Экономика

Одно другому не мешает

20 декабря

В этом дворе долгие годы мирно соседствовали «обычный» старый магазин (этакий советский «Гастроном») и торговая зона из трех павильонов, по два-три прилавка в каждом. За одним торговали хлебом, за вторым – молочными продуктами, за третьим – бакалеей, за четвертым – овощами, фруктами и так далее.

И это были никакие не «ужасные ларьки» – вся торговая зона была выполнена в едином утвержденном стиле (обратите внимание на дизайн единственного сохранившегося павильона). 

Атаки на зону начались года два назад. Но тогда торговцы организовали сбор подписей местных жителей, которые их дружно поддержали, – и торговля устояла.

Тем временем пошли слухи о скором появлении на месте «Гастронома» нового сетевого магазина. И местные жители были не против. Однако практически одновременно с появлением сетевиков были снесены все торговые павильоны. Кроме одного (вот совпадение!) – того, что торгует всякими хозяйственными мелочами, а стало быть, сетевикам – не конкурент.

И такая картина наблюдается не только в этом дворе, но и в соседних. Теперь в округе на семь сетевых магазинов один небольшой «эксклюзивный» и два с половиной киоска.

 

 

 

Одно из свершений петербургской власти «нулевых» годов – «сетевизация» розничной торговли. По этому показателю северная столица – не только российский, но и мировой лидер: по авторитетным экспертным оценкам (официальных методик расчета по этому вопросу не существует) более 80 процентов продовольственного рынка принадлежит корпорациям с красивыми иностранными названиями. Возможно, прежнее городское руководство просто по-человечески раздражали оскорбляющие эстетическое чувство ларьки. И на смену металлическим коробкам действительно пришли вполне презентабельные, выполненные в едином стиле павильоны. Но и они большей частью простояли недолго. При этом мы можем с указанием сроков и адресов доказать, что предприятия мелкорозничной торговли сносили именно там и именно тогда, когда в микрорайоне намечалось открытие очередного сетевого магазина.

С приходом Георгия Полтавченко город не то чтобы застыл в ожидании торговых перемен, но как минимум стал на них надеяться. Однако пока все идет по-старому. О причинах наметившегося продолжения борьбы с малым торговым бизнесом можно говорить только предположительно, но все-таки выдвинем пару версий.

Первая – это власть стереотипов. С 1990-х годов осталось представление, что малая торговая точка – это будка, перед которой пьют пиво и плюют на тротуар различные мятые личности, а с обратной стороны данной будки они же справляют естественные надобности. Что с того, что таких будок давно уже нет – стереотипы живучи.

Ну а вторая версия – власти просто не понимают, зачем при таком-то количестве супермаркетов иметь еще и торговые павильоны и небольшие независимые от сетей магазины. Действительно, зачем? Попробуем разобраться.

 

малый бизнес

«Было бы где торговать... »

Что могла бы нам с вами дать малая торговля, наглядно демонстрируют старые петербургские, так называемые колхозные рынки. Чего только нет у тамошних «ларечников»! Живые осетры и карпы, икра красная пяти-семи видов, свежие утки, гуси, поросята, индейки, баранина и телятина, несколько сортов риса – для разных видов плова и каш, овощи как местного производства, так и со всего мира, разнообразие фруктов. А, например, в чайном отделе автор насчитал более 50 сортов чая. В отделе рыбных закусок – несколько десятков видов вяленой, соленой, копченой, сушеной рыбы с различными приправами и всевозможных видов нарезки. И по каждой утке, по каждому виду риса или чая продавец может прочитать лекцию: где что росло, как в Петербург попало. И подсказать рецепт – душевная, одним словом, атмосфера. При этом все хоть и дороговато, но не запредельно, на праздничный стол можно себе позволить. 

Почему дорого, понятно: место на рынке стоит немалых денег, доставка, особенно из южных регионов, обходится недешево, на постах ДПС приходится платить, чтобы груз, придравшись к документам, не арестовали, справки всякие тоже оплачиваются. И, конечно, счастливчики, пробившиеся на рынок, чувствуют себя почти монополистами – супермаркеты с продуктами вечного хранения и достаточно скудным выбором им не конкуренты.

Продавцы на рынках, конечно же, не раскрывают секретов ценообразования, о которых сказано выше, но на один вопрос: «А могли бы вы привозить товара больше – чтобы на хороший торговый павильон хватило?» – отвечают даже с жаром: «Конечно!» Узбек, у которого рис на любой вкус и три десятка приправ к плову, говорит: уверен, что его кишлак мог бы в разы больше риса выращивать – если б было кому его продать. Оптовики же его за копейки скупают, а самому до Питера довезти – много денег надо. Да и сколько его с одной точки продашь? Был бы ларек с хорошим хозяином из местных и чтобы с доставкой помогал – завалили бы его этим рисом, причем очень дешево.

Азербайджанец с чаями лекцию по внешней торговле прочитал. Мол, у вас в магазинах только тот чай, что крупный оптовик у крупного производителя покупает, – какой же тут выбор? А он может чай и из Турции, и из Ирана, и даже с Цейлона (но не от крупных фирм) достать. И, конечно, грузинский, азербайджанский. Тысячи ферм выращивают чай, у каждой он особенный, а у вас в Петербурге в магазинах только десять сортов. Привезу сколько надо – и о цене договоримся!

Пожилой кавказец с фруктами вообще распереживался. В прежние времена, говорит, самые ранние овощи и фрукты в Москву и Ленинград везли из Дагестана. В сезон – если бы вы (в смысле петербургская торговля) товар у нас брали – все стоило бы копейки. Зимой урюк дешево стоит, фрукты сушеные, джемы. Баранов бы вам везли живых, птицу. Да не нужно здесь это никому. А в Дагестане безработица – люди бы и рады сельским хозяйством заниматься, если бы было кому продать по честной цене.

Если бы автор поговорил с русскими продавцами (они торгуют в основном мясом и молочными продуктами), уверен, они сказали бы то же самое: организуйте торговлю – и мы обеспечим вас отличными продуктами в любых количествах. И чем больше возьмете, тем дешевле будет. Но – нет в Петербурге по известным причинам малой торговли. А те ларьки и павильончики, что остались, предпочитают торговать бакалеей. Какой смысл в холодильники, в хорошие склады вкладываться, если договор аренды того и гляди закончится и его, скорее всего, не продлят. Придет чиновник и скажет: мы, дескать, тут за цивилизованную торговлю радеем.

Исключение – пригревшиеся в некоторых районах «фермерские» мясные и молочные ларьки. Не все же чиновники в районных администрациях дуболомы, слепо выполняющие любой приказ начальства или «спонсоров», – есть и нормальные «государевы люди», которые о стране и народе думают.

…А как же тогда быть с отчетами и рапортами, согласно которым в Петербурге с малым бизнесом – полный порядок? Увы, к торговле эти данные отношения не имеют. Просто в северной столице, как в любом крупном финансовом центре, существует масса мелких коммерческих фирм, оказывающих различные услуги. Кроме того, поскольку статус «малого» обеспечивает бизнесу ряд преимуществ, то крупные и средние компании выводят свои структурные подразделения «за штат». В итоге в городе плодится вовсе не средний класс, а офисный планктон.

 

производители

«Сети обложили промышленность данью»

Считается, что сетевые магазины торгуют дешево. Правда, возникает вопрос: а как при такой «дешевизне» стали долларовыми миллиардерами не только, скажем, владелец «Х5 Ритейл Групп», но даже крупные менеджеры компании? Все дело в обороте? Отнюдь. Миф о справедливых сетевых ценах – это результат, во-первых, грамотной рекламной политики. Если на половине ценников писать, что старая цена данного товара – 100 рублей, а новая, к примеру, 70, то у человека складывается впечатление, что он очень удачно зашел в этот магазин. Второй источник мифа – грамотная маркетинговая политика сетей. На самых видных местах торговых залов выставляются самые дешевые продукты: какие-нибудь пельмени с соевой начинкой, куски промороженного костлявого мяса… А вот цены на нормальные продукты вполне сопоставимы с «колхозно-рыночными» и зачастую выше, чем в фирменных иностранных (в частности – финских) магазинах Петербурга.

Единственная правда насчет цен – в том, что сетевики стараются их «не задирать» (во всяком случае, на товары социальной группы) и меняют их плавно. Но кто обеспечивает эту стабильность? И чем это кончится? Развалом отечественного сельского хозяйства и пищевых предприятий – считают в Союзе пищевых предприятий Санкт-Петербурга.

Приведем цитату из письма этой организации, пришедшего в нашу редакцию:

«На прилавках торговых сетей Санкт-Петербурга с каждым годом все меньше продуктов, произведенных в северной столице. Сети обложили промышленность данью за право доступа к потребителю. Формы этой дани всем известны: бонусы, принудительные скидки, навязываемые услуги, штрафы и тому подобное. Переход торговли на совершенно другую модель хозяйствования: основным источником дохода становится паразитирование на реальном производстве под угрозой отлучения от рынка. Вторым следствием доминирования сетей оказалось вымывание из ассортимента сетей продукции петербургских производителей. В результате предприятия, производящие продовольствие, в лучшем случае меняют собственников, а в худшем прекращают деятельность».

Данное письмо – далеко не первое в череде подобных. Хлебопеки, молочники, мясоперерабатывающие предприятия не раз обращались к властям и общественности с жалобами на сети. Торговые монополисты вынуждают пищевиков отдавать товар почти по себестоимости и даже ниже, переработчики в ответ вынуждены душить ценами аграриев.

Пару лет назад ценовым вопросом занялся лично премьер Владимир Путин. Приехав в один из московских магазинов «Перекресток», он выяснил, что торговая наценка на обычную колбасу составляет там 50 процентов, на свежее мясо – 120 процентов! Директор магазина для вида устыдился. Но все осталось по-прежнему – и в Москве, и тем более в Петербурге.

Что же предлагают петербургские пищевики? То же, что и все остальные, – восстановить нормальную конкурентную систему торговли. 

– Девять лет назад на розничном рынке продовольствия в Петербурге работало около восьми тысяч торговых точек – от ларька до супермаркета, – говорит вице-президент, исполнительный директор Союза пищевых предприятий Санкт-Петербурга Игорь Подлипенцев. – Эти торговые точки зарабатывали только на торговой наценке. Поэтому стремились разместить на прилавках максимально возможный ассортимент. Боролись за покупателя. Торговле хватало торговой наценки для развития, а пищевая промышленность была рентабельна.

Да, сетевые магазины есть во всех развитых странах. Должны они быть и в Петербурге. Но в тех же развитых странах в отношении сетевиков действуют жесткие ограничительные меры.

 

потребители

Как объясняют эксперты, экспансия торговых сетей сильно бьет и по нашей потребительской корзине. Ведь сети всегда стремятся к монополии (в данном случае речь идет об олигополии – доминировании ограниченного количества игроков), а это, разумеется, неизбежно приводит к росту цен при одновременном падении качества.

Анна Игнатова, офис-менеджер в строительной компании:

– Сети окончательно захватили продуктовый рынок Петербурга. Когда открывается гипермаркет, маленькие магазины, расположенные неподалеку, неизбежно и очень быстро умирают. Совпадение? Не выдерживают конкуренции? Или их просто «уходят»?.. У нас на проспекте Большевиков нет недостатка в крупных торговых точках. Но разве это удобно, если тебе надо купить хлеба или молока? Бегать по залу, выстаивать очередь у кассы… Кстати, понятно, что даже если ты пришел сюда только за тем же хлебом, то едва ли удержишься от лишних покупок. Не раз замечала, что в супермаркетах работает столько касс, сколько нужно, чтобы очереди не рассасывались – чтобы, стоя в этих очередях, люди покупали товары, развешанные у касс.

Виктор Коровин, программист:

– В гипермаркетах меня просто бесят две вещи. Первое: почти весь товар идет в фасовке. Хочешь купить лимончик? Как бы не так – покупай целуй авоську! И второе – это товар в упаковке. Речь идет об овощах, о мясе. Сколько раз замечал, что упаковывают товар не абы как. Скажем, филе. Сверху кладут хорошие куски, снизу – дрянь. Или овощи. Их всегда поворачивают подгнившими боками к поддону. И ведь никуда не денешься – приходится покупать. Других-то магазинов в округе нет.

 Игорь Максимов, музыкант:

– Крупные продуктовые магазины должны быть. Но вместе, а не вместо небольших киосков и обычных магазинов средней руки. У моего дома сразу два магазина одной сети, которые пришли на смену «обычным» магазинам и киоскам. И теперь у меня просто нет выбора. Речь даже идет не о выборе магазина, а о выборе товаров. Потому что у этих сетевиков одни и те же почему-то мятые овощи, один и тот же набор сыров, колбас, напитков и так далее. Хорошо, что в их ассортименте представлены «мои» напитки и «мои» кисло-молочные продукты. Но теперь у меня большие проблемы с покупкой любимого сыра, закваски, сосисок… Не говорю уже о свежей рыбе и охлажденном мясе… Но я все равно хожу за покупками к сетевикам – потому что не могу каждый день после работы рыскать по городу в поисках нужных продуктов. И если в сетевом ассортименте вдруг нет того, что мне нужно, я оказываюсь просто в безвыходном положении. К слову, слышал, что скоро и сигареты будут продавать только в супермаркетах. С какого перепугу?!

Марина Зубина, секретарь:

– В сетевых магазинах «выгодные предложения» – на каждом шагу. Не знаю уж, насколько они выгодны… Но не раз видела, как покупатели ругались с кассирами, которые пробивали им товар не по скидочной, а по обычной цене. Да и сама дважды попадала в такую ситуацию. Первый раз плюнула: все равно, что со скидкой, что без скидки, а надо было купить (на это, видимо, и расчет). А второй раз рядом со мной в очереди стоял такой «продвинутый» молодой человек. Так он поднял шум. Вызвал администратора зала. Та ему говорит: «Акция закончилась – просто не успели сменить ценник». А он ей: «Товар обязаны продавать по цене, заявленной на ценнике. Это называется публичная оферта». Администратор уперлась – ни в какую. Он: «Вы понимаете, что нарушаете закон?» А она: «Да. Ну и что?»

 

 

 

Владимир Владимиров. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь