Европа начала год с Янсонса
Российскому дирижеру доверили «национальное достояние» Австрии – Новогодний концерт Венского филармонического оркестра
Старушка Европа славится своими традициями, и одна из важнейших среди них в области классической музыки – Новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Он проводится в Большом зале Музикферайн с 1939 года и собирает самую блестящую публику всей Европы. Билеты на него так просто не достать: если, к примеру, вы захотите посетить подобный торжественный вечер в следующем году, придется прямо сейчас подавать в интернете заявку на участие в конкурсе за право приобрести билет. Однако, к счастью, стать свидетелем знаменательного концерта можно и не побывав в зале: телетрансляцию в прямом эфире проводят в 73 странах (в том числе и в России), и благодаря этому аудитория концерта составляет примерно 50 миллионов слушателей.
Многие годы на этом концерте оркестром управляли исключительно австрийские дирижеры. Однако с 1987-го приглашают лучших дирижеров из других стран. Лишь немногим дается право управлять Венским филармоническим оркестром, и единственный российский дирижер за всю историю, выбранный самими музыкантами для Новогоднего концерта, – Марис Янсонс. Даже великий Герберт фон Караян управлял коллективом на Новогоднем концерте лишь однажды. А для Мариса Янсонса выступление в этом году стало уже вторым (первый раз маэстро удостоился такой чести в 2006 году).
Как всегда на мероприятиях такого уровня, на концерте в Музикферайн все четко регламентировано: зал утопает в цветах, подаренных итальянским городом Сан-Ремо, в программе всегда звучит музыка Штраусов, а на бисы исполняется вальс «На прекрасном голубом Дунае», во время которого дирижер останавливает музыку после первой ноты и поздравляет публику.
Так было и на сей раз. Золотой зал, украшенный белыми лилиями, белыми и алыми розами, а также ромашками, полон. Под управлением Янсонса оркестр заиграл «Отечественный марш» Иоганна и Йозефа Штраусов, затем, ловко укорачивая первую долю, – вальс «Танец на балу в Ратуше». Так же как и последовавшая за ним полька «Или-или», он впервые звучал на Новогоднем концерте.
На знаменитой польке «Трик-трак» к оркестру присоединился Венский хор мальчиков – коллектив с более чем 500-летней историей, работавший в разное время с Глюком, Моцартом, Шубертом, Брукнером… Последний раз в Венском новогоднем концерте он участвовал в 1998 году с дирижером Зубином Метой и вот вышел на сцену снова – с Марисом Янсонсом. Также в первом отделении прозвучал вальс «Венские граждане» Карла Михаэля Цирера, полька Иоганна Штрауса «Альбион», исполнение которой посвящалось грядущей Олимпиаде в Лондоне, и полька «Жокей». В телетрансляции кадры с концерта во время исполнения этих произведений чередовались с видами Вены.
Во время антракта телезрителей развлекали музыкальным фильмом «Музыка в воздухе», в котором прозвучали произведения Шостаковича, Годовского, Дебюсси, Римского-Корсакова в исполнении музыкантов оркестра. Герои короткометражки – туристы из разных стран – гуляли по улицам старой Вены и, вдохновленные увиденным, по замыслу режиссера взлетали в воздух над дворцами, фонтанами и садами…
После антракта также по традиции к оркестру присоединился балет – правда, виртуально. В нескольких номерах телезрители переносились под музыку оркестра в другой венский дворец – Верхний Бельведер. Там, среди картин Австрийской галереи, танцевали солисты Венского балета, причем в одном из номеров хореография Давида Бомбаны перекликалась с композицией картины Густава Климта, выставленной в том же зале.
Вторая часть концерта оказалась более зрелищной – и в том заслуга Мариса Янсонса. На галопе «Первая паровая железная дорога в Копенгагене», написанном «северным Штраусом» Гансом Кристианом Лумбье, маэстро свистел в свисток, изображая поезд, а несколько оркестрантов, изображавших шум поезда, надели фуражки железнодорожников.
Шоу продолжилось и во время польки Йозефа Штрауса «Праздник огня», когда Марис Арвидович «орудовал» аж двумя молотками, создавая ощущение пребывания в кузнице.
Непревзойденный интерпретатор музыки Чайковского, Янсонс не смог отказать себе в удовольствии чуть-чуть нарушить австрийские традиции и добавить в концерт пару фрагментов из «Спящей красавицы». Еще одним «мостиком в Россию» стало исполнение оркестром написанных для концертов в Павловске польки «Пиццикато» и «Персидского марша». Исполненная на пианиссимо легкая, «порхающая» полька вызвала восторг в зале, и без того с огромным наслаждением слушавшем концерт. То, как тонко Янсонс чувствует музыку, как искренне он передает оркестру интонации, с которыми должен прозвучать тот или иной фрагмент, незабываемо. Где-то – ослепительная улыбка наслаждения маэстро, где-то – убранные руки, предоставляющие оркестр на несколько секунд самому себе (но так, чтобы не выпустить его ни на секунду из-под контроля), – эта теплота отношений с коллективом, доверие и любовь к нему, безусловно, обращают на себя внимание публики.
После официальной части концерта прозвучали бисы, также заранее оговоренные. Для начала это была полька «Тик-так», которую завершило появление на сцене огромного будильника, в который «позвонил» Марис Янсонс. Затем зазвучал вальс «На прекрасном голубом Дунае», после первой ноты которого дирижер поворачивается к залу и говорит: «Венский филармонический оркестр и я желаем вам счастливого Нового года!» Завершил выступление «Марш Радецкого», во время которого публика аплодировала в такт, а маэстро дирижировал уже всем залом, то снижая громкость аплодисментов, то увеличивая ее и тем самым превращая публику в один огромный музыкальный инструмент.
Алина Циопа. Фото AFP