«Комедия должна быть элегантной»
Актер Леонид Ярмольник следует завету своих учителей: комедийному актеру надо играть серьезно, а не «корчить рожи»
Январь богат кинопремьерами. В их числе – комедия «Моя безумная семья», в которой снялись такие известные актеры, как Лариса Удовиченко, Мария Шукшина. И Леонид Ярмольник. Его герой – крупный бизнесмен, глава семьи, любящий отец единственной дочери – планирует для своей Вики выгодную партию и с большим подозрением относится к ее собственному выбору молодого человека.
– Леонид, у вас, как и у вашего героя Бронислава, единственная дочь-красавица…
– Да уж, тема мне близкая! Хотя семья у меня вовсе не безумная, а, слава Богу, счастливая. Моя жена Оксана – моя единственная и самая любимая женщина, моя дочь Саша – мое огромное счастье и моя родительская гордость. Кстати, дочка в актрисы не пошла, поступила в Строгановскую академию и, думаю, как ее мама, будет талантливым и успешным художником-дизайнером… Тем не менее какие-то параллели можно обнаружить, потому что все мы, заботливые родители, слеплены из одного теста (улыбается). В картине режиссера Рената Давлетьярова играю такого успешного дядьку. Он гордится всем, что в жизни сделал, он привык быть безукоризненным, властным, решать любые вопросы. Короче, он – истина в последней инстанции. Такие папаши нередко безумно любят, балуют свое чадо, прощают все проступки и грехи. Но мой герой – эгоист до мозга костей, он даже счастье дочери представляет как свое собственное, стараясь всех подмять под себя. С согласия режиссера я усилил эту линию, даже текст поменял. В одном из эпизодов Бронислав говорит дочке: «Раз ты не смогла найти человека, который нравился бы мне, поэтому будем работать с тем, кого нашла ты». И тут же рассказываю, как буду менять и «улучшать» ее молодого человека. Таких эгоистичных родителей нынче становится все больше. Заработав мешок денег, они считают, что все можно купить, даже любовь и счастье своих детей… Так что тема-то весьма серьезная, хотя «Моя безумная семья» по жанру – комедия положений.
– Вы дали Брониславу такую убийственную характеристику! Неужели в нем нет ничего для вас симпатичного?
– Почему же? У него очень симпатичные костюм, туфли, машина…
– Можно ли отнести вашу картину к понятию «кино для семейного просмотра»?
– Конечно, думаю, она будет интересна и молодежи, и взрослой аудитории. Мои наставники – Захаров, Данелия, Гайдай, Рязанов – научили меня, что комедия должна быть не просто смешной, но еще и элегантной. При этом комедийный актер вовсе не должен «корчить рожи», а может играть роль вполне серьезно. И это только усиливает комический эффект. Особенно в комедии положений. По сюжету в «Безумной семье» главный герой нанимает актеров рекламы на роли своей родни, потому что очень боится знакомить невесту и ее родителей со своей настоящей семьей. От такого контраста странных ситуаций и серьезной реакции персонажей зрителю очень смешно…
– Есть такое понятие, как «продюсерское кино», когда главным в проекте становится не режиссер, не сценарист и не актеры, а продюсер. Ренат Давлетьяров до сих пор был известен именно как успешный продюсер, чутко улавливающий запросы рынка. Его комедии «Любовь-морковь – 1, 2, 3» вот уже несколько лет становятся лидерами проката. Но теперь, в «Безумной семье», он пошел еще дальше, дебютировав в качестве режиссера… Вы не боялись довериться дебютанту?
– Я ведь сам кинопродюсер и с Ренатом давно знаком как с талантливым коллегой и серьезным конкурентом. Два года назад у нас даже возникла такая щекотливая ситуация: чтобы избежать столкновения в российском кинопрокате накануне 8 Марта двух романтических комедий с похожими названиями «Любовь в большом городе – 2» и «Ирония любви» с одним и тем же актером Алексеем Чадовым, я предложил продюсеру Ренату Давлетьярову (он занимался «Иронией любви») прилюдно и честно вытянуть жребий, кому и когда стартовать. Жребий тянул Леша Чадов. Мне, помню, досталось 25 февраля, а конкуренты вышли в марте. И никто не проиграл! Поверьте, это очень важно – проявление такой корпоративной солидарности. Ведь в свое время в аналогичной ситуации продюсеры фильмов «Обитаемый остров», «Любовь-морковь – 2» и моей картины «Стиляги» не смогли договориться, и из-за этой ошибки в накладе остались все, в том числе и зрители…
Так что, когда Ренат пригласил меня как актера в свою дебютную картину, я просто не мог не поддержать коллегу-продюсера. У Рената есть нюх, он понимает, какое кино нужно снимать, что нравится зрителям, вот и в «Безумной семье» он собрал уникальный актерский ансамбль из звезд нескольких поколений. Когда он отважился снять кино сам, конечно, рисковал, но я люблю людей рисковых. Конечно, мы спорили на площадке, особенно в первые дни, я был строптив, со многим не соглашался. Потом, на московской премьере фильма, я подарил Ренату элегантный деревянный футляр, из которого он извлек… бейсбольную биту с дарственной надписью: «Начинающему режиссеру Давлетьярову для работы с артистом Ярмольником». Комедия ведь дело тонкое: одному смешно, а другому не очень… Но мы постарались сделать так, чтобы за качество юмора в «Безумной семье» было не стыдно.
– Знаю, что вы не любите расспросов про фильм Германа «Трудно быть Богом», в котором вы снимались в главной роли долгие годы… Но все-таки когда он выйдет на экраны?
– Но все-таки это вопрос не к актеру (пока и сам мэтр не может дать четкого ответа на этот вопрос. – Прим. авт.). Могу сказать лишь одно: я горжусь тем, что работаю с таким замечательным режиссером, как Алексей Герман, и верю, что картина будет в высшей степени достойной.
– Вы человек с потрясающим чувством юмора. Как и ваш учитель – Александр Анатольевич Ширвиндт…
– О! Он гениально шутит! Помню, в Театральном училище имени Щукина в неоконченной пьесе Юрия Олеши «Черный человек», в которой я играл такого странноватого корреспондента Занда. Мне надо было взять интервью у почтмейстера, и вот мы сидим за столом с почтмейстером, пьем чай и водку. Пришел Ширвиндт на прогон и в своем стиле мрачновато произнес: «Ну, что же, смешно! Только, Леня, когда тебе наливают в стакан водку, ты попробуй на глазах у всех перелить ее в блюдце и пей, как чай, с невозмутимым видом, не замечая этого». Так вот, когда я потом играл эту сцену, как советовал Ширвиндт, зрители так хохотали, что некоторым просто плохо становилось.
Мне повезло, потому что всю жизнь меня окружали люди невероятно юморные, невероятно украшающие жизнь. Не только Ширвиндт, но и мой худрук и учитель Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Это и Леня Филатов, Олег Янковский, Саша Абдулов… И потом чувство юмора не надо путать со способностью человека все время шутить. Главное качество – умение слушать, слышать и воспринимать юмор. Знаете, есть люди, которые считают, что они очень юморные, все время шутят, но почти всегда неудачно. Таких немало. Я много раз видел, как в присутствии Ширвиндта многие начинают шутить, чтобы быть похожим на него. Не получается.
– В Москве и Петербурге вы принимаете активное участие в проектах благотворительного фонда «Артист» Евгения Миронова… Вам не жалко сил и времени на такого рода деятельность?
– Мы помогаем детям с ограниченными возможностями, но родился наш фонд из желания помочь артистам. Несколько раз в жизни я испытал горькое чувство, когда вдруг узнавал, что ушел из жизни кто-то из пожилых артистов, про которых мы давно ничего не слышали, а умер он в безденежье, не имея возможности заплатить за квартиру, за лекарства. Но гордость и воспитание этих людей не позволяли им унижаться, просить что-то для себя. Таких случаев было много, и мне становилось невероятно страшно. К сожалению, пока артист снимается и работает, он имеет средства к существованию, у него есть деньги, его все знают, узнают, просят автографы. Но стоит артисту перестать сниматься, и все быстро заканчивается…
Наш фонд помог снять документальный фильм «На своих двоих» о мальчике, который родился без ног и до 15 лет жил в детском доме. Но Саша вытянул счастливый билет. Фонд помог собрать деньги на поездку в Америку и несколько операций в госпитале в Далласе. В жизни Саши появились новые, близкие его сердцу люди, которых он назвал «мама» и «папа», младший братик Макс и друзья-волонтеры. Теперь ему предлагают на выбор поступить в один из шести (!) престижных американских университетов, а он еще выбирает…
В фильме «На своих двоих» американец, чудо-хирург Тони Херринг, который делал операции нашим детям, говорит, что в 1950-е годы в США тоже было настороженное, предвзятое отношение к инвалидам-колясочникам, на них смотрели искоса, для их передвижения в городе не было никаких приспособлений. Но и общественность, и власти обратили внимание на эту проблему, был принят необходимый закон, и сумели переломить негативное отношение.
Беседовал Виктор Казаков. Фото ИТАР-ТАСС