Как «подтянуть» электрички до уровня «Сапсанов»
Съезд российских железнодорожников обсудил темы инноваций и бесхозяйственности.
Появятся ли в России поезда на магнитной подушке? Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, которому задали такой вопрос на проходившем в Москве II съезде железнодорожников, не только не удивился, но и, напротив, подтвердил, что российские железнодорожники уже работают – совместно с зарубежными партнерами – над технологией скоростного движения поездов с использованием этой самой «подушки». Но, по словам Якунина, выдвигаются и прорабатываются и другие идеи, ведь РЖД входят в число самых инновационных компаний страны.
Корреспондент «НВ» решил побывать на этом съезде не из праздного любопытства, ведь, с одной стороны, железнодорожные новинки опробуются в первую очередь в Петербурге, точнее, на Октябрьской железной дороге, примеры чему – «Сапсан» и «Аллегро». С другой – у нас острее заметны и все железнодорожные проблемы, например с пригородными электричками.
Главное впечатление, вынесенное с данного съезда, можно, наверное, применить ко всей экономике: оказывается, у страны не один, а целых два поистине неисчерпаемых резерва для развития. Первый, само собой, инновации, но есть и второй, не менее значимый, – борьба с бесхозяйственностью. С инновациями у железнодорожников, как уже сказано, все в порядке: электровозы и тепловозы, по словам Якунина, начинены современной электроникой, причем она постоянно обновляется. Скоростные поезда уже сегодня выигрывают конкурентную борьбу с самолетами. Но при этом огромные убытки приносят электрички: потери почти в 40 миллиардов рублей в год вынуждены компенсировать федеральный и региональные бюджеты. Приватизация вагонного парка (93 процента вагонов – у частных компаний) привела не столько к конкуренции, сколько к неразберихе и лишним простоям подвижного состава. Пассажирские перевозки в «демократичных» плацкартных и общих вагонах убыточны, с учетом их социальной значимости бюджет их дотирует, но – не полностью. Кроме того, дорога по-прежнему вынуждена заниматься непрофильным бизнесом – от производства щебенки до медицины, поскольку на практике убедилась: когда это дело поручается сторонним компаниям, они или взвинчивают цены, или «экономят» на качестве. Всем, а не только железнодорожникам, понятно, что нужно реформировать пригородные электрички. Они по большей части возят воздух – большинство людей давно уже пересели на личные машины и маршрутки, но и отменять их нельзя – пенсионеры и люди без машин этого не поймут.
Корреспондент «НВ», пользуясь случаем, задал несколько вопросов начальнику Октябрьской железной дороги Виктору Степову.
– Скоростной поезд уже соединил Санкт-Петербург и Хельсинки. Сейчас идет строительство еще одной ветки – «Аллегро» переведут на нее?
– Нет. Чтобы «Аллегро» пошел со своей скоростью, в ту дорогу, которую мы все знаем, было вложено порядка 15 миллиардов рублей, теперь это совершенно новая ветка. А вот для вывода грузового движения строится параллельно на принципах государственно-частного партнерства обходное движение через Приозерск, там будет строиться так называемый проблемный (против него протестуют экологи. – Прим. ред.) участок Лосево – Каменногорск, через него выйдем и к портам Высоцк и Приморск – вот это и есть обходной путь. А «Аллегро» останется на своем пути.
– В нашем городе планируется проведение одного из полуфиналов чемпионата мира по футболу 2018 года. Говорят, в связи с этим есть план строительства железнодорожной ветки Пулково – центр?
– Вы имеете в виду «Аэроэкспресс»? Это реальная программа. Она до 2018 года совершенно спокойно решается. А вообще для нас это задача на 2014 год. На сегодняшний день определяются источники финансирования, потому что это направление должно строиться и за счет федерального бюджета, и за счет РЖД. Заявка в Минтранс сделана, она поддержана Министерством транспорта, найден инвестор, который будет заниматься конечными устройствами и закупкой подвижного состава. На сегодняшний день готовность проекта высокая, что успеем к восемнадцатому году – сомнений нет никаких.
Олег Виловатых