районе достался ему явно незаслуженно. Бюллетеней на нашем участке, правда, хватало. Но вот по количеству тех, кто «в списках не значится», мы были в лидерах.
Сам же избирательный участок в спортзале местной гимназии выглядел так, словно его спешно готовили к работе за счет карманных денег самих членов избиркома. Кабинка со шторами была одна, а в качестве альтернативы кабинкам на столах стояли щиты наподобие омоновских. Стульев, конечно, не было. Урна для голосования и проход к ней были огорожены полосатой строительной лентой, какой обычно обозначается место возможного падения сосулек на тротуар. А про буфет на базе школьной столовой и вспоминать не хочется.
К слову, в тот же день я побывал на двух участках в Ленобласти (в Шлиссельбурге и Всеволожске). Такое ощущение, что попал на другую планету: аккуратные кабинки со стульями и запасом ручек, флаги, цветы, все работники комиссий – в аккуратных деловых костюмах, а главное – никаких проблем со списками.
Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Участок № 597. Проверка на бдительность?
Пришла на выборы – и вижу: полицейский внезапно оттаскивает от урны какого-то молодого человека в красной куртке. Выяснилось, что последний пытался запихнуть в урну целую пачку (несколько десятков) бюллетеней. Нарушителя отвели в отдельную комнату для составления протокола. Через некоторое время на место прибыл начальник отделения полиции, заявивший, что это был не вброс, а плановая проверка на бдительность сотрудников правоохранительных органов. Полицейский же после разговора со своим начальником выглядел крайне подавленным и на любые вопросы о происшедшем отвечать отказался.
Анастасия Андреева, внештатный корреспондент «НВ»
Участок № 1364. Вместо кабинок – детская мебель
Для жителей поселка Красные Зори Петродворцового района воскресные выборы стали настоящим праздником. Около двух с половиной тысяч местных жителей, не избалованных столь значимыми событиями, шли голосовать с небывалой активностью. Их развлекали воспитанники детского сада, в здании которого и проходило голосование.
Не обошлось и без курьезов. Самый активный избиратель, пришедший ни свет ни заря, громко требовал выдать ему бюллетень еще до открытия участка.
– Он был в подпитии, – рассказал один из наблюдателей. – Мы его успокоили, пустили, усадили за стол и дали бюллетень. Он вчитывался в него минут двадцать…
В целом же все проходило без нарушений. Единственное, к чему можно было придраться, – это отсутствие кабинок для избирателей, функции которых выполняли детские столики с табуретками в роли перегородок.
Софья Прокошева, заместитель редактора отдела городской информации «НВ»
Участок № 1534. Значок, наклейка и старая закалка
Около пяти вечера вокруг лицея № 581 в Приморском районе было пустынно, и только громкоговоритель то и дело напоминал, что участки работают до восьми часов. Внутри здания оживления тоже не наблюдалось. У входа женщина в белом колпаке скучала над подносом с сосисками в тесте.
– Самый пик был с часу до трех, – рассказал Сергей Рябченко, наблюдатель от одной из партий. – Стояли очереди. Если утром шли в основном пожилые люди, то сейчас активизировалась молодежь.
Молодых людей действительно было много. Растрепанный юноша с несколько потерянным видом бродил вдоль столов регистрации. В списках он себя не нашел – как объяснила секретарь избирательной комиссии, из-за того, что ему только на днях исполнилось 18 лет. Впрочем, исполнить гражданский долг ему все же позволили. К тому же за первое в жизни участие в выборах юноше вручили сувениры – значок и наклейку.
– Приятно, что пришли почти все мои выпускники, – поделилась с корреспондентом «НВ» председатель участковой избирательной комиссии Татьяна Кирюшкина, учитель физкультуры. – Да и в целом активность населения радует – мы работаем не поднимая головы.
Были и пенсионеры.
– В советские годы, помню, по квартирам ходили до тех пор, пока все не проголосуют, – вспоминал Михаил Мальцев.
Анастасия Ложко, корреспондент отдела городской информации «НВ»
Участки № 1224, 1225. Без эксцессов и… без ручек
В гимназии № 513 Невского района расположились сразу два избирательных участка. Здесь все прошло спокойно. Разве что те, кто пришел голосовать утром, были недовольны отсутствием ручек. Письменные принадлежности, при помощи которых, собственно, и происходит волеизъявление, появились только к 14 часам. И их, на всякий случай, крепко примотали к столам толстой леской.
Членам избирательной комиссии скучать не приходилось – жители окрестных домов активно пошли на выборы, образовались 10–15-минутные очереди. А вот наблюдатели, сидевшие в полутора метрах от урн, откровенно скучали.
Что касается граждан, имен которых не оказалось в списках избирателей, то для них отвели специальный стол, за которым один из членов комиссии проверял паспорта и вносил фамилии в отдельный список, после чего выдавал бюллетени.
Никита Рубцов, специальный корреспондент «НВ»
Участок № 30. За меня проголосовали!
На свой избирательный участок в Адмиралтейском районе я пошла в 18.30. И тут оказалось, что за меня уже кто-то проголосовал! Напротив моей фамилии стояла какая-то подпись и номер не моего паспорта.
– Наблюдатели есть? – закричала я. Сразу подошел мужчина. – Ну, подходите смотрите за меня проголосовали!
Тут появилась глава избирательного участка и начала меня успокаивать: мол, проходите за другой стол, проголосуете по дополнительному списку. Я послушалась.
– А протокол? – спрашиваю.
– Это все потом. Все потом сделаем, после закрытия участка, – пообещала она.
В общем, проголосовать мне дали, а протокол – не составили. Хотя и без него все можно доказать хоть сейчас.
Алина Циопа, корреспондент отдела культуры «НВ»
Участок № 1785. «А Гальцев вам снимать разрешил?»
На этом участке я хотел сфотографировать, как голосует популярный актер и художественный руководитель Театра эстрады Юрий Гальцев. Юрий Николаевич немного запаздывал, и – хорошо. Потому что я более получаса не мог получить у главы участка разрешение на съемку. Журналистское удостоверение не помогало. А полицейский твердил:
– Вы не имеете права снимать в радиусе 50 метров вокруг избирательного участка.
– Да где же такое прописано! – взрывался я. – Покажите закон!
Тогда страж порядка придумал новый повод:
– А Гальцев вам разрешение на съемку давал? Вот он придет – я его спрошу!
Александр Гальперин, фотокорреспондент «НВ»