То потухнет, то погаснет…
орреспонденты «НВ» рассказывают о старинных маяках Северо-Запада
Живущих у воды жителей Северо-Запада России маяками, казалось бы, трудно удивить. Да только маяков старинных, можно сказать классических, у нас осталось совсем мало. Ведь сооружения эти прежде всего утилитарные и должны выполнять свое назначение. Если старая башня обветшала, ее можно починить. Но вот когда меняется технология, то проще построить новое сооружение. Что повсюду и происходило. Однако кое-где маяки остались.
По приказу Петра
Спасло изящество
На выходе Новоладожского канала из реки Волхов поставлены два створных маяка (они помогали судам, выходящим из реки, «нащупать» вход в канал). Их называют Александровскими. Покрашены они, как и полагается: один – в красный, другой – в белый цвет, что указывает направление движения.
Теперь здесь детский санаторий
Маяк служил исправно, но недолго. Уже в 1860-е годы судоходство на Сяси пришло в упадок – мощным конкурентом стала появившаяся здесь железная дорога. Хозяин усадьбы, которую разбили вокруг маяка, использовал здание как жилое. Теперь же здесь детский санаторий «Колчаново». Его маленькие обитатели любят играть возле башни, воображая ее старинным замком.
Самый высокий в Северной Европе
Поначалу маячный светильник работал на керосине, потом – на ацетилене из карбида, теперь здесь установлен электрический прожектор. Работники маяка иногда разрешают туристам подняться на самый верх, но подъем этот труден. Винтовая лестница быстро выматывает силы, и наверху уже не понять: то ли башню качает штормовой ветер, то ли это ноги подкашиваются. Зато виды великолепные!
Мог бы еще послужить
Маяк на мысу Самбой был поставлен для судов, идущих в Свирь по Онеге. Построен почти сотню лет назад – на маяке сохранились клейма 1920-х годов. Маяк сейчас в неплохом состоянии. И хотя стоит он заброшенным, мог бы пригодиться и сейчас – ведь в Щелейках реанимирована пристань. Карьерные самосвалы неустанно возят на эту пристань горы камня и щебня, которые потом идут через Свирь в Петербург. Возможно, капитанам было бы спокойнее, если бы они видели огонь маяка, но платить за восстановление сооружения, похоже, некому.
Татьяна Хмельник. Фото Александра Потравнова