Ветер требует перемен
Участившиеся природные катаклизмы ставят вопрос о необходимости усиления мер безопасности
После двух подряд снежных зим в Петербург пришла зима теплая и… штормовая. Предупреждения климатологов о том, что природные аномалии могут стать нормой, начинают сбываться. Подобные катаклизмы нельзя предотвратить, но к ним нужно готовиться. Иначе каждый раз придется ссылаться на аномальность природных явлений – хотя они становятся все менее исключительными.
Удар циклона «Патрик» Петербург выдержал не без потерь. Порывов ветра не выдержали 16 рекламных конструкций и две новогодние елки. С крыш срывались железные листы, упали четыре десятка деревьев. Еще хуже ситуация была в Ленинградской области, где остались без света Кингисепп и Выборг. Спасибо сотрудникам МЧС: они в минувшие два дня выполняли работу, которую должны делать электрики, кровельщики, монтажники. Главное – обошлось без человеческих жертв. И материальный ущерб меньше, чем в Эстонии, Финляндии, Норвегии, – там, правда, скорость ветра была еще выше, чем у нас.
По словам главного синоптика Петербурга Александра Колесова, ветер силой 25–28 метров в секунду, бушевавший в начале недели в Петербурге, уже опасен. И в том, что человеческих жертв не было, сыграло роль и обычное везение. Например, машина, пострадавшая от падения рекламного щита на площади Конституции, оказалась пустой. На колокольне Петропавловского собора спасатели вовремя закрепили металлический лист, а на здании Двенадцати коллегий – не успели: кусок жести полетел на тротуар, по счастью оказавшийся в эту минуту безлюдным. Наводят страх и дорожные знаки, трясущиеся от порывов ветра. Уже были случаи, когда они падали на автомобили, но водителям и их пассажирам все время везло. Стали известны и некоторые подробности ЧП на Пискаревском проспекте, где порыв ветра опрокинул ни много ни мало – остановочный павильон. Если бы не скорость реакции мужчины, ожидавшего транспорта, жертв избежать бы не удалось. Он вовремя заметил, что павильон накренился, и буквально вытолкнул из-под него женщину с коляской. В следующую секунду тяжелая конструкция со всего маху опрокинулась на землю.
Но нельзя всегда рассчитывать лишь на удачу. Приведенные примеры – уже достаточное доказательство того, что процесс установки потенциально опасных объектов требует особо тщательного контроля, а лучше – ужесточения правил.
Например, совершенно непонятно, на что надеялись рабочие, монтировавшие крепления новогодней елки на улице Савушкина. Многометровая ель рухнула на землю в считаных метрах от входа в крупный торгово-развлекательный центр – и опять же только чудо спасло спешащих за подарками покупателей от гибели. Что мешало укрепить ствол?
И ведь из соседних Норвегии и Финляндии, где циклон бушевал еще свирепее, сведений о подобных ЧП не поступало – хотя там новогодних елок не меньше…
Что же касается крыш и рекламных щитов, то здесь, пожалуй, можно говорить не столько об усилении мер безопасности, сколько о соблюдении уже имеющихся. В первом случае приходится возвращаться к вопросам качества ремонта кровли, на который в этом году потрачен не один миллиард бюджетных рублей. А во втором – об ответственности ведомств, подписывающих разрешение на установку рекламного щита.
– Правила установки рекламоносителей у нас в городе и так очень жесткие, – рассказал корреспонденту «НВ» специалист компании, занимающейся производством рекламных конструкций, Виктор Товмаченко. – Каждый стенд в обязательном порядке должен иметь свой паспорт, в котором прописана буквально каждая мелочь. В частности, в нем указываются даже детали перевозки конструкции, ее чертеж, технические данные, комплектация. Обязательно прописывается и порядок монтажа, правила эксплуатации и даже перечень механизмов и оборудования, необходимых для установки.
Безопасности рекламных щитов посвящен пункт 5.3 «Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге». В нем, в частности, четко прописано: «Фундамент (основание) отдельно стоящего рекламоносителя должен быть в обязательном порядке заглублен в землю (вровень с поверхностью)».
– Если монтаж выполнен по всем правилам, никакой ураган щиту не страшен, – уверен Виктор Товмаченко. – Чтобы его повалить, придется стенд тяжелым грузовиком таранить. Так что речь в данном случае нужно вести не о необходимом усилении опор конструкций, а о том, что рабочие должны добросовестно выполнять данное им задание. Кстати, остановочных павильонов это тоже касается.
Гораздо большую тревогу у экспертов вызывают рекламоносители, установленные на крышах и стенах домов. Само состояние многих петербургских кровель не дает стопроцентной гарантии того, что стенд не рухнет вниз от сильного порыва ветра даже при соблюдении всех правил его монтажа.
– Требования к установке различных конструкций у нас есть, не нужно менять законы, ужесточать их, – прокомментировал ситуацию депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов. – Запретить ураганы мы, к сожалению, не сможем, поэтому необходимо ввести персональную ответственность должностного лица, подписавшего документы и разрешившего установку рекламного стенда, информационного щита или той же новогодней елки. Обычно люди, занимающиеся оформлением, не слишком хорошо разбираются в технических вопросах, поэтому их должны контролировать специалисты технических ведомств. Когда же мы говорим о поваленных ветром елках, то здесь нужно разбираться – насколько качественно рабочие их закрепили. Если были допущены нарушения, наказания должны нести и рабочие, и должностные лица, которые у них работу принимали. Еще раз повторю: ужесточать нормативы не стоит. Они у нас еще с советских времен, когда все на случай атомной войны рассчитывали. Просто нужно их неукоснительно соблюдать, тогда и падать от ветра ничего не будет.
Владимир Афанасьев. Фото Интерпресс