«Ленфильм» пытается выйти из кризиса
Пока в правительстве рассматриваются варианты дальнейшей стратегии развития старейшей киностудии страны, там начали строить Музей кино и преображать кинозал
Некогда работоспособная киностудия, на которой снимались десятки прекрасных картин, где жизнь била ключом, где знаковые режиссеры страны могли найти всяческую поддержку своим творческим амбициям, производит впечатление старого, ветхого дома, из которого ушла жизнь. Здесь почти не снимается кино, и если что-то происходит, то скорее вопреки, а не благодаря возможностям студии. После открытого письма Алексея Германа и Александра Сокурова премьер-министру России на встрече Сокурова с Владимиром Путиным достигнута договоренность о том, что будет сохранен статус киностудии, но решение, останется ли она в федеральной собственности или будет передана городу, до сих пор не принято. Также неясно, какой бюджет будет выделен на развитие «Ленфильма». Да и инвесторы не выстроились в очередь.
И вот на студии началось некое оживление. Связано ли оно с приходом два месяца назад на «Ленфильм» в качестве председателя Совета директоров студии Эдуарда Пичугина или с назначением в марте генеральным директором студии Владимира Шайдакова, трудно сказать. А возможно, что работникам студии просто надоело прозябание, и они решили начать обновление изнутри.
Первый шаг – открыли выставку «Как делается кино». В павильоне, на месте ресторана «Аквариум», где состоялся первый в России кинопоказ, выставили раритеты: реквизит из любимых зрителями фильмов «Золушка», «Синяя птица», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
– Интерес к выставке превзошел все ожидания, он нас вдохновил, мы поняли, как людям важно и нужно знать, что «Ленфильм» жив, что ему есть чем гордиться, – говорит историк кино Александр Поздняков. – Нам самим было очень интересно перетряхнуть свои архивы, у нас и вправду множество потрясающих вещей, ошибка считать, что все пропало. То, что увидел зритель, – это только верхушка айсберга. Сегодня мы создаем единый каталог фонда, и тогда ничего отсюда уже не сможет исчезнуть без следа.
Вторым шагом можно считать начало создания Музея кино. Журналистам продемонстрировали помещения, где уже ведутся ремонтные работы. Для чего, кстати, не требуется серьезных финансовых вливаний.
– У нас свой штат сотрудников, среди которых и электрики, и сантехники, свои художники, дизайнеры, которым ставится задача и они ее выполняют, – говорит генеральный директор «Ленфильма» Владимир Шайдаков. – Буквально к весне совершенно изменится главный вход в «Ленфильм», он сразу начнется с музейной экспозиции, часть коридоров и лестничных пролетов превратится в выставочные пространства. Первой откроется фотовыставка прекрасного оператора и режиссера «Ленфильма» Дмитрия Долинина.
Старый кинозал на 400 мест распахнет двери уже в феврале. Там будут проходить показы отечественных фильмов, шедевров мирового киноискусства, артхаусные фестивали. По мнению Александра Сокурова, в воссозданном кинозале надо не только показывать фильмы, но и устраивать их обсуждения, то есть возрождать киноклубы, когда-то очень популярные в среде интеллектуальной публики.
На студии будет создан Центр дебютного кино, где выпускники смогут снимать свои первые работы.
Дмитрий Пичугин, много лет занимавшийся созданием кинотеатральных сетей, говорит о том, что на территории «Ленфильма» уже закладывается строительство «Кино Сити». А в арсенале студии есть то ультрановое, чем можно гордиться: тон-ателье, где в превосходном качестве можно записывать концертную музыку.
Есть амбициозные планы превратить «Ленфильм» в место проведения масштабных международных кинофестивалей.
Перспективы обрисованы. Работа началась. Остается верить, что наконец наступит то время, когда «Ленфильм» начнет функционировать не только в качестве Музея кино и кинозала, но и как современная киностудия, на которой будут снимать, как и прежде, отличные фильмы.
Елена Добрякова. Фото Интерпресс