Потерявшие голос
С чем связана неразбериха на некоторых избирательных участках
Весь вчерашний день в редакцию валом шла информация об огромном количестве «брака» в работе избирательных комиссий Петербурга: от простых технических накладок и сбоев до грубейших нарушений. Одни рассказывали, как не могли найти свои фамилии в списках, другие находили, но выясняли, что за них уже проголосовали. С подобными ситуациями сталкивались и сотрудники нашей редакции.
Основные претензии – к новой системе составления списков, так называемой алфавитной. В чем ее суть и зачем было отказываться от прежней (когда избирателей вносили в списки по адресам), – в этом еще предстоит разбираться. Но в том, что эксперимент был безобразно подготовлен и фактически провалился, сомнений нет.
– На участке № 117 (улица Кораблестроителей в Василеостровском районе) выяснилось, что «потерялись» жители сразу четырех домов! – рассказал читатель «НВ». – Обнаружив, что они не смогут проголосовать, люди начали возмущаться, требовать наказать виновных. В результате члены избирательной комиссии приняли решение внести их в отдельный рукописный список. Но пока они его принимали, образовалась огромная очередь. Многие люди не захотели ждать и разошлись по домам.
Как сообщил наш читатель, причину, по которой четыре дома не включили в списки, жителям объяснили просто: дома, мол, новые, построены недавно, и их просто не успели внести в избирательные документы. Подобное объяснение жильцы назвали «смехотворным» – в своих квартирах большинство из них прописаны уже более десятка лет.
В не менее печальной ситуации оказались более сотни жителей Фрунзенского района. Среди них – Ольга Викторова, специально отправившаяся голосовать через весь город по месту прописки.
– На моем участке (№ 1690) мне сообщили, что я, оказывается, не могу проголосовать, так как заранее взяла открепительное удостоверение, – рассказала девушка. – Более того, вся моя семья сделала то же самое! Хотя никто из нас даже и не думал брать открепительные талоны. Больше всего возмутило то, что нашу проблему никто решать не желал. А наблюдатели как будто этой ситуации не замечали. Только после того, как одна из наблюдающих записала наши данные и отправила их в штаб своей партии, появился представитель избирательной комиссии. Нас вписали в отдельный лист и выдали бюллетени. Но все равно непонятно, кто брал эти открепительные талоны и не проголосовали ли эти люди за нас на других участках.
Редакция не может ручаться за достоверность всех этих жалоб – такие сюжеты должны сначала проверить правоохранительные органы. Но ведь людям не было нужды придумывать эти истории – речь идет не о политике, а только об организации процесса выборов. Да и то, что подобные истории были, – факт.
Как оказалось, в такие из них попадали и журналисты, коллеги, которых мы знаем. Например, сотрудник «Радио Балтика» Кирилл Кожемякин, придя голосовать на участок № 20, расположенный на Казанской улице, обнаружил, что… уже взял открепительное удостоверение. Более того, в избирательной комиссии ему сообщили, что этим же правом воспользовалась и его мама, которая около полугода назад… умерла. В ответ на требования объяснить, что происходит, руководство комиссии потребовало от полицейских выгнать журналиста из помещения. Кирилл Кожемякин написал жалобу в территориальную избирательную комиссию (ТИК), ее рассмотрели и только после этого мужчину в сопровождении юриста доставили на избирательный участок и выдали бюллетень. Причиной скандала в ТИК назвали «системный сбой».
– Придя на избирательный участок № 578 в Кировском районе, с большим удивлением впервые в жизни не обнаружил себя, как и своей жены, в списке избирателей, – рассказал наш корреспондент Андрей Питерский. – Меня направили к секретарю комиссии, которая с явным неудовольствием оформляла дополнительные списки. Ее можно понять, ведь в одном только нашем доме неучтенными оказались больше 200 человек! Председатель комиссии устало пояснила:
– Списки составляли в УФМС, затем они передавали их в ГАС «Выборы», где списки распечатывались и оттуда поступали к нам. Ничего исправить мы уже не могли. Мне вообще кажется, что это было сделано, чтобы нашу зарплату уменьшить. Она же у нас зависит от количества зарегистрированных избирателей.
Как выяснилось, случаев пропажи избирателей из официальных списков по городу было множество. И немалое число неучтенных граждан разворачивалось и уходило с участков. Можно, конечно, валить все на УФМС, в ведении которого находятся паспортные столы, но по закону за организацию выборов отвечает Горизбирком и никто иной.
Тем более что «отсутствующими душами» дело не ограничивалось. Избиратели сразу же нескольких районов пожалели, что не пришли голосовать сразу же после открытия избирательных участков. Припозднившиеся горожане с удивлением обнаружили, что им не хватает бюллетеней! Сообщения о внезапно закончившихся избирательных документах поступили, например, из Петроградского (участки № 1346, 1352 и 1523), Петродворцового (№ 166, 202 и 344), Выборгского (№ 191), Калининского (№ 334) районов. В Невском же районе более 200 избирателей пошли на принцип – в течение нескольких часов они ждали, пока подвезут недостающие бюллетени на участок № 1231. Но желание и возможность ждать было не у всех…
Наиболее же «оригинальное» нарушение зафиксировано в Колпино. Там, на участке № 627 полицейские изъяли из кабинки для голосования ручку с исчезающими чернилами. Сколько бюллетеней избиратели успели заполнить с ее помощью и кто устроил эту провокацию – неизвестно.
И вот вчера глава Городской избирательной комиссии Александр Гнетов сообщил, что… не видит ничего особенного в том, что многие жители не нашли себя в списках! По его словам, такое случалось и раньше, так что не стоит придавать этому большого значения. Все полученные Горизбиркомом жалобы, как пообещал глава ГИК, отправлены в прокуратуру и полицию и обязательно будут рассмотрены.
Никита Рубцов. Фото Евгения Лучинского