Северо-Запад

То потухнет, то погаснет…

09 декабря

орреспонденты «НВ» рассказывают о старинных маяках Северо-Запада

Живущих у воды жителей Северо-Запада России маяками, казалось бы, трудно удивить. Да только маяков старинных, можно сказать классических, у нас осталось совсем мало. Ведь сооружения эти прежде всего утилитарные и должны выполнять свое назначение. Если старая башня обветшала, ее можно починить. Но вот когда меняется технология, то проще построить новое сооружение. Что повсюду и происходило. Однако кое-где маяки остались.

 

По приказу Петра


Это один из маяков на острове Гогланд. Поскольку рядом проходит фарватер, их прожекторы исправно трудятся. Сам Петр I приказал поставить здесь маяки, и поначалу их функции выполняли обычные костры, которые жгли моряки на высокой скале. Северный (Верхний) маяк (он изображен на фото) был поставлен в 1807 году и перестроен в 1965-м, а Южный, стоящий у самой воды, возвели в 1906 году и с тех пор капитально не перестраивали.
Море вокруг Гогланда очень опасное. На здешние скалы и пляжи частенько выбрасывало суда и жертв кораблекрушения. Так, в 1856 году здесь погибло судно «Америка», экипаж которого похоронен на местном кладбище. Броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» сел здесь на камни в 1899 году. А несколько лет назад на берег выбросило исследовательское судно «Леонид Демин». Более же мелких крушений – и не счесть. Но без маяков крушений было бы намного больше.


Спасло изящество


На выходе Новоладожского канала из реки Волхов поставлены два створных маяка (они помогали судам, выходящим из реки, «нащупать» вход в канал). Их называют Александровскими. Покрашены они, как и полагается: один – в красный, другой – в белый цвет, что указывает направление движения.
Металлические башенки невелики – всего несколько метров, – но очень изящны. Одно время в них ставили сигнальные лампы, потом, с утратой каналами судоходного значения, ставить перестали. Но маяки, к счастью, не снесли и даже периодически красят. Более того, они до сих пор числятся среди рабочих навигационных знаков на Новоладожском канале и являются памятниками истории федерального значения.

Теперь здесь детский санаторий

 

 

Это, не удивляйтесь, – тоже маяк. Речной. На реке Сясь, которая давно утратила статус судоходной, сохранилось вот такое здание 1840-х годов постройки. В это время у деревни Колчаново появилась пристань. Здесь заканчивались Рождественские сясьские пороги с их камнями-убийцами, названными Усан и Диакон. Не все барки с грузом счастливо миновали эти камни, и поэтому появление маяка, свет которого заранее возвещал о порогах, очень приветствовали лоцманы и купцы.

Маяк служил исправно, но недолго. Уже в 1860-е годы судоходство на Сяси пришло в упадок – мощным конкурентом стала появившаяся здесь железная дорога. Хозяин усадьбы, которую разбили вокруг маяка, использовал здание как жилое. Теперь же здесь детский санаторий «Колчаново». Его маленькие обитатели любят играть возле башни, воображая ее старинным замком.

 

 

Самый высокий в Северной Европе

 



Ладога – без малого море, и характер у этого огромного озера морской: местные шторма всегда опасны. Поэтому на Ладоге было поставлено несколько маяков, выполненных по типовому проекту. Некоторые из них сохранились. Один из таких маяков возвышается на Стороженском мысу недалеко от устья Свири. Высота этой башни, возведенной в 1906 году, – 71 метр. Здешний маяк – самый высокий в Северной Европе.

Поначалу маячный светильник работал на керосине, потом – на ацетилене из карбида, теперь здесь установлен электрический прожектор. Работники маяка иногда разрешают туристам подняться на самый верх, но подъем этот труден. Винтовая лестница быстро выматывает силы, и наверху уже не понять: то ли башню качает штормовой ветер, то ли это ноги подкашиваются. Зато виды великолепные!

 

 

Мог бы еще послужить

 

 

Маяк на мысу Самбой был поставлен для судов, идущих в Свирь по Онеге. Построен почти сотню лет назад – на маяке сохранились клейма 1920-х годов. Маяк сейчас в неплохом состоянии. И хотя стоит он заброшенным, мог бы пригодиться и сейчас – ведь в Щелейках реанимирована пристань. Карьерные самосвалы неустанно возят на эту пристань горы камня и щебня, которые потом идут через Свирь в Петербург. Возможно, капитанам было бы спокойнее, если бы они видели огонь маяка, но платить за восстановление сооружения, похоже, некому.

 

 

 

 

 

 

Татьяна Хмельник. Фото Александра Потравнова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь