Семь часов с ангелами
Корреспондент «НВ» на один день стала воспитателем в детском саду и поняла, что эту тяжелую работу способна окупить лишь искренняя детская любовь
Воспитатели – это люди, с которыми малыши с 2 до 7 лет проводят большую часть своей насыщенной и разнообразной жизни. В эти годы, говорят специалисты, закладываются знания, умения и навыки человека, кроме того, детсадовский педагог призван отчасти заменить родителей ребенку в столь трепетном возрасте. Какими качествами он должен обладать, что знать и уметь? Чтобы ответить честно на эти вопросы, корреспондент «НВ» поработала воспитателем в старшей группе одного из детских садов Петербурга.
Накрыть, убрать, открыть…
Начну с того, что воспитатель должен быть «жаворонком». Рабочий день начинается в 7 утра. И в это время надо быть в детском садике во всеоружии.
7.30 – приводят первого ребенка. Родители такие же невыспавшиеся, как и мальчик, но папе и маме нужно идти на работу, а значит, Роме – в сад. За последующий час к завтраку подтягивается еще дюжина ребятишек.
Когда дело незаметно подкралось к утренней трапезе, мне сообщили неприятную новость: у помощника воспитателя (нянечки) заболел ребенок, она на больничном, поэтому накрывать на стол и убирать посуду придется самой.
– А посуду тоже мне мыть? – спрашиваю упавшим голосом.
– Нет, посуду придет мыть нянечка из другой группы, она и еду с кухни принесет.
8.30 – завтракаем запеканкой с чаем. Запеканку разложила по тарелкам, чай разлила. Дети аппетитом не радуют: кто-то лениво ковыряет (вкусный на вид, надо сказать) творожный продукт, кто-то и вовсе засыпает над тарелкой. Съел все без остатка только один мальчик – Коля – в группе самый маленький и худой. Остальных приходится убеждать в пользе завтрака, чтобы порции не отправлять в помойное ведро. Бегая между столиками и выясняя у сонных ребятишек судьбу их завтрака, постоянно отвлекаюсь на чирикающий домофон: некоторые родители предпочитают кормить детей завтраком дома и приводить к началу занятий. С горем пополам справляемся с трапезой. Собираю посуду, протираю столы и с опаской поглядываю на часы. Стрелки предательски показывают начало 10-го, хотя в 9 часов дети уже должны быть на музыкальном занятии.
«Они хорошо целуются!»
9.15 – обуваем чешки и поднимаемся в музыкальный зал. При этом минут 5 уходит на поиск некоторых пар мягкой обуви, которых почему-то не оказалось месте, еще столько же времени тратится на построение ребятишек, которые никак не могут выбрать себе пару. Малыши столпились вокруг хрупкой беловолосой Августы и рослого Игорька.
– Это наша пара в группе, – гордо заявляют дети, – они любят друг друга, даже целовались!
– У вас одна пара? – с трудом нахожу ответ я на столь взрослые познания моих воспитанников.
– Да, а нам больше и не надо – они хорошо целуются!
Наконец доходим до музыкального зала. Здесь воспитатель должен вспомнить о своей физподготовке – прыжки и подскоки вместе с детьми ему гарантированы. С этим я справилась, но затем провалила музыкальный экзамен. Педагог ставит отрывки из оперы «Щелкунчик» и просит определить на слух, какие инструменты звучат. Юные дарования отвечают, и отвечают правильно! Несомненно, это результат не одного занятия.
9.45 – натанцевавшись и вдохновившись классической музыкой, возвращаемся в группу. Далее следует мое занятие по этикету. Но дети, ощутившие передышку, как с цепи сорвались. Стоит страшный шум – кто-то делит игрушки, кто-то убежал в туалет, кто-то хочет пить. А в кулере как назло закончилась вода. Понимая, что бежать за помощью некогда и глупо, собственными силами взгромождаю 20-литровую бутыль на кулер. Мои тихие и спокойные призывы замолчать не действуют на расшалившихся детей. Немного повышаю голос, но стараюсь не сорваться на крик:
– Раз – ротики закрываем, два – садимся на места, три – глазки на меня, – сработало, дети успокоились.
Примирить враждующих девочек
10.00 – занятие по этикету и правилам общения проходит замечательно. Затруднение вызвал мой вопрос: «Что такое комплимент?»
– Это когда большой выбор новых вещей, – путает его со словом «ассортимент» общепризнанный лидер группы Алина.
– Нет, это когда мужчина женщине приятные слова говорит! – победоносно парирует Игорек.
Помня, что детей надо поощрять, в конце занятия награждаю каждого наклейкой или маленькой игрушкой. И в этом заключается моя стратегическая ошибка. Одному понравился подарок другого больше, чем свой. С моим предложением поменяться соглашаются далеко не все – следуют слезы, капризы, крики, скандалы. Словом, об уроке этикета все напрочь забыли.
10.30 – время полдника. Отправляю детей мыть руки и спешно разливаю йогурт по чашкам. Тут оказывается, что половина воспитанников йогурт не любит и хочет воды. Выливаю йогурт в раковину (жалко, а что делать?!) и наливаю им воду. Коля просит добавки полдника и спасает часть невостребованных йогуртов. Процедуру разливания прерывает душераздирающий вопль – Вика и Лера так и не договорились об обмене наклейками. Тогда одна выхватывает заветную «Китти» у другой и убегает. Вика в слезах за ней, а Лера говорит:
– А она у меня тоже сердечко отняла как-то, вот я и отомстила!
Применяю весь свой дар красноречия и имеющиеся умения психолога, чтобы примирить враждующих девочек. Убедить Леру вернуть наклейку не удается – а больше на это нет ни сил, ни времени. Надо мыть чашки и идти принимать кислородный коктейль в медицинский кабинет.
11.00 – беру поднос с чашками, умело строю детей парами, и поднимаемся на второй этаж. Сладкую воздушную пену ребята заглатывают намного охотнее йогурта и чая, вместе взятых. Просят добавки.
– Вы задержались сегодня? Обычно в это время вы уже гуляете? – спрашивает приветливая медсестра.
– Угу, – неопределенно отвечаю я. – Сейчас пойдем гулять.
Носки вместо рукавиц
11.25 – одеваемся на прогулку 15 минут, чтобы погулять 30 минут. Нас ограничивают обед и сон. Понимая, что проветрить детей перед сном и обедом надо, мужественно застегиваю все пуговицы, молнии и застежки на детских одежках. Завязываю шарфы и шапки. Наспех натягиваю на себя куртку, и выскакиваем на улицу. На прогулке оказывается, что Алина не услышала повторенный мной пять раз вопрос: «Все ли взяли рукавицы?» – и забыла их в шкафчике. Находчивая девочка находит в кармане невесть откуда взявшиеся носки и натягивает их на руки.
– Неудобно, зато не холодно, – успокаивает себя и меня Алина.
Получаса прогулки на пронизывающем ветру мне хватает, чтобы замерзнуть. Но дети бегают – для них холод нипочем.
12.10 – возвращаемся в группу, раздеваемся, моем руки. Я тем временем разливаю принесенный суп и раскладываю рис с мясом. Пока дети едят суп, второе – чуть теплое.
– Я не люблю холодное, – отодвигает от себя тарелку Рома.
– Я тоже не хочу! Мясо остыло, – вторит мальчику Аня.
Эти два заявления заставили отказаться от вкусного, но холодного второго абсолютное большинство обедающих малышей.
Не подводит лишь Коля, который мигом съедает суп и невозмутимо ест остывшие рис с мясом. С обедом с горем пополам справляемся. Тем временем Вика вспоминает про изъятую Лерой наклейку и устраивает очередной скандал. Приложив все силы и терпение, на сей раз мне удается убедить упрямую красивую девочку не мстить и вернуть отнятую наклейку.
Завидую «тихому часу»
13.00 – дневной сон. Выдвигаю нелегкие кровати-комоды, дети помогают в меру сил. Ребятишки готовятся ко сну. С тоской смотрю на постели – валюсь с ног от усталости. Нет сил говорить, успокаивать, торопить, одергивать. Ребята укладываются – кто-то лежит и ворочается, кто-то мигом засыпает. Спустя час тишину в спальне прерывает хлопок двери – пришла сменный воспитатель.
А мне никак не подняться с места – сказывается усталость, а еще семичасовая привязанность. За смену воспитателя я прикипела к детсадовцам. Что меня удивило, так это их ненасытное желание ласки и тепла. Каждый ребенок по одному улавливал момент и порывисто обнимал меня со словами: «Я люблю вас, Софья Анатольевна!»
– Вот оно – неподдельное, искреннее чувство благодарности. Им не хватает тактильного общения, внимания, родительской любви, – подумала я, поглаживая по мягким стриженым волосам прильнувшую ко мне Дашу. – А почему? Просто многие взрослые сегодня настолько загнаны работой и повседневными делами, что у нет времени, чтобы лишний раз пообщаться с ребенком, спросить, у него, как дела, поинтересоваться, что его волнует. Ведь перед современными папами и мамами стоят более важные и насущные задачи – заработать средства на приобретение ему модного финского костюма, отвести его в танцевальную студию и так далее. Вот и получается, что недополученную материнскую ласку и любовь призваны дать воспитатели.
В общем, педагоги должны уметь все: вставать рано, таскать тяжести, не срываться, обладать способностями психолога, танцевать, петь, успевать быстро убирать посуду и игрушки, составлять конспекты, все знать и уметь все объяснить, быстро ориентироваться в ситуации и уметь ее исправить. И эту адскую, позволю себе сказать, работу воспитателю сегодня окупает… нет, не зарплата, а любовь детей, их преданность и, конечно же, доверие родителей.
Софья Прокошева. Фото Евгения Лучинского