Днем с огнем
Корреспонденты «НВ» искали в городских парках работающие фонари, скамейки и урны, но нашли только проблемы благоустройства зеленых зон
Неблагоустроенность городских парков приобрела катастрофический размах. В местах, громко именуемых зонами отдыха, нет элементарных условий для прогулок: ни скамеек, ни урн. Общественных туалетов тоже нет – две уборные на огромный Удельный парк, например, вряд ли можно считать приемлемым количеством. И, наконец, самая главная беда – отсутствие освещения. В темное время суток гулять в наших парках рискнет далеко не каждый петербуржец. Недаром та же Сосновка с наступлением темных дней выходит в лидеры по числу преступлений, совершающихся на неосвещенной территории. Как выяснили корреспонденты «НВ», для того чтобы подарить петербуржцам комфортные места отдыха недалеко от дома и на свежем воздухе, нужно не так уж и много. В первую очередь – грамотное взаимодействие чиновников различных ведомств. Пока же районные администрации перекладывают ответственность на городской комитет, в Смольном кивают на район, а «Ленсвет» ждет и никак не дождется инициативы от чиновников на местах.
Парк Сосновка
Городской парк Сосновка в Выборгском районе считается самым большим и криминогенным парком города. Он ограничен проспектами Северным, Тихорецким, Светлановским и Мориса Тореза. Парк поражает своими масштабами, столетними соснами, а еще больше – своей заброшенностью. Назвать этот островок леса посреди города парком с трудом поворачивается язык. Жаль, но этот зеленый оазис призван дарить жителям Выборгского района лишь чистый воздух. Считать его местом для прогулок и отдыха нельзя из-за запущенности и отсутствия фонарей.
Сегодня из всех многочисленных дорожек хорошо подсвечена лишь центральная аллея парка, ведущая к памятнику погибшим летчикам. И еще кое-как освещено ответвление от основной аллеи к Светлановскому проспекту. Остальная лесистая местность с березами и соснами в темное время года погружена во тьму. И это не преувеличение. Корреспондент «НВ» проверила на себе и убедилась: гулять здесь в темное время суток может только сумасшедший.
Войдя в парк со стороны Тихорецкого проспекта, попадаешь в темный лес. Под ногами хлюпает грязь – ни одна из многочисленных тропок не заасфальтирована. Иду наугад, прохожу мимо разведенного компанией костра и встречаю мужчину на велосипеде. Судя по всему, он завсегдатай парка – уверенно указывает мне рукой в сторону единственной освещенной аллеи в парке. Но то ли я не следую верному направлению, то ли сведения ложны – вместо освещенной аллеи набредаю на очередную темную дорогу. Иду по ней – делать нечего, отступать некуда. По пути – ни одного фонаря, правда, кое-где попадаются столбы – намек на освещение. В парке – ни души. Оно и понятно – гулять в темное время в лесу малоприятное удовольствие. И вдруг вдалеке забрезжил свет! В надежде, что это долгожданная аллея, прибавляю шаг. Прохожу километр и… упираюсь в глухой забор. Судя по звукам, это стрельбище. Возвращаюсь, иду назад наугад и чудом через час прогулки во мраке набредаю на освещенную центральную аллею со скамейками и урнами. По аллее, несмотря на темное время дня, прогуливаются люди и мамочки с колясками.
– Здесь хорошо гулять с малышом – воздух чистый, – делится мнением одна из них. – Плохо одно – вообще нет освещения, уже после 16 часов гулять зимой можно только по краям вдоль дорог или тут – на центральной аллее. В самом парке просто жутко страшно, ни зги не видно... Поэтому по парку с ребенком я гуляю только днем, а вечером уже только по аллее или по окраинам парка. Знаю, что здесь были случаи ограблений, и не один раз!
– Парк фактически не охраняется! – поддерживает разговор прогуливающийся мимо местный житель Борис Арсеньев. – Никакой полиции. А еще из-за постоянной ружейной стрельбы не отдохнуть в дневное время, включая субботу и воскресенье.
– Парк подведомственен комитету по благоустройству, – прокомментировал ситуацию официальный представитель администрации Выборгского района Григорий Марголин-Каганский. – Мы в курсе недостаточной освещенности парка – местные жители постоянно жалуются на это. Со своей стороны неоднократно писали письма в комитет с просьбой решить вопрос со светом, но безуспешно. Там есть столбы, то есть программа освещения подразумевается. Но дело никак не может сдвинуться с мертвой точки! Идея создать велосипедное кольцо также есть, но когда появится трасса – непонятно.
– Сосновки нет в наших ближайших планах по благоустройству, – пояснили в комитете по благоустройству. – А вопрос освещения должны решать районная администрация совместно с «Ленсветом».
В ведомстве уверены: в Сосновке все в порядке. Формально за парк отвечает районная администрация. При этом утверждать план благоустройства должен профильный комитет. В итоге получилась абсолютно стандартная ситуация: зеленая зона оказалась между двумя ведомствами. И пока они кивают друг на друга, кто же должен привести Сосновку в порядок, парк утопает во мгле и пропадает от бесхозности.
Удельный парк
Многострадальный Удельный парк, этой осенью вновь оказавшийся в центре внимания из-за вырубки деревьев под строительные нужды, считается выявленным объектом культурного наследия регионального значения. Но, похоже, особый статус никак не сказывается на состоянии его территорий – по словам горожан, одной из крупнейших рекреационных зон Петербурга всерьез не хватает урн, скамеек, туалетов, а главное – фонарей.
Действительно, чтобы прогуляться по парку после наступления темноты, понадобятся серьезные навыки по спортивному ориентированию. Иначе найти дорогу в сумерках можно, разве что полагаясь на интуицию, – освещения на территории зеленой зоны попросту нет. Корреспондент «НВ» отважился совершить променад около 21 часа, войдя со стороны улицы Аккуратова, где расположена тренировочная база «Зенита». Пока путь пролегал вдоль освещенных спортивных площадок, проблем не было, но когда футбольные владения остались за спиной, пришлось попрощаться и с фонарями. Да и сама аллея стала предательски неровной – даже в потемках можно было разглядеть внушительных размеров трещины в асфальте. По крайней мере здесь еще наблюдается асфальт, впрочем, как и скамейки и урны – на отрезке приблизительно в 300 метров мы насчитали 10 скамеек и 20 контейнеров для мусора. Однако стоит сойти с асфальтированной дорожки, как вечерний променад превращается в экстрим. Парк расположен на двух террасах, разделенных уступом, который прорезают овраги. Чтобы спуститься в нижнюю часть парка, предстоит миновать довольно крутой склон, но в практически кромешной темноте сделать это, не споткнувшись и не угодив в яму, тяжеловато. На участке зеленого массива между Коломяжским проспектом и проспектом Испытателей территория напоминает скорее дикий лес – размытые дождями тропинки и местами непролазная грязь.
Но, несмотря на весь этот ужас, Удельный парк остается излюбленным местом отдыха горожан, обитающих в Приморском и Выборгском районах. Зимой здесь катаются на лыжах и санках, летом устраивают пешие променады, пробежки и спортивные соревнования. С неблагоустроенностью зеленой зоны людям приходится мириться.
– Постоянно гуляю здесь с детьми, – рассказывает молодая мама Людмила Авдонина. – Но с наступлением холодов он становится практически неприступным! Кроме главных аллей с коляской нигде не проехать. Еще очень грустно, что нет туалетов. Из-за этого иногда приходится прерывать прогулку и возвращаться домой!
На отсутствие должного количества уборных на территории уже обращал внимание чиновников глава комитета по благоустройству Андрей Подобед (в парке площадью в 150 гектаров работает лишь два отхожих места, эксплуатируемых ГУП «Водоканал»). В ответ директор филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга» Михаил Пробирский только разводил руками: оборудовать стационарные туалеты в парке просто нет технической возможности, поскольку отсутствует электричество.
С отсутствием фонарей ситуация тоже темная. За освещение большинства крупных городских парков отвечает ГУП «Ленсвет». Но, как пояснили на предприятии, инициатива по установке освещения должна исходить из районных администраций.
– Из Приморского района таких заявок не поступало, – сообщила официальный представитель «Ленсвета» Анастасия Раваева. – В прошлом году правительством была принята целевая программа освещения садов и парков до 2020 года, в которую вошел и Удельный парк.
Правда, когда именно в Удельном загорятся фонари, в ведомстве не уточнили. Остается надеяться, что горожанам не придется ждать еще восемь лет, пока на территории их любимого парка станет светло и безопасно.
Елагин остров
Единственный, пожалуй, крупный парк в Петербурге, состояние которого не вызывает у горожан вопросов, – ЦПКиО. Дорожки и аллеи Елагина острова прекрасно освещены и подметены. Через каждые 30–40 метров установлены урны, мимо которых (можем ведь!) посетители зоны отдыха почти не бросают фантики, окурки, бутылки и обертки. Выходит, при желании содержать зону отдыха практически в идеальном порядке не так уж и сложно? А может быть, все дело в том, что по выходным вход в ЦПКиО для любителей отдохнуть на природе платный?
– Дело вовсе не в этом, – заверила корреспондента «НВ» официальный представитель администрации парка Марианна Тищенко. – Во-первых, все мы прежде всего работаем для наших посетителей и стараемся сделать их пребывание на Елагином острове приятным и максимально комфортным. А во-вторых, работая в ЦПКиО, невозможно не полюбить это место всем сердцем, а когда любишь, то бережешь и хочешь только самого лучшего. Поэтому и убираем, и освещаем, и украшаем. Постоянно ведется и реконструкция зданий, но надо учитывать, что мы государственная организация и все работы у нас ведутся по утвержденным городом планам и бюджетам. Все четко.
Четкое планирование, похоже, является реальным залогом успеха. Так что, прогуливаясь по аллеям парка, очень трудно встретить разбитый плафон или перегоревшую лампочку. Вероятно, поэтому каждый день сотни петербуржцев и стремятся сюда.
– Мы очень серьезно изучаем опыт лучших зарубежных парков, – продолжает Марианна Тищенко. – Их опыт стараемся перенимать. Уже несколько лет к зимнему сезону на зданиях Елагина дворца и окружающих его корпусах монтируется красивая подсветка. Людям очень нравится! А в этом году впервые на Масляном лугу мы установили световой фонтан. Традиционную новогоднюю елку тоже уже поставили – на единственном в городе бесплатном массовом катке. К сожалению, его залить пока не удается – погода не позволяет. Но, когда ударят морозы, отдыхающие смогут насладиться видом нашей замечательной сверкающей елочки.
К слову, уже послезавтра посетители ЦПКиО все-таки смогут примерить коньки и поупражняться в выписывании фигур на льду. В этом году в парке снова открывается второй каток, с искусственным льдом. Вот только удовольствие это не бесплатное – желающим покататься придется раскошелиться на 100 рублей в час.
Каких-то серьезных происшествий или беспорядков ни работники, ни завсегдатаи ЦПКиО не припомнят. В парке работает собственная патрульно-сторожевая служба, сотрудники которой постоянно следят за порядком на дорожках, площадках и даже в самых дальних концах вверенного им объекта. Посты с контрольных пунктов, расположенных на ведущих на остров мостах, не снимают даже ночью. Кстати, местоположение ЦПКиО – один из главных залогов безопасности. Даже самый бестолковый грабитель или хулиган понимает – в случае чего ему просто не удастся скрыться незамеченным, ведь все равно придется миновать охранников. Разве что покинуть место преступления вплавь. Зимой, конечно, попасть на территорию острова можно, рискуя жизнью, по льду. Но на такой шаг уже давно никто не отваживался.
Приморский парк Победы
Буквально в паре сотен метров от Елагина острова, в Приморском парке Победы, расположенном на другом берегу Средней Невки, картина совсем иная. Более-менее освещена здесь только часть центральной аллеи (на картах Петербурга она обозначена как Батарейная улица), а в остальных уголках зоны отдыха царит кромешная тьма.
– Я работаю в одном из ресторанчиков на Южной дороге барменом и всегда обхожу парк Победы стороной, хотя через него можно серьезно срезать путь, – рассказал петербуржец Дмитрий Абраменко. – Во-первых, из-за того, что ничего не видно, легко можно ногу или руку сломать. А во-вторых, страшно рисковать здоровьем. У нас слухи ходят, что пару раз в парке людей сильно избили и ограбили. Лучше уж время потерять, идя в обход, зато целым и невредимым остаться!
Впрочем, официальных подтверждений преступлениям получить не удалось. Либо пострадавшие не обращались с заявлением в полицию, либо это просто плод фантазии не в меру впечатлительных горожан. Хотя именно в Приморском парке Победы я сам однажды чуть не стал жертвой ограбления. Отлучившись чуть в сторону от центральной аллеи «пообщаться с природой» (с туалетами тут, кстати, тоже большая напряженка), я тут же нос к носу столкнулся с тремя крепкими молодыми людьми восточной внешности, потребовавшими на месте отдать им всю наличность и телефон, «если хочу жить». В качестве серьезности намерений один из грабителей продемонстрировал внушительных размеров нож. Спасло только вмешательство товарищей, в качестве аргументов похватавших в руки валявшиеся на земле бутылки и даже урну. Бандиты попытались ретироваться, но одному этого сделать не удалось. К сожалению, сотрудников правоохранительных органов поблизости не оказалось, поэтому вразумить грабителя пришлось собственными методами.
Картина кардинально поменяется, как пояснили работники парка, с вводом в эксплуатацию нового стадиона. Уже запланированы масштабные работы по монтажу нового освещения, которые сейчас невозможно провести как раз из-за строительных работ. На аллеях обещают поставить новые светильники, пруды почистят, а на центральной площади заработает самый большой в городе фонтанный комплекс. Но случится это не раньше чем через год-полтора.
– В сырую осеннюю погоду у нас обычно немного отдыхающих, – сообщил работник парка, пожелавший остаться неизвестным. – Вот когда снег выпадет, посетителей прибавится – в основном за счет лыжников. Не думаю, что их тут ждут какие-то опасности. Главное – соблюдать правила, не пытаться пересечь пруды, пока лед крепкий на них не установится. А вообще, пока не закончена стройка, в районе будущего стадиона, в принципе, и делать-то нечего. Тем, кто гуляет недалеко от входа, опасаться не стоит.
Никита Рубцов, Софья Прокошева, Анастасия Ложко. Фото Евгения Лучинского