«Политика – это искусство переговоров»
Эксперты «НВ» обсуждают итоги выборов в Законодательное собрание Петербурга
Существуют два варианта развития событий: либо мы получим Законодательное собрание, которое будет соответствовать имиджу классического парламента – государственного органа, где политика ведется исключительно путем переговоров и образования коалиций. В этом случае мы будем иметь дело с упрощенной версией британского парламента или, если хотите, конгресса США.
Второй вариант – ЗС Петербурга может стать органом, в котором значение политики будет вторично, а ее место может занять банальное политиканство. В этом случае мы пойдем по пути Верховной рады Украины или парламента Южной Кореи – органов власти, в которых депутаты приковывают себя наручниками к трибуне, дерутся и даже распыляют по залу слезоточивый газ. В то время как важнейшие законопроекты либо принимаются месяцами, либо не принимаются вовсе.
Наиболее подходящей для нормальной работы была бы коалиция двух крупных фракций – «Единой России» и «Справедливой России»: имея в общей сложности 33 голоса, они могли бы принимать ключевые решения своими силами. Однако, учитывая, мягко говоря, тяжелые отношения между этими партиями, подобная коалиция кажется невозможной. Поэтому «Единой России» придется создавать коалицию с другими партиями, но они вряд ли будут устойчивыми. Если помните, в начале работы прошлого созыва «единороссы» успешно создали коалицию с ЛДПР, с которой и разделили все основные посты в парламенте. Теперь же простое сложение мандатов с либерал-демократами 20 + 5 не даст партии власти возможности свободно принимать необходимые законы – для этого требуется 26 голосов.
Таким образом, созданы условия для образования многочисленных «ситуативных коалиций» – в их рамках партии будут вынуждены блокироваться по конкретным законопроектам, спорным вопросам, возможно, будут блоки и внутри комитетов и комиссий. Многие аналитики говорят о возможности коалиции «все партии против «Единой России», но, на мой взгляд, вероятность этого крайне мала. Ведь при таком объединении такие противоположные по убеждениям партии, как КПРФ и «Яблоко», будут вынуждены голосовать вместе, что невозможно в принципе. Каким образом те же Явлинский и Зюганов будут объяснять своим избирателям, почему в Петербурге они всегда голосуют вместе?
Если говорить о выборах спикера, то на этот раз в ЗС избрано много сильных и опытных в политике фигур с большими амбициями – и именно это осложняет ситуацию. Чем больше претендентов на место спикера и вице-спикеров – тем больше туров переговоров. Одной из наиболее реальных кандидатур является председатель ЗС предыдущего созыва Вадим Тюльпанов. Он умел договариваться как со сторонниками, так и с противниками и никогда «не тянул одеяло на себя». На мой взгляд, он был именно спикером, а не директором парламента – в отличие, допустим, от Сергея Миронова в Совете Федерации.
Что касается многопартийности и создания коалиций, то в этом есть свой плюс – когда нужно договариваться по тем или иным законопроектам с разными фракциями, «пробивать» их в комитетах и комиссиях, где сидят представители оппозиции, это вынуждает авторов законопроектов лучше, тщательнее готовить документы. В целом у нового состава парламента Петербурга есть все козыри, чтобы стать более полезным для города. Но при этом и рисков потерять репутацию в глазах горожан у него тоже неизмеримо больше, чем у предыдущего.
Главное – чтобы все члены нового ЗС четко понимали простую истину, что политика – это искусство договариваться, а войны и конфликты имеют с ней гораздо меньше общего.
Дмитрий Гавра, политолог, заведующий кафедрой связей с общественностью факультета прикладных
коммуникаций СПбГУ
Новоизбранное Законодательное собрание Петербурга отличается от прежнего не кардинально, но существенно. Конечно, в нем остались люди из старого состава, которые заседают в нашем парламенте чуть ли не с конца 1980-х годов, но появились и новые лица. В основном это муниципалы, которые не понаслышке знают проблемы горожан – они, как говорится, «ближе к земле» и уж точно лучше ориентируются в городских проблемах, чем те же чиновники из Смольного. Такое обновление парламента не может не радовать. Однако по какой системе будет работать новое ЗС, пока не ясно – в него, как известно, прошли пять партий, которым нужно будет составлять коалиции, договариваться друг с другом.
Ожидаю, что первое заседание городского парламента будет очень горячим, так как на нем будут распределяться ключевые позиции – спикера, вице-спикеров, руководителей комитетов и комиссий… Кто займет эти посты – даже не берусь прогнозировать, так как ситуация может повернуться по-разному.
Если «Единая Россия» договорится с ЛДПР, то силы игроков будут примерно равны – 24 голоса у этого блока и 26 – у депутатов всех остальных партий. Однако ситуация, когда «контрольным пакетом акций» владеют две силы напополам, всегда порождает войну «акционеров». Этой опасной ситуации удастся избежать, если 4 депутата от ЛДПР присоединятся к оппозиции – «Справедливой России», КПРФ и «Яблоку». В этом случае «единороссы» останутся в меньшинстве, и в итоге их голоса не будут иметь веса. Но если ЛДПР их поддержит, то хватит одного-двух перебежчиков из других партий, чтобы продвигать решения «единороссов». Вопрос – найдутся ли в оппозиции депутаты, готовые сотрудничать с «Единой Россией»?
Хочу также выделить еще один важный момент. В последнее время сама партия «Единая Россия» сильно полевела, поставив во главу угла социальные проблемы. В итоге мы получили левый парламент, практически без представителей либерально-консервативных взглядов. Такая ситуация для Петербурга, традиционно симпатизировавшего именно либе-рально-консервативным ценностям, – настоящий нонсенс.
Впрочем, результаты прошедших выборов в ЗС были вполне ожидаемы. «Единую Россию» подвела, на мой взгляд, очень плохо организованная предвыборная кампания в городе. В итоге партия потеряла порядка 400 тысяч голосов петербуржцев. Напомню, в 2007 году за «единороссов» проголосовали почти миллион горожан. Важным фактором в этом процессе стало то, что государство фактически забросило интеллигенцию, которой в нашем городе много. Вузовская и научная общественность испытала даже не недовольство, а униженность от последних действий правительства, поэтому и не поддержала «единороссов». Также партия власти потеряла существенную часть своего молодежного электората. Поэтому мы получили именно то, что получили. Теперь «Единой России» придется слушать оппозицию и договариваться с ней, и чем лучше и быстрее это будет происходить, тем лучше для города.
Валерий Островский, историк, политолог